Проект "Развитие навыков продуктивной коммуникации у детей с РАС и ЗПР"
проект по коррекционной педагогике

Дмитриева Екатерина Олеговна

Актуальность данной программы вызвана проблемой приобщения к социальному миру детей с ОВЗ. Эта проблема всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация ребёнка предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад №113

Утверждаю

Заведующий МАДОУ д/с 113

____________Арчинова Н.В.

«____»__________2022г.

Проект

«Развитие навыков продуктивной коммуникации у детей с РАС и ЗПР»

Разработчики:

Карева Т.С. – педагог-психолог

Дмитриева Е.О. – учитель-дефектолог

Актуальность данной программы вызвана проблемой приобщения к социальному миру детей с ОВЗ. Эта проблема всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация ребёнка предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Взаимодействуя в семье, общественной жизни, в трудовой деятельности, люди вступают в определенные отношения. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении.

Содержание программы разработано на основе принципов:

- гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям  как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях);

- эффективности социального взаимодействия(расширение сфер общения, формирование социально-коммуникативных умений и навыков);

- природосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя);

- культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях).

Цель проекта: формирование навыков использования  средств  продуктивной  коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития дошкольного возраста,  способствующей  их  социальной  адаптации.

Задачи проекта:

  • Развитие у дошкольников с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития  умения  понимать  речь  и  выражать  свои  мысли  и  чувства  с  помощью  речи (установление  контакта  с  ребенком,  использование  речевых  и  неречевых  средств  коммуникации: слово,  мимика, жест)  и  средств  невербальной  коммуникации;
  • Стимулировать  к  различным  видам  игровой  деятельности;
  • Обучать  способам  невербального  и  вербального  общения,  направленным  на  развитие  умений  устанавливать контакты  со  взрослыми  и  детьми,  выражать  свои  чувства,  добиваться  исполнения  своих  желаний;
  • Обучать навыкам ведения диалога со сверстниками и взрослыми (соблюдение очередности в разговоре со сверстниками и взрослыми, слушание собеседника, поддержание общей темы диалога, проявление внимания, уважения к собеседнику, использование доброжелательного тона и т. п.).
  • Создание в дошкольной образовательной организации условий, направленных на развитие коммуникативной активности детей с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития в разных видах деятельности в условиях инклюзивного образования
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
  • Установление сотрудничества с семьями дошкольников с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития и родителями детей с нормой в развитии.

Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с РАС и ЗПР

А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.

Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Наиболее широкое распространение получила в связи с этим точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах А.В. Запорожца , А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.Б. Эльконина и др.

У детей с РАС и ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

В возрасте 5 – 7 лет дети с РАС и ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с РАС и ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти - шестилетнего возраста с РАС и ЗПР, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.

Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психологопедагогические условия, необходимые для их формирования.

При этом следует учитывать, что при РАС и ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений РАС и ЗПР в дошкольном возрасте.

Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении с взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при РАС и ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. Общение детей с ЗПР с взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Общение детей с РАС и ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с РАС и ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап.

Участники проекта: воспитатели старшей группы №11, подготовительной группы №8, дошкольники и родители (законные представители), педагог-психолог, учитель-дефектолог группы №11.

Сроки реализации проекта: 2022-2023 (учебный год с возможностью пролонгации)

Планируемые результаты:

  • адаптация детей с особенностями развития в группе детей, посредством сюжетно-ролевых игр,
  • развитие навыков продуктивной коммуникации  в  общении  со  взрослыми  и  детьми;
  • овладение  детьми  вербальными   и  невербальными  навыками  средствами  коммуникации (мимика,  жест,  слово);
  • формирование  навыка  высказывать  свои  потребности  при  помощи  вербальных  и  невербальных  средств;
  • развитие  способности    пользоваться шаблонами поведения    в  жизни;

1 этап: подготовительный.

Подбор информации, анкетирование родителей. Разработка информационной поддержки проекта (консультации, библиотека для родителей).

Подготовка сюжетно-ролевых игр, пособий, аудио и видео-материалов.

2 этап: основной.

Коммуникативная компетентность способна обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников, оградить его от горечи одиночества не только в детстве, но и в зрелом возрасте, поможет адаптироваться к новым жизненным условиям, облегчит переход из одной социальной среды в другую. Поэтому важно продолжать формирование коммуникативных навыков и умений: устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Задачи этапа:

- овладение разнообразными формами и средствами коммуникации в совместной продуктивной деятельности.

- приобщение к социальным ролям, правам и обязанностям;

- Адаптация к социальной среде

2.Основной  этап.

Планирование  реализации  проекта

Месяц

Тема  занятия

Цель

Содержание

Сентябрь

Осень

Запоминание  признаков  осени:

Погода, листья,  урожай,  одежда

Дифференциация  признаков  разных  времен  года.

Игра «Разложи  катринки»,

Пазлы  «Времена  года»

 Игра «Разложи  листья  по  цвету» настенный  ковролин.

Сентябрь

Огород

дифференциация

овощей  и  фруктов.

Игра  «Разложи  овощи  и  фрукты» на магнитной  доске.

Игра «Что  где растет?» Фетр.

Октябрь

Ферма

Запоминание  домашних  животных,

Игра  «Покорми  животных. Кто,  что  ест?»,

Игра  с  обьемными  фигурками  животных «Кто  где  живет?»

Октябрь

Дикие  животные

Запоминание  диких  животных, дифференциация домашних

и диких  животных.

Настенный  фланелеграф «Кто  живет  в  лесу?»

Игра  с  обьемными  фигурками  животных «Кто  где  живет?»

Ноябрь

Зоопарк

Запоминание африканских животных

Игра  с  обьемными  фигурками  животных «Кто  где  живет?»

 Пазлы  с  африканскими животными.

Ноябрь

Магазин

Товары  в  магазине  по  категориям.

Игра  «Разложи  покупки  в  холодильник»

Игра  с  кассой «Магазин»

Игра  «Купи  продукты  на  суп»

Декабрь

Признаки  зимы

Запоминание  признаков  зимы:

Снег,  одежда, виды  развлечений.

Дифференциация  признаков  разных  времен  года.

Игра «Разложи  катринки»,

Пазлы  «Времена  года»

Игра « Зима  в  лесу» настенный  фланелеграф.

Игра  «Зимовье  зверей»

Декабрь

Елочные  украшения

 Запоминание  атрибутов праздника  Новый год.

Игра «Наряди  елку»  из  ковролина

Игра «Развесь  снежинки» ,  пластмассовые.

Игра  «Повесь  гирлянду»

Лепка  из  пластилина «Снег»,  «Елочные  шары»

Январь

Одежда

Развитие  навыков классификации  одежды

Игра  «Наряди  Мишку» деревянная

Игра  «Наряди  куклу» ковролин.

Игра  «Разложи  по  группам» (Обувь,  одежда,  головные  уборы)деревянные

Январь

Дом

Развитие  навыков классификации комнат  в  доме,  что  в  них  находится. Что  делают  люди  в  разных  помещениях.

Игра «Расставь  мебель в  кукольном  доме»

Деревянные  пазлы  «Дом»

Сортер  «Мебель».

Февраль

Мебель

Развитие  навыков  классификации  предметов.

Сортер  «Мебель».

Игра «Разложи  одежду  и  мебель»»

Февраль

Посуда

Развивать  взаимосвязь  предметов  и  действий  человека.

Игра  «Покормить  кукол  из  посудки»

Игра «Приготовить  чай  для  друзей»

Сортер  «Посуда»

Март

Весна

Запоминание  признаков  весны:

Погода,  одежда, что  происходит  в  природе.

Игра «Разложи  катринки»,

Пазлы  «Времена  года»

Игра «Прогулка  в  весенний  лес» настенный  ковролин

Март

Мамин  праздник

Закрепление  навыков  совместной  коммуникации

Групповая  аппликация «Подарок  маме»

Апрель

Транспорт воздушный

Дифференциация    разных  видов  транспорта

Игра  «На  чем  полетим?»  с  обьемными  предметами.

Игра  «Куда  полетим?»  картинки

Сюжетно-ролевая  игра  «Самолет»

Апрель

Космос

Ознакомление  с   информацией  по  теме

(Солнце,  Луна,  звезды,  планеты,  космос)

Групповая  аппликация  «Ракета»

Игра  «Что  есть  в  космосе?» ковролин.

Космонавт в скафандре.

Май

Транспорт  наземный

Дифференциация    разных  видов  транспорта.

Игра  «Разложи,  что  летит,  плывет  и  едет?»

Сюжетно-ролевая  игра «Автобус»

Май

Светофор

Закрепление  правил  дорожного  движения

Игра   сюжетно-  ролевая с  атрибутами  «Пешеходный  переход»

Работа  с  родителями:

1.Закрепление  полученных  навыков  дома (играть  в  такие же  игры)

2.Выставка  коллективных  работ.

3.Разучивание    и  использование карточек «ПЕКС»

   3.Заключительный  этап.

     Повторное  наблюдение

Подведение  итогов.

Оформление  презентации.

Работа  в  данном  направлении  способствует  реализации  новых  форм  общения  с  детьми,  индивидуальному  подходу  к  каждому  ребенку.

Мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами альтернативной коммуникации включал в себя 17 показателей. На начало года 70% показателей имели низкий уровень развития:

  1. Владение указательным жестом
  2. Умение здороваться-прощаться
  3. Умение положительно взаимодействовать со взрослыми и детьми
  4. Умение выполнять действия по подражанию
  5. Умение слушать говорящего
  6. Умение адекватно реагировать на похвалу и порицание
  7. Умение использовать полученную информацию
  8. Привлечение внимания
  9. Навык обращения за помощью
  10. Звукоподражания

Наконец года на низком уровне остались следующие показатели:

  1. Умение положительно взаимодействовать со сверстниками
  2. Умение слушать говорящего
  3. Умение использовать полученные навыки

На начало года 18% показателей были развиты на среднем уровне:

  1. Реагирование на собственное имя
  2. Умение выражать свои желания
  3. Понимание простых инструкций – дай, возьми, сядь

К концу года на средний уровень вышли 65% показателей:

  1. Владение указательным жестом
  2. Умение здороваться-прощаться
  3. Умение положительно взаимодействовать со взрослыми
  4. Умение выполнять действия по подражанию
  5. Умение адекватно реагировать на похвалу и порицание
  6. Умение выражать свои желания
  7. Умение понимать простые инструкции
  8. Привлечение внимания
  9. Навык обращения за помощью
  10. Звукоподражания

На начало года высокий уровень имели 12% показателей:

  1. Знание собственного имени
  2. Вокализации

На конец года 18% процентов показателей имеют высокий уровень развития:

  1. Знание собственного имени
  2. Вокализации
  3. Реагирование на собственное имя

В начале года также была проведена диагностика симптомов нарушений поведения и эмоций по 21 показателю:

  1. Агрессивность
  2. Вспыльчивость
  3. Негативизм
  4. Демонстративность
  5. Обидчивость
  6. Конфликтность
  7. Эмоциональная отгороженность
  8. Дурашливость
  9. Нерешительность
  10.  Страхи
  11.  Тревожность
  12.  Скованность
  13.  Заторможенность
  14.  Эгоцентричность
  15.  Избегание умственных усилий
  16.  Дефицит внимания
  17.  Расторможенность (двигательная)
  18.  Расторможенность (речевая)
  19.  Понимание словесных инструкций
  20.  Застреваемость
  21.  Работоспособность

Сводный анализ симптомов нарушений поведения и эмоций на начало и конец года.

Показатели

Низкий

Средний

Высокий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

  1. Агрессивность

66%

50%

17%

50%

17%

0%

  1. Вспыльчивость

83%

66%

0%

34%

17%

0%

  1. Негативизм

17%

34%

66%

66%

17%

0%

  1. Демонстративность

0%

17%

83%

66%

17%

17%

  1. Обидчивость

50%

50%

33%

50%

17%

0%

  1. Конфликтность

0%

0%

66%

66%

34%

34%

  1. Эмоциональная отгороженность

33%

33%

17%

50%

50%

17%

  1. Дурашливость

50%

34%

33%

66%

17%

0%

  1. Нерешительность

34%

66%

66%

34%

0%

0%

  1. Страхи

33%

33%

50%

50%

17%

17%

  1. Тревожность

33%

33%

50%

50%

17%

17%

  1. Скованность

100%

83%

0%

17%

0%

0%

  1. Заторможенность

34%

66%

66%

34%

0%

0%

  1. Эгоцентричность

34%

17%

66%

83%

0%

0%

  1. Избегание умственных усилий

17%

17%

50%

66%

33%

17%

  1. Дефицит внимания

17%

17%

66%

83%

17%

0%

  1. Расторможенность (двигательная)

0%

0%

34%

34%

66%

66%

  1. Расторможенность (речевая)

50%

50%

33%

33%

17%

17%

  1.  Нарушение понимания словесных инструкций

17%

33%

33%

17%

50%

50%

  1. Застреваемость

0%

0%

100%

83%

0%

17%

  1. Работоспособность

34%

50%

66%

50%

0%

0%

Вывод: Значительно снизились (улучшились) следующие показатели:

  • Агрессивность
  • Вспыльчивость
  • Негативизм
  • Обидчивость
  • Эгоцентричность
  • Эмоциональная отгороженность

Незначительные изменения в сторону улучшения произошли по таким показателям как:

  • Демонстративность
  • Дефицит внимания
  • Избегание умственных усилий

Остались на следующем уровне следующие показатели:

  • Конфликтность
  • Нерешительность
  • Страхи
  • Тревожность
  • Заторможенность
  • Речевая и двигательная расторможенность
  • Нарушение понимания словесных инструкций

Ухудшились следующие показатели:

  • Скованность
  • Застреваемость
  • Работоспособность

В следующем учебном году планируется продолжение проекта с привлечением музыкального руководителя для наиболее успешной адаптации и развития продуктивной коммуникации у детей с РАС и ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникации у детей с проблемами в речевом развитии

Для полноценного речевого развития рбенка нужна необходимая среда. Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение....

Презентация "Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД"

Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД...

Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей :- 1-ой младшей группы;- 2-ой младшей группы;- средней группы;- старшей группы....

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникации у детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков можно выделить - игру. Ведь именно для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре дети отра...

Применение навыков продуктивной деятельности в социализации детей ОВЗ

Социально-коммуникативное  развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.В связи реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие...

Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с РАС дошкольного возраста

Методическая  разработка по работе с детьми с РАС. Один из видов работы по формированию навыков коммуникации....

Общие рекомендации по формированию навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Поэтому формирование коммуникативных навыков -одно из ведущих направлений психолого-педагоггической коррекции рас...