Проект "Развитие навыков продуктивной коммуникации у детей с РАС и ЗПР"
проект по коррекционной педагогике
Актуальность данной программы вызвана проблемой приобщения к социальному миру детей с ОВЗ. Эта проблема всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация ребёнка предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад №113
Утверждаю
Заведующий МАДОУ д/с 113
____________Арчинова Н.В.
«____»__________2022г.
Проект
«Развитие навыков продуктивной коммуникации у детей с РАС и ЗПР»
Разработчики:
Карева Т.С. – педагог-психолог
Дмитриева Е.О. – учитель-дефектолог
Актуальность данной программы вызвана проблемой приобщения к социальному миру детей с ОВЗ. Эта проблема всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация ребёнка предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Взаимодействуя в семье, общественной жизни, в трудовой деятельности, люди вступают в определенные отношения. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении.
Содержание программы разработано на основе принципов:
- гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях);
- эффективности социального взаимодействия(расширение сфер общения, формирование социально-коммуникативных умений и навыков);
- природосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя);
- культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях).
Цель проекта: формирование навыков использования средств продуктивной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития дошкольного возраста, способствующей их социальной адаптации.
Задачи проекта:
- Развитие у дошкольников с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития умения понимать речь и выражать свои мысли и чувства с помощью речи (установление контакта с ребенком, использование речевых и неречевых средств коммуникации: слово, мимика, жест) и средств невербальной коммуникации;
- Стимулировать к различным видам игровой деятельности;
- Обучать способам невербального и вербального общения, направленным на развитие умений устанавливать контакты со взрослыми и детьми, выражать свои чувства, добиваться исполнения своих желаний;
- Обучать навыкам ведения диалога со сверстниками и взрослыми (соблюдение очередности в разговоре со сверстниками и взрослыми, слушание собеседника, поддержание общей темы диалога, проявление внимания, уважения к собеседнику, использование доброжелательного тона и т. п.).
- Создание в дошкольной образовательной организации условий, направленных на развитие коммуникативной активности детей с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития в разных видах деятельности в условиях инклюзивного образования
- Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
- Установление сотрудничества с семьями дошкольников с расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития и родителями детей с нормой в развитии.
Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с РАС и ЗПР
А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Наиболее широкое распространение получила в связи с этим точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах А.В. Запорожца , А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.Б. Эльконина и др.
У детей с РАС и ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.
В возрасте 5 – 7 лет дети с РАС и ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с РАС и ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти - шестилетнего возраста с РАС и ЗПР, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психологопедагогические условия, необходимые для их формирования.
При этом следует учитывать, что при РАС и ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений РАС и ЗПР в дошкольном возрасте.
Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении с взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при РАС и ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. Общение детей с ЗПР с взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Общение детей с РАС и ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с РАС и ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
- Основной этап
- Заключительный этап.
Участники проекта: воспитатели старшей группы №11, подготовительной группы №8, дошкольники и родители (законные представители), педагог-психолог, учитель-дефектолог группы №11.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 (учебный год с возможностью пролонгации)
Планируемые результаты:
- адаптация детей с особенностями развития в группе детей, посредством сюжетно-ролевых игр,
- развитие навыков продуктивной коммуникации в общении со взрослыми и детьми;
- овладение детьми вербальными и невербальными навыками средствами коммуникации (мимика, жест, слово);
- формирование навыка высказывать свои потребности при помощи вербальных и невербальных средств;
- развитие способности пользоваться шаблонами поведения в жизни;
1 этап: подготовительный.
Подбор информации, анкетирование родителей. Разработка информационной поддержки проекта (консультации, библиотека для родителей).
Подготовка сюжетно-ролевых игр, пособий, аудио и видео-материалов.
2 этап: основной.
Коммуникативная компетентность способна обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников, оградить его от горечи одиночества не только в детстве, но и в зрелом возрасте, поможет адаптироваться к новым жизненным условиям, облегчит переход из одной социальной среды в другую. Поэтому важно продолжать формирование коммуникативных навыков и умений: устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Задачи этапа:
- овладение разнообразными формами и средствами коммуникации в совместной продуктивной деятельности.
- приобщение к социальным ролям, правам и обязанностям;
- Адаптация к социальной среде
2.Основной этап.
Планирование реализации проекта
Месяц | Тема занятия | Цель | Содержание |
Сентябрь | Осень | Запоминание признаков осени: Погода, листья, урожай, одежда Дифференциация признаков разных времен года. | Игра «Разложи катринки», Пазлы «Времена года» Игра «Разложи листья по цвету» настенный ковролин. |
Сентябрь | Огород | дифференциация овощей и фруктов. | Игра «Разложи овощи и фрукты» на магнитной доске. Игра «Что где растет?» Фетр. |
Октябрь | Ферма | Запоминание домашних животных, | Игра «Покорми животных. Кто, что ест?», Игра с обьемными фигурками животных «Кто где живет?» |
Октябрь | Дикие животные | Запоминание диких животных, дифференциация домашних и диких животных. | Настенный фланелеграф «Кто живет в лесу?» Игра с обьемными фигурками животных «Кто где живет?» |
Ноябрь | Зоопарк | Запоминание африканских животных | Игра с обьемными фигурками животных «Кто где живет?» Пазлы с африканскими животными. |
Ноябрь | Магазин | Товары в магазине по категориям. | Игра «Разложи покупки в холодильник» Игра с кассой «Магазин» Игра «Купи продукты на суп» |
Декабрь | Признаки зимы | Запоминание признаков зимы: Снег, одежда, виды развлечений. Дифференциация признаков разных времен года. | Игра «Разложи катринки», Пазлы «Времена года» Игра « Зима в лесу» настенный фланелеграф. Игра «Зимовье зверей» |
Декабрь | Елочные украшения | Запоминание атрибутов праздника Новый год. | Игра «Наряди елку» из ковролина Игра «Развесь снежинки» , пластмассовые. Игра «Повесь гирлянду» Лепка из пластилина «Снег», «Елочные шары» |
Январь | Одежда | Развитие навыков классификации одежды | Игра «Наряди Мишку» деревянная Игра «Наряди куклу» ковролин. Игра «Разложи по группам» (Обувь, одежда, головные уборы)деревянные |
Январь | Дом | Развитие навыков классификации комнат в доме, что в них находится. Что делают люди в разных помещениях. | Игра «Расставь мебель в кукольном доме» Деревянные пазлы «Дом» Сортер «Мебель». |
Февраль | Мебель | Развитие навыков классификации предметов. | Сортер «Мебель». Игра «Разложи одежду и мебель»» |
Февраль | Посуда | Развивать взаимосвязь предметов и действий человека. | Игра «Покормить кукол из посудки» Игра «Приготовить чай для друзей» Сортер «Посуда» |
Март | Весна | Запоминание признаков весны: Погода, одежда, что происходит в природе. | Игра «Разложи катринки», Пазлы «Времена года» Игра «Прогулка в весенний лес» настенный ковролин |
Март | Мамин праздник | Закрепление навыков совместной коммуникации | Групповая аппликация «Подарок маме» |
Апрель | Транспорт воздушный | Дифференциация разных видов транспорта | Игра «На чем полетим?» с обьемными предметами. Игра «Куда полетим?» картинки Сюжетно-ролевая игра «Самолет» |
Апрель | Космос | Ознакомление с информацией по теме (Солнце, Луна, звезды, планеты, космос) | Групповая аппликация «Ракета» Игра «Что есть в космосе?» ковролин. Космонавт в скафандре. |
Май | Транспорт наземный | Дифференциация разных видов транспорта. | Игра «Разложи, что летит, плывет и едет?» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» |
Май | Светофор | Закрепление правил дорожного движения | Игра сюжетно- ролевая с атрибутами «Пешеходный переход» |
Работа с родителями:
1.Закрепление полученных навыков дома (играть в такие же игры)
2.Выставка коллективных работ.
3.Разучивание и использование карточек «ПЕКС»
3.Заключительный этап.
Повторное наблюдение
Подведение итогов.
Оформление презентации.
Работа в данном направлении способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.
Мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами альтернативной коммуникации включал в себя 17 показателей. На начало года 70% показателей имели низкий уровень развития:
- Владение указательным жестом
- Умение здороваться-прощаться
- Умение положительно взаимодействовать со взрослыми и детьми
- Умение выполнять действия по подражанию
- Умение слушать говорящего
- Умение адекватно реагировать на похвалу и порицание
- Умение использовать полученную информацию
- Привлечение внимания
- Навык обращения за помощью
- Звукоподражания
Наконец года на низком уровне остались следующие показатели:
- Умение положительно взаимодействовать со сверстниками
- Умение слушать говорящего
- Умение использовать полученные навыки
На начало года 18% показателей были развиты на среднем уровне:
- Реагирование на собственное имя
- Умение выражать свои желания
- Понимание простых инструкций – дай, возьми, сядь
К концу года на средний уровень вышли 65% показателей:
- Владение указательным жестом
- Умение здороваться-прощаться
- Умение положительно взаимодействовать со взрослыми
- Умение выполнять действия по подражанию
- Умение адекватно реагировать на похвалу и порицание
- Умение выражать свои желания
- Умение понимать простые инструкции
- Привлечение внимания
- Навык обращения за помощью
- Звукоподражания
На начало года высокий уровень имели 12% показателей:
- Знание собственного имени
- Вокализации
На конец года 18% процентов показателей имеют высокий уровень развития:
- Знание собственного имени
- Вокализации
- Реагирование на собственное имя
В начале года также была проведена диагностика симптомов нарушений поведения и эмоций по 21 показателю:
- Агрессивность
- Вспыльчивость
- Негативизм
- Демонстративность
- Обидчивость
- Конфликтность
- Эмоциональная отгороженность
- Дурашливость
- Нерешительность
- Страхи
- Тревожность
- Скованность
- Заторможенность
- Эгоцентричность
- Избегание умственных усилий
- Дефицит внимания
- Расторможенность (двигательная)
- Расторможенность (речевая)
- Понимание словесных инструкций
- Застреваемость
- Работоспособность
Сводный анализ симптомов нарушений поведения и эмоций на начало и конец года.
Показатели | Низкий | Средний | Высокий | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
| 66% | 50% | 17% | 50% | 17% | 0% |
| 83% | 66% | 0% | 34% | 17% | 0% |
| 17% | 34% | 66% | 66% | 17% | 0% |
| 0% | 17% | 83% | 66% | 17% | 17% |
| 50% | 50% | 33% | 50% | 17% | 0% |
| 0% | 0% | 66% | 66% | 34% | 34% |
| 33% | 33% | 17% | 50% | 50% | 17% |
| 50% | 34% | 33% | 66% | 17% | 0% |
| 34% | 66% | 66% | 34% | 0% | 0% |
| 33% | 33% | 50% | 50% | 17% | 17% |
| 33% | 33% | 50% | 50% | 17% | 17% |
| 100% | 83% | 0% | 17% | 0% | 0% |
| 34% | 66% | 66% | 34% | 0% | 0% |
| 34% | 17% | 66% | 83% | 0% | 0% |
| 17% | 17% | 50% | 66% | 33% | 17% |
| 17% | 17% | 66% | 83% | 17% | 0% |
| 0% | 0% | 34% | 34% | 66% | 66% |
| 50% | 50% | 33% | 33% | 17% | 17% |
| 17% | 33% | 33% | 17% | 50% | 50% |
| 0% | 0% | 100% | 83% | 0% | 17% |
| 34% | 50% | 66% | 50% | 0% | 0% |
Вывод: Значительно снизились (улучшились) следующие показатели:
- Агрессивность
- Вспыльчивость
- Негативизм
- Обидчивость
- Эгоцентричность
- Эмоциональная отгороженность
Незначительные изменения в сторону улучшения произошли по таким показателям как:
- Демонстративность
- Дефицит внимания
- Избегание умственных усилий
Остались на следующем уровне следующие показатели:
- Конфликтность
- Нерешительность
- Страхи
- Тревожность
- Заторможенность
- Речевая и двигательная расторможенность
- Нарушение понимания словесных инструкций
Ухудшились следующие показатели:
- Скованность
- Застреваемость
- Работоспособность
В следующем учебном году планируется продолжение проекта с привлечением музыкального руководителя для наиболее успешной адаптации и развития продуктивной коммуникации у детей с РАС и ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникации у детей с проблемами в речевом развитии
Для полноценного речевого развития рбенка нужна необходимая среда. Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение....

Презентация "Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД"
Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД...
Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей :- 1-ой младшей группы;- 2-ой младшей группы;- средней группы;- старшей группы....

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникации у детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков можно выделить - игру. Ведь именно для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре дети отра...

Применение навыков продуктивной деятельности в социализации детей ОВЗ
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.В связи реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие...

Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с РАС дошкольного возраста
Методическая разработка по работе с детьми с РАС. Один из видов работы по формированию навыков коммуникации....
Общие рекомендации по формированию навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Поэтому формирование коммуникативных навыков -одно из ведущих направлений психолого-педагоггической коррекции рас...