Программа саморазвития учителя - дефектолога на 2024-2027 гг.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа саморазвития учителя-дефектолога по теме "Ознакомление с миром животных детей 5-6 лет с ЗПР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: совершенствовать собственную профессиональную деятельность, повышать свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи:
- Обеспечить необходимые условия для реализации работы: наличие методической литературы, создание предметно-развивающей среды
- Изучить методики, технологии по формированию у детей с ЗПР представлений о животном мире.
- Создать методические разработки и внедрить эффективный педагогический опыт по формированию представлений о животном мире у детей 5-6 лет с ЗПР через современные игровые технологии.
Литература:
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ №131
3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
4. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. 2005.
5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет.
6. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников/Л.А. Артёмова.-М.: Просвещение 1992.
7. Барков А. Азбука живой природы.-М.: ИТРК, 2008.
8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 2008.
9. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7.– С. 38-46.
10. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным М. Ибраимова // Дошкольное воспитание. – 1990. – №1.
11. Игнаткина Л.С. Содержание знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста – М.: Педагогика, 1996.
12. Карпова Е.В. Дидактические игры Е.В. Карпова. Ярославль: Академия развития, 2006.
13. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с живой природой С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2006. –№7. – С.31
Актуальность:
Экологическое воспитание — актуальная проблема современности. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, и задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животном мире, дети получают уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире. Важно не только знакомить ребят с животными, но и учить относиться к ним бережно и внимательно, воспитывать чувство ответственности за них.
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представления об окружающем мире поверхностные, неполные. Картина окружающего мира у детей с ЗПР представляет собой фрагменты знаний, которые могут быть не связаны между собой.
Отличительной особенностью детей с ЗПР является то, что они плохо осведомлены даже о тех природных явлениях, которые им приходиться наблюдать неоднократно в повседневной жизни. Данные особенности определены, в первую очередь, задержкой в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти, речи
Дети с особенными возможностями здоровья имеют недостаточные представления о животных, их образе жизни, повадках, питании, детенышах. Стихийное и самостоятельное освоение окружающего мира детьми с задержкой психического развития затруднено, а в некоторых случаях невозможно, поэтому таким детям нужна систематическая и целенаправленная помощь специалиста.
№ | Направление работы | 2024-2025г. | 2025-2026г. | 2026-2027г. |
1 | Информационный блок. Цель: изучить методическую литературу и интернет ресурсы по теме. | |||
1.Изучить нормативные акты в сфере ДО | ФАОП ДО для ЗПР 34.4.2. «Основная цель познавательного развития: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе...» | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №131 | ФАОП ДО для ЗПР Целевые ориентиры для детей от 5 до 6 лет 34.4.2.3 «... накоплены представления о жизни животных...знает и называет животных и их детенышей...знает о потребностях у конкретных животных...сравнивает по разным признакам» | |
2.Изучить литературу по теме. | 1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа 2015. 2. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников. 1992-126с. 3.Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, 2001. 4.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. 5.Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. 2005. | Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа.2015 2. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989. 3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) 2005. 4.Барков А. Азбука живой природы.-М.: 2008. 5.Карпова Е.В. Дидактические игры Е.В. Карпова. Ярославль: Академия развития, 2006. | Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. 2011. 2. Дрязгунова В.А., Комарова И.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста.М., 1981. 3. Нифадьева, Л.А. Подвижно-дидактические игры в природоведческой работе с дошкольниками. 1997. 4. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 2008. | |
3.Изучить публикации в периодических изданиях по теме | Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным М. Ибраимова // Дошкольное воспитание. – 1990. – №1. | Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с живой природой С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2006. –№7. – С.3 | Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7.– С. 38-46. | |
4.Изучить уровень развития детей | Октябрь Апрель | Октябрь Апрель | Октябрь Апрель | |
5.Изучить передовой педагогический опыт. | multiurok.ru›files/konspekt-nod-po-poznavatelnomu… Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ЗПР в старшей группе на тему: «Домашние животные» Шепелевич Н.И. | maam.ru›detskijsad/kratkosrochnyi-pedagogicheskii… Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Дикие животные наших лесов». | scipress.ru›pedagogy/articles/osobennosti-Особенности формирования представлений о фауне у обучающихся с задержкой психического развития Ибрагимова Алие Рустемовна | |
2 | Технологический блок Цель: разработать систему работы по формированию представлений о животном мире у детей 5-6 лет с ЗПР | |||
1.Определение целей и задач работы | сентябрь | сентябрь | сентябрь | |
2.Разработка перспективного плана | сентябрь | сентябрь | сентябрь | |
3.Разработка конспектов ООД по ознакомлению с миром природы. | В течение года | В течение года | В течение года | |
4.Проведение ООД по ознакомлению детей с миром животных | 1. «Домашние птицы» Морозова И.А., Пушкарева М.А. №21, (5-6 лет) 2.«Домашние животные» Морозова И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №23 3. «Дикие животные» Морозова И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №25 4. «Зимующие птицы» Морозова И.А., Пушкарева М.А. №21, с.55 (5-6 лет) № 37 5.«Возвращение перелетных птиц» Морозова И.А., Пушкарева М.А., (5-6 лет) №51 6.«Насекомые» Морозова И.А., Пушкарева М.А. с.55 (5-6 лет) №53, 55 | 1.«Изменения в жизни растений и животных осенью» С21 №4 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 2.«Домашние птицы» С68 №23 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 3.«Домашние животные» С74 №25 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 4. «Дикие животные» с. 77 №26 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 5.«Зимующие птицы» С105 №39 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 6.«Условия жизни животных» С102№38 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 7.«Перелетные птицы» С134 №52 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) 8. «Насекомые» С147 №58 Морозова И.А., Пушкарева М.А. (6-7 лет) | 1. «Домашние птицы» Морозова И.А., Пушкарева М.А. №21, (5-6 лет) 2.«Домашние животные» Морозова И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №23 3. «Дикие животные» Морозова И.А., Пушкарева М.А. (5-6 лет) №25 4. «Зимующие птицы» Морозова И.А., Пушкарева М.А. №21, с.55 (5-6 лет) № 37 5.«Возвращение перелетных птиц» Морозова И.А., Пушкарева М.А., (5-6 лет) №51 6.«Насекомые» Морозова И.А., Пушкарева М.А. с.55 (5-6 лет) №53, 55 | |
5.Проведение открытых показов ООД для педагогов ДОУ | + | + | + | |
6.Посетить ООД других педагогов ДОУ | + | + | + | |
7.Принять участие в семинаре, вебинаре, конкурсе. | + В течение года | + В течение года | + В течение года | |
8.Подготовить материалы для мастер- класса | Мастер-класс для воспитателей по изготовлению педагогических кейсов | Мастер класс для родителей на тему «Игры на липучках для ознакомления с животными» | Мастер-класс для родителей «Полюби животное» | |
9.Взаимодействие с семьями воспитанников | 1.Анкетирование «Что знает ваш ребенок о животном мире?». Подборка литературы для родителей. Родительское собрание «Формирование начал экологической культуры в процессе ознакомления с животным миром» Апрель: итоговое занятие для родителей | Консультация для родителей «Что рассказать детям о диких животных?», «Расскажите детям о птицах», «Насекомые – наши маленькие друзья». Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о насекомых, птицах, животных). Апрель: итоговое занятие для родителей | Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту животных) Выезд с детьми: экскурсия в краеведческий музей. Консультация «Жизнь птиц зимой». Апрель: итоговое занятие для родителей | |
10.Обобщение педагогического опыта | Выступить на ГМО с докладом «Использование современных игровых технологий в процессе ознакомления детей 5-6 лет с ЗПР с животным миром» Выступить с сообщением на родительском собрании | Показ открытого занятия. Выступить с материалом в педагогическом журнале. | Распространение опыта в сети Интернет | |
11.Провести самоанализ и самооценку работы по саморазвитию. Обобщить результаты саморазвития, написать отчет. | май | май | май | |
3 | Организационный блок Цель: создание условий для формирования представлений у детей с ЗПР о животном мире. | |||
1.Изготовление дидактического материала по теме саморазвития | В течение года Д/и «Найди маму» Лото «Домашние животные Д/и «Четвертый лишний» Д/и «Угадай, чья тень?» | В течение года Оформление игрового стенда «Животные фермы» Д/и «Давайте поселим зверей в наш лес» | В течение года Изготовление макета «Красная книга Нижегородской области» (животные) Лото «Зимующие и перелетные птицы» Д/и «Кто чем питается? Д/и «Кто как передвигается» | |
2.Организация выставок, совместных работ | Оформить фотовыставку в группе «Животные леса». Октябрь | Фотоколлаж «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии- отдых на природе: парк, лес, на даче) Март | Выставка поделок «Мой питомец» (совместная деятельность детей и родителей). Май |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131»
Программа саморазвития
учителя-дефектолога Чимбаревой Ларисы Михайловны
на 2024-2027 гг.
Дзержинск, 2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Программа самообразования учителя-дефектолога.
Программа самообразования учителя-дефектолога Качиной Веры Анатольевны по теме: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""
Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте сотрудников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский на 2024-2027 годы «ЗДОРОВЬЕ НА РАБОТЕ»
Корпоративная программа укрепления здоровья на рабочем месте сотрудниковМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Ре...
Практический семинар для молодых и вновь назначенных специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов) «Организация деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога в образовательном учреждении»
Практический семинар для молодых и вновь назначенных специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов) «Организация деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога в образователь...