Программа самообразования учителя-дефектолога.
рабочая программа по математике (младшая группа)

Качина Вера Анатольевна

Программа самообразования учителя-дефектолога Качиной Веры Анатольевны по теме: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования палочек Кюизенера».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа

 самообразования учителя-дефектолога

Качиной Веры Анатольевны

по теме:

 «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования палочек Кюизенера».

Нижнекамск

2015-2019 г.

Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога

Качиной Веры Анатольевны

на 2015-2019 учебные годы.

Личные данные:

1.

Фамилия

Качина

2.

Имя

Вера

3

Отчество

Анатольевна

4.

Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-дефектолог

5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

6.

Населенный пункт (город, район)

город  Нижнекамск

Нижнекамский муниципальный район

Республика Татарстан

7.

Стаж (педагогический)

40 лет

8.

Стаж (по специальности)

31 год

9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее профессиональное образование.

Глазовский педагогический институт им. В.Г. Кроленко, квалификация по диплому «Преподаватель дошкольной психологии  и педагогики, инспектор дошкольных учреждений». Диплом ФВ №241409, выдан 6 июня 1991года.

Высшее профессиональное образование. Институт непрерывного педагогического образования, квалификация по диплому «Учитель-дефектолог. Олигофренопедагог».

 Диплом ПП№798930, выдан 11 марта 2006года.

10.

Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

«Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья» (с учетом требований ФГОС). АНМЦ «Развитие и коррекция».г. Москва 240 часов, 2017 год регистрационный номер: 41Л/П-2458/3.

11.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Высшая квалификационная категория, дата присвоения: 29 декабря 2014 год, окончание срока: 29 декабря 2019 года.

12.

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почетная грамота Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» РТ, 2018 год.

Почетная грамота МБУ «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета НМР РТ,2017 год.


Тема: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования палочек Кюизенера».

Актуальность выбранной темы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что начало работы по развитию сенсорных эталонов и формированию элементарных математических представлений у детей целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста, учитель- дефектолог ставит перед собой следующие задачи:

  1. формировать познавательную активность и мотивацию к процессу обучения;
  2. формировать представления о числах и простейших геометрических фигурах;
  3. обучать счетным операциям: сложению и вычитанию;
  4. формировать представления о свойствах геометрических фигур: форма, размер, цвет;
  5. развивать речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

Вышеперечисленные задачи педагог планирует решать посредством использования обучающих функций игры и упражнений с палочками Кюизенера.

Развивающиеся возможности этих дидактических материалов (Палочек Кюизенера) долгое время были недооценены педагогами по причине отсутствии соответствия методической литературы по их использованию.

В настоящее время с введением ФГОС дошкольного образования считается необходимым активно использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.

Реализация выбранной темы будет организовываться в рамках поставленной цели.

Цель: создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.


Задачи:  

  1. изучить научно-методическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике;
  2. изучить передовой опыт использования палочек Кюизенера в дошкольных образовательных учреждениях;
  3. изучить структуру дидактических игр по сенсорному развитию;
  4.  разработать дидактические и методические материалы по выбранной теме;
  5. внедрить игру в систему коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов;
  6. приобщить родителей к процессу формирования сенсорных эталонов;
  7. обобщить и распространить опыт работы в данном направлении в образовательном учреждении.

Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

1. Изучение литературы по теме.

2. Создание картотеки дидактических игр.

3.Разработка дидактических игр способствующих формированию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.  

4. Использование разработанных игр в системе коррекционно- развивающих занятий.

5. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях, конкурсах для педагогов специализированных общеобразовательных учреждений.

6. Обобщение результатов проделанной работы.


План работы по самообразованию на 2015-2019 учебный год.

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по теме и анализ имеющегося опыта.

сентябрь- декабрь

2015г.

Анализ предметно-практической образовательно-развивающей среды в кабинете дефектолога.

декабрь 2015-

февраль 2016

Консультации с заместителем директора по учебной части.

ежегодно на протяжении срока реализации программы

Диагностика текущего уровня сфорсированности элементарных математических представлений  и сенсорных эталонов у воспитанников.

2015-2019 год

Изучение литературы по теме

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

февраль - март  2016

Формулировка цели и задач работы над темой.

март- апрель 2016 год

Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера

Практический

Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

 Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

апрель- июнь

2016 год

Подбор форм и методов  знакомства детей с палочками Кюизенера.

2016 – 2019 год

Создание  картотеки  игр и упражнений с  палочками Кюизенера.

ежегодно на протяжении срока реализации программы

Диагностика текущего уровня сфорсированности элементарных математических представлений  и сенсорных эталонов у воспитанников.

2016 - 2019  год

Подбор, разработка и изготовление дидактического материалов  (схемы, инструкции, образцы), проведение игровых интегрированных занятий.

на протяжении

2015-2019 годов

Разработка консультаций для родителей и специалистов детского сада:

1. «Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном

процессе ДОУ как средства развития количественных представлений».

2. «Палочки Кюизенера — развиваем мышление детей!»

3. «Игры и упражнения с палочками Кюизенера».

4. Консультация для родителей

«На золотом крыльце…»  палочки Кюизенера.

5. Консультация для родителей

«Цветные счетные Палочки Кюизенера, что это такое?»

на протяжении

2015-2019 годов

Пополнение  методическими пособиями уголка «Занимательная  математика».

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление  разработанных материалов.

2018-2019 годы

Систематизация практического материала по данной проблеме.

октябрь 2019 год

Обобщение результатов работы  на заседании методического объединения.

на протяжении

2015-2019 годов

Консультативная помощь специалистам  и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов.

на протяжении

2015-2019 годов

Участие в вебинарах, семинарах, посещение различных тренингов и курсов.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2016-2019 годы

Публикации в журналах, организация и проведение мастер-классов для коллег и родителей, участие в конкурсах.


Источники самообразования:

  1. Курсы повышения квалификации        
  2. Семинары и конференции
  3. Мастер-классы.
  4. Тематические журналы.
  5. Видео, аудио информация на различных носителях
  6. Платные курсы
  7. Мероприятия по обмену опытом.
  8. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)
  9. Интернет- ресурсы.

Список изучаемой литературы:

  1. «Логика» М.В.Кралина  (для    обучения  детей  в семье, детском саду ) – Екатеринбург: «У-Фактория», 1998 г. – 120 с.
  2. «Развиваем логику»  И. Светлова – М.: «Эксмо», 2004 г. -63 с.
  3. Игры, задания и упражнения математического содержания: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. – Иркутск, 2000. – Ч.3.
  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
  5. Ланков А.В. «К  истории развития  передовых  идей в  русской методике математики»,-М,; «Учпедгиз» -1951.
  6. Логинова В.И. «Формирование умения решать логические задачи в
    дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования
    элементарных математических представлений в
     детском саду». — Л.;
    1990.
  7. Непомнящая   Р.А.,   Михайлова  З.А.   Палочки  Х. Кюизенера  как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации  по  совершенствованию  подготовки детей к школе в детском саду. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. - 2003.
  8. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений», -Л,; 2001.
  9. Носова Е.А., Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников // Методическое пособие (Библиотека программы «Детство») -СПБ.: «Детство-пресс». - 2005.
  10. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
  11. Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. Дошкольное воспитание. - 2002. - №10.
  12. Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представлений дошкольников».- М.: Просвещение. - 1980.
  13. Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 109 с.
  14. Фидер М. Математика ужен детском саду, - М. -1981, 159 с.
  15. Финкельштейн Б.Б.  «Вместе  весело играть» (игры с палочками Кюизенера для самых маленьких).  – С-П.: «Корвет».
  16. Финкельштейн Б.Б. «Волшебные дорожки» (игры с палочками Кюизенера для самых маленьких 2- 3  лет).  – С-П.: «Корвет».
  17. Финкельштейн Б.Б. «Дом с колокольчиком» (игры с палочками Кюизенера для детей 3- 5 лет).  – С-П.: «Корвет».
  18. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце...» (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера). – С-П.: «Корвет».
  19. Чеплашкина И.Н.  и др. Математика это интересно.
  20. Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем  детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию учителя-дефектолога

Отчет о проделанной работе за год учителя-дефектолога...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта»

Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях специалистов содержатся сведения о влиянии развития на психическое развити...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей детей с психопатиями дошкольного и младшего школьного возраста»

Изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и пров...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» ...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Экологическое воспитание старших дошкольников»

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...

Программа по самообразованию учителя-дефектолога

Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности  у детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья...