Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникации у детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Зорина Мария Михайловна

 Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков можно выделить - игру. Ведь именно для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре дети отражают различные стороны жизни, примеряют на себя роли взрослого, уточняют свои знания об окружающей действительности. У детей с ограниченными возможностями здоровья медленно формируются и закрепляются речевые навыки общения. Такие дети  имеют определенные сложности в общении со сверстниками и взрослыми, иногда даже отказываясь от речевого общения. И именно в игре они имеют возможность раскрыться и  общаться, развивая свой потенциал и способности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Зорина М.М.

Роль сюжетно–ролевых игр в развитии навыков коммуникации

у старших дошкольников с ОВЗ.

Счастье – это когда тебя понимают! Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства – зависит очень многое.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыков – навыков общения.

Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка.

Исследователи Алексеева М.М., Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:

1. собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно); говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией; умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление); умение общаться в паре, группе; умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения.

2. неречевые (невербальные) – уместное использование мимики и жестов.

Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все  коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее сензитивным для этого является период дошкольного детства.

В старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать человеческие морально – этические отношения и нормы поведения. Для них становится важным общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Важна оценка взрослым не умений ребенка, а его личности в целом. И только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые не могут иметь со взрослыми.

У детей с ОВЗ  чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, понижена речевая активность, бедность речевого общения.   ( Рубенштейн С.Я.)

Нередко такие дети стараются избежать речевого общения, они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником (взрослым) возникает, он бывает весьма кратковременным и неполноценным. Это связано с рядом причин:

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа.

- бедный словарный запас;

- непонимание собеседника.

Среди многообразия средств и методов  развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить – игру.

Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вид деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.

Основное значение сюжетно – ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения.

Игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.

Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры в том, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Игры детей с особенностями в развитии отличаются от игр нормально развивающихся детей:

- они не включаются в игру по собственной инициативе (будут наблюдать);

- организатором игры – взрослый;

- безразличны к оценка сверстников в свой адрес;

- нет явных предпочтений в общении со сверстниками, нет устойчивых пар, групп;

- играю в основном в одиночку;

- если игра вдвоем, то действия будут носить несогласованный порядок. Это игра “рядом”, а не совместная деятельность.

Цели игры:

1.  игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника (действуя с предметами – заместителями ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве);

2. играет решающее значение для развития воображения;

3. в ходе игры разворачивается общение ребенка со сверстниками;

4. развивает навыки самоорганизации (выбрать тему, роль, предметы, инструменты).

Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая, или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Сюжетно – ролевая игра имеет свою специфическую структуру, состоящую из компонентов: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры, без него нет самой игры. Сюжеты достаточно многообразны. Условно все сюжеты делят на:

- бытовые (игры в семью, парикмахерскую и пр.)

-производственные (строительные игры, сельскохозяйственные, отражающие профессиональный труд людей)

- общественно – политические (игры в войну, в школу).

Жуковская Р.И. выделяет два вида источника содержания сюжетно – ролевой игры дошкольника:

1. непосредственный детский опыт (возникающий стихийно);

2. опыт организуемый воспитателем (игрушка, прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы, художественная литература).

Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он может взять на себя, если сфера деятельности, отраженная в сюжете игры, знакома ребенку.

Сюжеты детских игр развиваются разными методами и приемами:

- педагог поощряет игры, возникающие по инициативе детей;

- экскурсии, наблюдения;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная деятельность (в которой подчеркиваются какие – либо яркие стороны различного труда взрослых);

- беседы, в ходе которых педагог вспоминает вместе с детьми о тех явлениях и событиях, которые хорошо им знакомы из повседневной жизни. Тем самым оживляя и углубляя полученные детьми впечатления, знания.

Роль воспитателя в сюжетно – ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую роль, если у детей отсутствует опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать их развитию. Педагог является партнером по игре, ненавязчиво помогая применять им знания, побуждать к проявлению  взаимопонимания, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.

Переходя к самостоятельной игре, ее участники отталкиваются от придуманных событий, выбирают вариант, предлагают свои изменения, включают новые роли, творческая совместная работа продолжается. И уже к подготовительной группе детского сада происходит формирование совместного сюжетосложение. Сюжеты становятся более разнообразными и сложными, в них переплетаются и комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам.

Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством.

Таким образом, можно сделать выводы:

-сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

- в игре ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

- в игре проявляется самостоятельность ребенка, он воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию;

- в игре происходит становление личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...

программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....