Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей дошкольного возраста
картотека на тему

Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей :

- 1-ой младшей группы;

- 2-ой младшей группы;

- средней группы;

- старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 младшая группа

“Ласка” 

Цель:

 развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми, налаживание контакта.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Материал и оборудование:

мягка игрушка (кошка)

Ход игры:

Воспитатель: «Малыши, давайте мы с вами погладим игрушку».

Воспитатель на собственно примере показывает, как это надо делать. Воспитатель: «Покажите мне, как вы это умеете делать»

Воспитатель дает каждому ребенку по очереди погладить мягкую игрушку.

Воспитатель: «Гладьте мягко, неторопливо, чтобы ей было приятно. Давайте скажем ей, какая она хорошая».

Воспитатель с детьми: «Хорошая кошка, красивая»

Воспитатель: «Посмотрите, какие у нее красивые глазки, какая мягка шерстка. Какая у нас красивая кошечка. Ребята, вы все молодцы, вы очень хорошо и аккуратно гладили кошечку и она осталась довольна ».

«Зайку бросила хозяйка»

Цель:

развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми, налаживание контакта.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  5. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворение «Зайку бросила хозяйка»
Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. 

Воспитатель: «Детишки, к нам в гости пришел Зайка, он плачет, ему плохо, его бросила хозяйка. Давайте пожалеем зайку.»

Воспитатель вместе с детьми: «Не плач, зайка. Ты красивый, ласковый»
Дети по очереди жалеют Зайку.

Воспитатель: «Вот какие мы молодцы, зайка успокоился и перестал грустить. Очень важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.»

Хлопаем в ладоши!

Цель:

 развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  5. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.

Ход игры: 

Воспитатель хлопает в ладоши и говорит: « Хлопну я в ладоши, буду я хороший; хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!»
Воспитатель: «Малыши, а теперь давайте похлопаем в ладоши вместе».

Дети с воспитателем хлопают в ладоши.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень хорошо и громко хлопали». Если малыш не повторяет действия воспитателя, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими.

Котёнок

Цель:

 развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: 

мягкая игрушка котёнок.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  5. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.

Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришёл котёнок. Смотрите, какой он маленький, пушистый. Давайте погладим его, вот так (действие сопровождается стихотворением):
Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, давайте теперь напоим котёнка молочком, посмотрим как он умеем махать хвостиком»

“До свидания – здравствуй” (2-3 года).

Цель: 

развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  5. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, как можно попрощаться друг с другом с помощью движения рук?»

Дети показывают, как они умеют прощаться.

Воспитатель: «Правильно прощаться нужно вот так(воспитатель сам показывает жест: поднимает руку вверх и машет кистью (от себя))».

Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все хорошо научились правильно прощаться и здороваться».


2 младшая

“Проснись”

Цель:

развитие эмоционального общения и формирование у детей бережного отношения к животным и людям
Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;


Материал: спящая игрушка;
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, смотрите, как сладко спит наша игрушка. Давайте разбудим её нежным, мягким прикосновением руки и ласковыми словами»
Воспитатель с детьми: «Проснись, моё солнышко!».
Воспитатель: «Как здорово, игрушка проснулась. А сейчас давайте поиграем вот так: я буду - дочкой, а вы - родителями. Постарайтесь разбудить меня ласковыми словами, нежным голосов, мягкими прикосновениями»
Дети: «Проснись, наша хорошая, ласковая, добрая»
Воспитатель: «Очень хорошо, вы очень хорошо меня разбудили»

Ау!

Цель:

 развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Задачи:
1)Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2)Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
3)Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
4)Уметь слушать друг друга;
5)Интерес к друг другу через игровые действия

Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, давайте выберем одного человека, который будет ведущим при помощи считалки»
Воспитатель с детьми
«Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду,
И кричала "Ку-ку-мак -
Отжимай один кулак!»
Воспитатель: «Маша, у нас будет стоять спиной ко всем остальным ребятам, она потерялась у нас в лесу. Кто то из ребят должен крикнуть Маше: «ау!», а Маша должна угадать, кто ее звал.

« Давайте познакомимся!»

Цель:

 развитие навыков общения, сближение детей друг с другом и воспитателем.

Задачи: 
1)Развивать речь детей;
2) развивать произносительную сторону речи;
3) развивать умение слушать друг друга.

Материалы и оборудования: 

мячик или кегля.

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, давайте сядем в круг и будем передавать друг другу эстафету (мячик, кеглю). Когда у вас оказывается эстафета, вы должны сказать как вас зовут»

Воспитатель: «Я начинаю. Меня зовут Лера»
Воспитатель передает мячик ребенку и дети продолжают представляться и передавать эстафету.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай

Цель:

 развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  3. развивать умение слушать воспитателя;

Ход игры: 

Воспитатель: «Дети, сейчас я буду называть предложения, а вы должны будете показать свое отношение к нему, похлопав в ладоши, если вы согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно».

Воспитатель: «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

Дети топают ногами, потому что утверждение неверно.

Воспитатель: «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

Дети хлопают в ладоши, потому что они согласны. Воспитатель задает еще несколько вопросов.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы внимательно слушали и правильно отвечали на мои вопросы».

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»


Цель: 

развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Задачи:
1)Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
2)Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
3)Развитие мелкой моторики;
4)Формирование правильной диалоговой речи.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, давайте превратим наши пальчики в злых волчат и добрых зайчат. На одной ручке будут злые волчата, а на другой добрые зайчата. Представим, что зайчики встретили волчат в лесу, они должны познакомится, поиграть и, может быть, поссориться. Повторяйте слова и движения за мной ».
Воспитатель с детьми: 
«Привет, зайчики»
«Привет, волчата»
«Давайте дружить»
«Давайте поиграем в прятки»
Дети производят диалог одновременно с работой пальчиков.


Средняя группа

Зеркала

Цель: 

развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  2. улучшение коллективных взаимоотношений.

Ход игры: 

Воспитатель: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Зеркала»».

Воспитатель или один ребенок с помощью считалочки выбирает ведущего.

Воспитатель: «Таня, ты ведущий, вставай  в центре комнаты, а все остальные обступайте ее полукругом. Теперь ведущий может показывать любые движения, а все остальные должны повторять за ним. Тот, кто ошибается – выбывает. Тот из вас, кто победит – станет следующим ведущим».

Необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Задачи:
1)Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2)Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
3)Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
4)Умение работать в команде;
5)Преодоление робости перед телесным контактом.
Материал: газета;
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся с вами на команды по 4 человека»
Воспитатель: «Молодцы! Сейчас я перед каждой командой положу развернутую газету, ваша задача вчетвером встать на нее по моему сигналу. Когда вы встанете, я должна зафиксировать ваше положение. Давайте попробуем.»
Дети встают.
Воспитатель: «Очень хорошо, а теперь я сложу пополам газету, а ваша задача также вчетвером поместиться на нее»
Дети выполняют. Газета складывается до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. Можно подсказать детям, что для победы им нужно обняться, тогда расстояние между ними сократится.

«КОМПЛИМЕНТ»

Цель:

Развитие эмоционального общения детей друг с другом

Задачи:

  1. развитие свободного общения детей со сверстниками;
  2. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  4. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  5. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом.

Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется «Комплимент»».

Воспитатель: « Садимся все в круг. Теперь по очереди каждый из вас будет  говорит своему соседу фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…»».

 Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

Подари улыбку другу

Цель: 

Развитие мимики и коммуникативных навыков. Активизация эмоциональной памяти.

Задачи:
1)Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2)Развитие положительного отношения друг к другу;
3)Развитие эмоций в игровой деятельности;
4)Умение слушать.

Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, встанем в круг. Теперь каждый найдите себе пару, покружитесь с ней, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, обнимитесь. И потом опять разбегитесь и встаньте в круг. Выбираете себе новую пару и все повторяете»
Дети выполняют движения под слова: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Приветствие


Цель: Преодоление тактильных барьеров.
Задачи: 
1)Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2)Умение работать в паре;
3)Преодоление робости перед телесным контактом.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся на пары. Ваша задача по моей команде быстро поздороваться друг с другом разными частями тела (правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т.д). 
Воспитатель показывает пример. Дети могут поменять несколько партнеров.


Старшая группа

Игра: «Рисуем всей группой»

Цель:

Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества


Задачи:

1. Обучать умению договариваться;

2. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.

3. Развитие свободного общения детей друг с другом


Материал:

лист ватмана, карандаши или фломастеры.
Ход игры: 
Воспитатель: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один карандаш или фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом карандашами».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
Воспитатель: « Ребята, если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится».

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Задачи:

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  3. обучать умению договариваться;
  4. развивать умение общаться в паре

Материалы и оборудование:

Ленточка шириной 30-40 см

Ход игры:

 Воспитатель: «Ребята, давайте мы поиграем в игру, которая называется «На мостике». Вам надо будет пройти по мостику(по ленточкам шириной 30-40 см) через пропасть. Два человека должны будут одновременно идти с двух сторон навстречу друг другу, иначе мостик перевернется. Вам нельзя переступать черту (ленточки), так как тогда будет считаться, что вы свалились в пропасть и тогда вы выбываете из игры, а вместе с вами и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два человека идут по «мостику», все остальные должны  активно «болеть» за них. Когда два человека встретятся на середине мостика, им необходимо будет аккуратно поменяться местами и дойти до конца».

Приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью.

Живая картина

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. развитие свободного общения детей друг с другом;
  2. обучать умению договариваться, находить общий язык;
  3. развитие во всех компонентах устной речи детей;
  4. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, давайте мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего».

Либо сам воспитатель, либо один ребенок с помощью считалочки выбирает ведущего.

Воспитатель: « Вам надо создать общую сценку и замереть. Изменить позу вы можете лишь после того, как водящий угадает название «картины». Для того, чтобы создать общую сценку, вам необходимо сначала всем вместе обсудить, что именно вы будете показывать водящему».

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.
Задачи:
1)Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2)Развитие диалоговой формы речи;
3)Умение слушать и не перебивать друг друга.


Материал и оборудования: мячик
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, встанем с вами в круг. Миша начинает. Правила игры таковы: тот у кого мячик, задает вопрос и кидает мячик другому игроку. Партнер, поймав мячик, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д
Например: «Какой суп ты больше всего любишь кушать?» — «Борщ». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).

Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи: 
1)Помогает увидеть общие связи между детьми
2)Развивать произносительную сторону речи
3)Развивать диалогическую речь.
Материал и оборудование: клубок ниток.
Ход игры: 
Воспитатель: «Ребята, садимся все в полукруг. У меня есть клубок ниток, я задаю кому-либо вопрос и наматываю немного нитки на палец. Потом передаю клубок отвечающему, тот отвечает на него и наматывает себе на пальчик нитку. Дальше задает вопрос тот, у кого клубок и передает следующему игроку. Если кто-то из вас затрудняется с ответом, то он возвращает клубок тому, кто задавал вопрос.
Примеры вопросов: Как тебя зовут? Что ты любишь? Чего ты боишься?
Когда все участники соединились ниточкой, воспитатель фиксирует внимание и говорит: «Все люди чем-то похожи и это сходство, найти достаточно легко. Видите, мы все соединены ниточкой между собой. Всегда веселее и лучше, когда есть друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...

Картотека дидактических игр на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.

Собрание игр на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя у детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей старшей группы

Картотека дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей старшей группы...

картотека дидактических игр по развитию диалогической речи для детей дошкольного возраста

Картотека дидатических игр по развитию диалогической речи для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей 5-7 лет

КАРТОТЕКА дидактических игр по развитию навыков коммуникации у детей 5-7 лет...