Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».
консультация (младшая группа) на тему

Петухова  Евгения Сергеевна

 

          Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки), которые обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.

Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)

Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)

Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).

Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)

Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)

Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

 

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.

Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.

Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия.

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

 

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

          Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки), которые обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.

Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)

Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)

Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).

Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)

Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)

Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.

Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.

Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, ...

Консультация для воспитателей: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание.Сенсорное в воспитание -  это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чув...

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении». Выступление на педсовете.

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание.Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств....

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

консультация для педагогов по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста....

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

консультация для воспитателей по сенсорному воспитанию детей в дошкольном учреждении...

Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении

Сенсорное воспитание детей в дошкольном учрежденииПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна Аннотация: в статье рассматриваются понятия сенсорное развитие и сенсорное воспитание дошкольн...

Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении"

quot; Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении"...