Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникации у детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков можно выделить - игру. Ведь именно для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре дети отражают различные стороны жизни, примеряют на себя роли взрослого, уточняют свои знания об окружающей действительности. У детей с ограниченными возможностями здоровья медленно формируются и закрепляются речевые навыки общения. Такие дети имеют определенные сложности в общении со сверстниками и взрослыми, иногда даже отказываясь от речевого общения. И именно в игре они имеют возможность раскрыться и общаться, развивая свой потенциал и способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зорина М.М.
Роль сюжетно–ролевых игр в развитии навыков коммуникации
у старших дошкольников с ОВЗ.
Счастье – это когда тебя понимают! Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства – зависит очень многое.
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыков – навыков общения.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка.
Исследователи Алексеева М.М., Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:
1. собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно); говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией; умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление); умение общаться в паре, группе; умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения.
2. неречевые (невербальные) – уместное использование мимики и жестов.
Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее сензитивным для этого является период дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать человеческие морально – этические отношения и нормы поведения. Для них становится важным общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Важна оценка взрослым не умений ребенка, а его личности в целом. И только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые не могут иметь со взрослыми.
У детей с ОВЗ чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, понижена речевая активность, бедность речевого общения. ( Рубенштейн С.Я.)
Нередко такие дети стараются избежать речевого общения, они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником (взрослым) возникает, он бывает весьма кратковременным и неполноценным. Это связано с рядом причин:
- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа.
- бедный словарный запас;
- непонимание собеседника.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить – игру.
Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вид деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.
Основное значение сюжетно – ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения.
Игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.
Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры в том, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Игры детей с особенностями в развитии отличаются от игр нормально развивающихся детей:
- они не включаются в игру по собственной инициативе (будут наблюдать);
- организатором игры – взрослый;
- безразличны к оценка сверстников в свой адрес;
- нет явных предпочтений в общении со сверстниками, нет устойчивых пар, групп;
- играю в основном в одиночку;
- если игра вдвоем, то действия будут носить несогласованный порядок. Это игра “рядом”, а не совместная деятельность.
Цели игры:
1. игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника (действуя с предметами – заместителями ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве);
2. играет решающее значение для развития воображения;
3. в ходе игры разворачивается общение ребенка со сверстниками;
4. развивает навыки самоорганизации (выбрать тему, роль, предметы, инструменты).
Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая, или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Сюжетно – ролевая игра имеет свою специфическую структуру, состоящую из компонентов: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры, без него нет самой игры. Сюжеты достаточно многообразны. Условно все сюжеты делят на:
- бытовые (игры в семью, парикмахерскую и пр.)
-производственные (строительные игры, сельскохозяйственные, отражающие профессиональный труд людей)
- общественно – политические (игры в войну, в школу).
Жуковская Р.И. выделяет два вида источника содержания сюжетно – ролевой игры дошкольника:
1. непосредственный детский опыт (возникающий стихийно);
2. опыт организуемый воспитателем (игрушка, прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы, художественная литература).
Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он может взять на себя, если сфера деятельности, отраженная в сюжете игры, знакома ребенку.
Сюжеты детских игр развиваются разными методами и приемами:
- педагог поощряет игры, возникающие по инициативе детей;
- экскурсии, наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная деятельность (в которой подчеркиваются какие – либо яркие стороны различного труда взрослых);
- беседы, в ходе которых педагог вспоминает вместе с детьми о тех явлениях и событиях, которые хорошо им знакомы из повседневной жизни. Тем самым оживляя и углубляя полученные детьми впечатления, знания.
Роль воспитателя в сюжетно – ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую роль, если у детей отсутствует опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать их развитию. Педагог является партнером по игре, ненавязчиво помогая применять им знания, побуждать к проявлению взаимопонимания, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.
Переходя к самостоятельной игре, ее участники отталкиваются от придуманных событий, выбирают вариант, предлагают свои изменения, включают новые роли, творческая совместная работа продолжается. И уже к подготовительной группе детского сада происходит формирование совместного сюжетосложение. Сюжеты становятся более разнообразными и сложными, в них переплетаются и комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам.
Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством.
Таким образом, можно сделать выводы:
-сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
- в игре ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
- в игре проявляется самостоятельность ребенка, он воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию;
- в игре происходит становление личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...
Методическая разработка: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...
программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"
Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....