Программа саморазвития учителя - дефектолога на 2024-2027 гг.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чимбарева Лариса Михайловна

Программа саморазвития учителя-дефектолога по теме "Ознакомление  с миром животных детей 5-6 лет  с ЗПР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_defektolog.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: совершенствовать собственную профессиональную деятельность, повышать свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Задачи:

  1. Обеспечить необходимые условия для реализации работы: наличие методической литературы, создание предметно-развивающей среды
  2. Изучить методики, технологии по формированию у детей с ЗПР представлений о животном мире.
  3. Создать методические разработки и внедрить эффективный педагогический опыт по формированию представлений о животном мире у детей 5-6 лет с ЗПР  через современные игровые технологии.

Литература:

1.  Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования  для детей с ЗПР

2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ №131

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

4. Шевченко С.Г.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. 2005.

5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.

6. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников/Л.А. Артёмова.-М.: Просвещение 1992.

7. Барков А. Азбука живой природы.-М.: ИТРК, 2008. 

8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 2008.

9. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные?  Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7.– С. 38-46.

10. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным  М. Ибраимова // Дошкольное воспитание. – 1990. – №1.

11. Игнаткина  Л.С. Содержание знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста – М.: Педагогика, 1996.

12. Карпова Е.В. Дидактические игры  Е.В. Карпова. Ярославль: Академия развития, 2006.

13. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с живой природой  С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2006. –№7. – С.31

 Актуальность:

Экологическое воспитание — актуальная проблема современности. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, и задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животном мире, дети получают уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире. Важно не только знакомить  ребят с животными, но и учить  относиться к ним бережно и внимательно, воспитывать чувство  ответственности за них.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представления об окружающем мире поверхностные, неполные. Картина окружающего мира у детей с ЗПР представляет собой фрагменты знаний, которые могут быть не связаны между собой.

Отличительной особенностью детей с ЗПР является то, что они плохо осведомлены даже о тех природных явлениях, которые им приходиться наблюдать неоднократно в повседневной жизни. Данные особенности определены, в первую очередь, задержкой в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти, речи

 Дети с особенными возможностями здоровья имеют недостаточные представления о животных, их образе жизни, повадках, питании, детенышах. Стихийное и самостоятельное освоение окружающего мира детьми с задержкой психического развития затруднено, а в некоторых случаях невозможно, поэтому таким детям нужна систематическая и целенаправленная помощь специалиста.

Направление работы

2024-2025г.

2025-2026г.

2026-2027г.

1

Информационный блок.

Цель: изучить методическую литературу и интернет ресурсы по теме.

1.Изучить нормативные акты в сфере ДО

ФАОП ДО для ЗПР 34.4.2. «Основная цель познавательного развития: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе...»

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования     МБДОУ №131

ФАОП ДО для ЗПР Целевые ориентиры для детей от 5 до 6 лет 34.4.2.3 «... накоплены представления о жизни животных...знает и называет животных и их детенышей...знает о потребностях у конкретных животных...сравнивает по разным признакам»

2.Изучить литературу по теме.

1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа 2015.                                   2. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников. 1992-126с.                                     3.Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, 2001.   4.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.                5.Шевченко С.Г.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. 2005.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа.2015              2. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989.          3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) 2005.           4.Барков А. Азбука живой природы.-М.:  2008.                              5.Карпова Е.В. Дидактические игры  Е.В. Карпова. Ярославль: Академия развития, 2006.

Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. 2011.         2. Дрязгунова В.А., Комарова И.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста.М., 1981.    3. Нифадьева, Л.А. Подвижно-дидактические игры в природоведческой работе с дошкольниками. 1997.                               4. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 2008.

3.Изучить публикации в периодических изданиях по теме

Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным  М. Ибраимова // Дошкольное воспитание. – 1990. – №1.                        

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с живой природой  С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2006. –№7. – С.3

Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные?  Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7.– С. 38-46.

4.Изучить уровень развития детей

Октябрь                   Апрель

Октябрь               Апрель

Октябрь             Апрель

5.Изучить передовой педагогический опыт.

multiurok.ru›files/konspekt-nod-po-poznavatelnomu… Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ЗПР в старшей группе на тему: «Домашние животные»  Шепелевич Н.И.

maam.ru›detskijsad/kratkosrochnyi-pedagogicheskii… Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Дикие животные наших лесов».

scipress.ru›pedagogy/articles/osobennosti-Особенности формирования представлений о фауне у обучающихся с задержкой психического развития   Ибрагимова Алие Рустемовна

2

Технологический блок         

Цель: разработать систему работы по формированию представлений о животном мире у детей 5-6 лет с ЗПР

1.Определение целей и задач работы

сентябрь

сентябрь

сентябрь

2.Разработка перспективного плана

сентябрь

сентябрь

сентябрь

3.Разработка конспектов ООД по ознакомлению с миром природы.

В течение года

В течение года

В течение года

4.Проведение ООД по ознакомлению детей с миром животных

1. «Домашние птицы» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. №21, (5-6 лет)

2.«Домашние животные» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №23

3. «Дикие животные» Морозова И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №25

4. «Зимующие птицы» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. №21, с.55 (5-6 лет) № 37

5.«Возвращение перелетных птиц» Морозова   И.А., Пушкарева М.А., (5-6 лет) №51

6.«Насекомые» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. с.55 (5-6 лет) №53, 55

1.«Изменения в жизни растений и животных осенью»   С21 №4 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

2.«Домашние птицы» С68 №23 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

3.«Домашние животные» С74 №25 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

4. «Дикие животные» с. 77 №26 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

5.«Зимующие птицы» С105 №39 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

6.«Условия жизни животных» С102№38 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

7.«Перелетные птицы» С134 №52 Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

8. «Насекомые» С147 №58 Морозова  И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет)

1. «Домашние птицы» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. №21, (5-6 лет)

2.«Домашние животные» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №23

3. «Дикие животные» Морозова И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №25

4. «Зимующие птицы» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. №21, с.55 (5-6 лет) № 37

5.«Возвращение перелетных птиц» Морозова   И.А., Пушкарева М.А., (5-6 лет) №51

6.«Насекомые» Морозова   И.А., Пушкарева М.А. с.55 (5-6 лет) №53, 55

5.Проведение открытых показов ООД для педагогов ДОУ

+

+

+

6.Посетить ООД других педагогов ДОУ

+

+

+

7.Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе.

+ В течение года

+ В течение года

+ В течение года

8.Подготовить материалы для мастер- класса

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению педагогических кейсов

Мастер класс для родителей на тему «Игры на липучках для ознакомления с животными»

Мастер-класс для родителей «Полюби животное»

9.Взаимодействие с семьями воспитанников

1.Анкетирование «Что знает ваш ребенок о животном мире?». Подборка литературы для родителей. Родительское собрание «Формирование начал экологической культуры в процессе ознакомления с животным миром» Апрель: итоговое занятие для    родителей

Консультация для родителей «Что рассказать детям о диких животных?», «Расскажите детям о птицах», «Насекомые –  наши маленькие друзья». Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о насекомых, птицах, животных).        Апрель: итоговое занятие для    родителей

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту животных)

Выезд с детьми: экскурсия в краеведческий музей.   Консультация «Жизнь птиц зимой». Апрель: итоговое занятие для родителей

10.Обобщение педагогического опыта

Выступить на ГМО с докладом «Использование современных игровых технологий в процессе ознакомления детей 5-6 лет с ЗПР с животным миром» Выступить с сообщением на родительском собрании

Показ открытого занятия.          Выступить с материалом в педагогическом журнале.

Распространение опыта в сети Интернет

11.Провести самоанализ и самооценку работы по саморазвитию. Обобщить результаты саморазвития, написать отчет.

май

май

май

3

Организационный блок

Цель: создание условий для формирования представлений у детей с ЗПР о животном мире.

1.Изготовление дидактического материала по теме саморазвития

В течение года      

Д/и «Найди маму»

Лото «Домашние животные  

Д/и «Четвертый лишний»        

Д/и «Угадай, чья тень?»

В течение года Оформление игрового стенда «Животные фермы»

Д/и «Давайте поселим зверей в наш лес»

В течение года

Изготовление макета «Красная книга Нижегородской области» (животные)

Лото «Зимующие и перелетные птицы»

Д/и «Кто чем питается?

Д/и «Кто как передвигается»

2.Организация выставок, совместных работ

Оформить фотовыставку в группе «Животные леса». Октябрь

Фотоколлаж «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии- отдых на природе: парк, лес, на даче)                        Март

Выставка поделок «Мой питомец» (совместная деятельность детей и родителей).           Май

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131»

                                          Программа саморазвития

              учителя-дефектолога Чимбаревой Ларисы Михайловны                          

                                                на 2024-2027 гг.

                                                      Дзержинск, 2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Программа самообразования учителя-дефектолога.

Программа самообразования учителя-дефектолога Качиной Веры Анатольевны по теме: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

План по саморазвитию учителя-дефектолога

Альтернативная коммуникация...

Корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте сотрудников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский на 2024-2027 годы «ЗДОРОВЬЕ НА РАБОТЕ»

Корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте сотрудниковМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Ре...

Практический семинар для молодых и вновь назначенных специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов) «Организация деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога в образовательном учреждении»

Практический семинар для молодых и вновь назначенных специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов)  «Организация деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога в образователь...