Консультация для воспитателей Тема: «Охрана зрения детей на занятиях в дошкольном учреждении».
консультация

Кузеванова Ирина Петровна

Охрана физического и психиче­ского здоровья детей является на современном этапе одной из важней­ших черт государ­ственной политики Российской Феде­рации. Об этом свидетельствуют и создание специ­альной федераль­ной целевой про­граммы, и внесе­ние вопросов раз­работки и исполь­зования здоровьесберегающих тех­нологий в страте­гию модернизации обра­зования.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для вза­имодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы (социальные, ди­дактические   и др.) оказывают оптимальное воздействие на осуществле­ние процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников средствами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.

В разработке подобных техноло­гий на данный момент принимают участие различные ведомства Минис­терства здравоохранения и социаль­ного развития и Министерства обра­зования и науки Российской Федера­ции. В мае 2002 года даже вышел сов­местный приказ Минздрава и Миноб­разования «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Охрана зрения детей на занятиях в дошкольном учреждении».

Составила: учитель-дефектолог Кузеванова И.П.

Охрана физического и психического здоровья детей является на современном этапе одной из важнейших черт государственной политики Российской Федерации. Об этом свидетельствуют и создание специальной федеральной целевой программы, и внесение вопросов разработки и использования здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации образования. 

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы (социальные, дидактические   и др.) оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников средствами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.

В разработке подобных технологий на данный момент принимают участие различные ведомства Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки Российской Федерации. В мае 2002 года даже вышел совместный приказ Минздрава и Минобразования «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ».

Действительно, статистические данные Московского комитета образования последних лет показывают, что к первой группе здоровья может быть отнесено только 40 % детей дошкольного возраста. При этом даже у них отмечается снижение порога жизнеустойчивости, выносливости, а также быстрое истощение резервных сил организма при дополнительной функциональной нагрузке. У оставшихся 60 % дошкольников чаще всего диагностируется ряд расстройств, в том числе и патология органов зрения.

Между тем зрение позволяет воспринимать около 80 % информации об окружающем мире. Недаром 'народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.

Наиболее распространенными нарушениями зрения у детей дошкольного возраста являются близорукость и дальнозоркость. По статистике число таких детей в дошкольном возрасте увеличивается в два раза. От 15 до 20 % детей, поступающих в первый класс, имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости.

Близорукий ребенок плохо видит предметы, находящиеся далеко от него, и, для того чтобы их рассмотреть, часто прищуривается, морщит лоб, напрягается, что вызывает излишнее утомление.

Дальнозоркий ребенок плохо видит предметы, как близко, так и далеко расположенные от него (вдали лучше, чем вблизи), и, для того чтобы рассмотреть их, должен также напрягаться. Это напряжение становится особенно значительным, если он рассматривает мелкие, близко расположенные предметы или пытается писать или читать без очков.

Дальнозоркость и близорукость в большинстве   случаев   развивается уже в дошкольном возрасте.В детском саду остроту зрения проверяют при каждом плановом педиатрическом осмотре: в возрасте трех лет - один раз в полугодие, а от четырех до семи лет - один раз в год.

Знание особенностей зрительного восприятия дошкольников позволяет воспитателю создать специальные условия для его развития и коррекции. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия, как достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

Рассмотрим их подробнее.

Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, ограничения от источников света, устранение резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света.

Следует подчеркнуть, что даже в выстроенных по типовым проектам зданиях детских учреждений и при их гигиенически соответствующей ориентации (юг, восток, юго-восток) света нередко бывает недостаточно, что связано с неправильной эксплуатацией помещений. Поэтому нельзя забывать о правильном креплении занавесей на окнах и расположении  комнатных растений. Предпочтение следует отдавать легким светлым занавесям, которые навешиваются по краям оконных проемов, а также в виде ламбрекена-оборки по всей ширине окон, не загораживая их остекления. Не допускается гардинное полотно, даже очень прозрачное, так как в нем скапливается пыль, что заметно снижает освещенность. Нельзя ставить на подоконники растения в больших горшках с высокой густой зеленью, их следует размещать в простенках.

Стекла окон должны содержаться в чистоте. Запыленность окон снижает освещенность до 40 %. Поэтому возникает необходимость еженедельной протирки стекла окон изнутри и не менее одного раза в каждый сезон снаружи. С праздничным, в том числе новогодним оформлением окон, особенно с приклеиванием к стеклу снежинок, фигурок, картинок, можно смириться только на один-два дня.

Освещенность помещений зависит также от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с высоким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола - белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевого теплого тона (самый комфортный цвет), цвета топленого молока, разных светлых оттенков желтого, пол - светлый; рабочие поверхности столов и стульев - светлого цвета натуральной древесины, учебная доска - коричневая, светло-зеленая.

Однако даже при выполнении всех этих условий в дошкольном учреждении нередко приходится прибегать к дополнительному искусственному освещению в дневные часы, так называемому совмещенному освещению (особенно в пасмурные дни). Бытует мнение, что такое освещение вредно для глаз. Это неверно. Совмещенное освещение обеспечивает нормальные условия для работы функций зрительного аппарата и зрительного восприятия окружающих объектов. Вредным являются занятия детей в сумерках. Поэтому обязательным условием организации занятий в часы сниженной естественной освещенности является использование дополнительного искусственного освещения. Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники типа СК-300 или разрешенные люстры с мягким общим освещением. В комнате размером 62 м2 обычно следует размещать б светильников. Их общая электромощность должна составлять 1800 Вт, а удельная мощность на 1 м2 - 30 Вт. Правильное размещение светильников принято в два ряда по три светильника. Расстояние от стен до светильников рекомендуется соблюдать в 1,5 м, между рядами - 3 м, что обеспечивает равномерное освещение комнаты. Конкретные рекомендации по времени и продолжительности использования искусственного освещения содержатся в световом календаре, разработанном для детских дошкольных учреждений.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы (парты), за которыми сидят дети, ставят ближе к  светонесущей стене на расстоянии 0,5 м, так чтобы свет падал слева. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы. Кроме того, они должны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше (с окнами).

Мебель должна быть подобрана в соответствии с ростом детей. Если мебель соответствует росту ребенка, то он ровно держит голову, туловище, спину, плечи, не наклоняется (особенно голову) во время занятий. При правильном положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью должно быть равно 30_35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительного восприятия. Поэтому важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Кроме того, воспитатель осуществляет контроль за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, что наблюдается у младших дошкольников (особенно если ребенок не привык носить очки).

Следует учитывать, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы рассмотреть предметы, опознать их по характерным признакам. Зная особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения, воспитатели должны способствовать полноценному познанию ими окружающего мира. Поэтому в образовательном процессе таких дошкольников чаще всего используется комплексный метод - наглядно-словесно-практический,  который способствует более прочному усвоению знании и навыков. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, поле зрения, цветоразличение, бинокулярность и др.), то к подбору и использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и демонстрационным материалом. При предъявлении предметов и объектов надо убирать из поля зрения детей все лишнее, отвлекающее их: игрушки, картины и другие предметы.

Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, то есть для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Индивидуальный иллюстративный материал (игрушки, рисунки и др.) дети должны рассматривать на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Во время рассматривания картины нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают. Поэтому лучше давать дошкольнику возможность рассматривать и отвечать на вопросы, стоя у картины. При этом воспитатель своими вопросами помогает ребенку выделять в картине главные и второстепенные объекты, побуждает его к активному восприятию содержания.

Для рассматривания иллюстрации или рисунка их обязательно надо ставить на подставку для демонстрации книг. Это позволяет ребенку изучать их не наклоняясь. Для анализа картины-образца и рисования хорошо использовать мольберты.

Используемая в образовательном процессе доска (возможна магнитная) должна быть темно-зеленого или коричневого цвета и не иметь бликов. Чтобы снять блеск с окрашенной доски, сразу после покраски и просыхания ее протирают нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен быть хорошего качества, мягким, в идеале желтого цвета.

При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) воспитатель приглашает детей к своему столу. Однако не следует постоянно использовать образцы действий и их показ, так как это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.

С учетом зрительной нагрузки, интеллектуально-двигательной активности дошкольников составляется сетка занятий на неделю. При этом следует учитывать временные нормативы проведения занятия в целом: в младшей и средней группе - 10—15 минут, в старшей - 20~25 минут, в подготовительной к школе группе -25-30 минут. Воспитателям во время занятий важно регулировать длительность напряжения аккомодации глаз, не допускать их перенапряжения. Достигнуть этого можно при своевременной смене заданий. Непрерывная зрительная работа на занятии не должна превышать 5-7 минут в младшей группе детского сада, 10 минут - в средней и 15—20 минут - в старшей и подготовительной к школе группах.

 О нарушении указанного лимита времени зрительной нагрузки свидетельствуют следующие признаки: изменение позы и поведения ребенка, чрезмерное приближение предметов к глазам во время разных видов деятельности, требующих активного участия зрения, частое прищуривание, протирание глаз (будто что-то мешает), закрывание одного глаза, поворот головы в сторону и другое.

В связи с этим в ходе занятия обязательно нужно проводить одну-две физкультминутки. Например, на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитию речи целесообразно приглашать детей к окну, чтобы посмотреть на дальние и близкие объекты, понаблюдать за состоянием погоды, движением транспорта и прочим. Для проведения физкультминуток можно воспользоваться специальным комплексом упражнений для глаз.

Приведем примеры упражнений из данного комплекса.

Упражнения, снимающие утомление и усталость с глаз

1.  Крепко зажмурить глаза на 5-7 секунд, затем широко открыть. Можно повторить несколько раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2.   Быстро моргать в течение 30-60 секунд.

Упражнение улучшает кровообращение глаз.

3. Держать палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на его кончик и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

4.  Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3~4 раза.

Упражнение улучшает циркуляцию сосудов глазного яблока.

5.  Вращать глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам, б раз влево, б - вправо.

6.  Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-50 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

7.  Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать руку и пе-ревести взгляд на кончик носа. С закрытыми глазами переводить взгляд вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.

8. Смотреть вдаль прямо перед собой 2~4 секунды, затем перевести взор на кончик носа и смотреть на него 3-5 секунд.

Упражнение для укрепления глазодвигательных мышц

1.  Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

2.  Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3.   Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

4.  Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы.

5.  Поднять глаза верх, голова неподвижна, затем опустить взгляд вниз.

Указанные упражнения можно выполнять стоя или сидя. Затем следует предложить детям походить или побегать по комнате, сделать несколько упражнений на активизацию общих движений. Благодаря физкультминутке работоспособность детей повышается.

После проведения занятия с непосредственной опорой на зрение следует переключить детей на деятельность, не требующую напряжения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если невозможно изменить характер самого занятия,  то необходимо повысить эффективность 10-минутного перерыва между занятиями. По окончании первого занятия полезно предложить детям подойти к окну и в течение 2~3 минут смотреть вдаль. То же самое целесообразно повторить и после второго занятия.

При оценке эффективности проведения подобного рода занятий следует использовать валеологический подход. По мнению академика Н.М. Амосова, это значит - обеспечить высокий уровень душевного комфорта, увеличивающий запас жизненных сил от начала к концу занятия. Это предполагает создание условий для реализации здоровье сберегающих технологий и овладение педагогическими приемами и формами организации взаимодействия педагога с детьми.

Анализ подобного занятия должен включать оценку:

-  гигиенических требований к его организации и рабочему месту с учетом, в нашем случае, особенностей зрения детей (возрастных или имеющихся зрительных нарушений);

-  внимательного отношения к детям с нарушениями зрения;

-  использования приемов поддержания доброжелательной, оптимистической атмосферы в детской группе;

- смены видов детской деятельности (предметной, игровой, продуктивной);

- времени, отведенного для повышения двигательной активности;

-  чередования ведущих типов восприятия информации (зрительно- го, слухового, двигательного, тактильного) в соответствии с рекомендованным объемом нагрузки на зрительный анализатор, оптимального сочетания сложности, эмоциональности и продуктивности материалов занятия;

- времени появления признаков реакции торможения (расслабления, зевоты, потягивания, сонливости, замедленности ответов детей, двигательной расторможенности или нарушения дисциплины и др.);

-  использования специальных упражнений для коррекции зрения и развития зрительного восприятия.

Коррекционные упражнения с дошкольниками, имеющими недостатки или нарушения зрения, следует проводить индивидуально или с 2-3 детьми (малой группой). Упражнения подбираются (или составляются) воспитателями совместно с дефектологом (тифлопедагогом) и врачом-офтальмологом (при активном участии сестры-ортоптистки). Подобные упражнения тренируют зрительные функции, способствуют формированию у детей достоверных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развивают зрительное внимание, восприятие и память.

Выполнение заданий на соединение разрезных картинок, накладывание на нарисованный контур вырезанной фигуры, подбор фигур по цвету, форме, величине; использование приемов дорисовывания, перерисовывания, закрашивания, обведение по контуру и другое также развивают зрительные функции и улучшают зрительное восприятие детей с нарушениями зрения.

Неблагоприятно чередование однотипных по характеру занятий. Если первое занятие требует статического и зрительного напряжения, желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть физкультурное или музыкальное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».

        Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс р...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, ...

Статья на тему: "Роль воспитателя в процессе адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению".

Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как этот период требует от ребенка огромных усилий....

Консультация для воспитателей детского сада Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Консультация для воспитателей детского сада "Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению"...

Консультация для воспитателей "Организация экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе дошкольного учреждения".

В представленной консультации содержится материал по организации экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе....

Консультация для воспитателей "Охрана зрения детей на занятиях в ДОУ"

Материал содержит практические рекомендации по созданию в группах детских садов безопасных условий для нормального зрительного восприятия дошкольников со зрительными  нарушениями  и профилак...