Программа самообразования учителя-дефектолога.
рабочая программа по математике (младшая группа)
Программа самообразования учителя-дефектолога Качиной Веры Анатольевны по теме: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования палочек Кюизенера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования учителя-дефектолога
Качиной Веры Анатольевны
по теме:
«Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования палочек Кюизенера».
Нижнекамск
2015-2019 г.
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога
Качиной Веры Анатольевны
на 2015-2019 учебные годы.
Личные данные:
1. | Фамилия | Качина |
2. | Имя | Вера |
3 | Отчество | Анатольевна |
4. | Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель-дефектолог |
5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья» |
6. | Населенный пункт (город, район) | город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан |
7. | Стаж (педагогический) | 40 лет |
8. | Стаж (по специальности) | 31 год |
9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное образование. Глазовский педагогический институт им. В.Г. Кроленко, квалификация по диплому «Преподаватель дошкольной психологии и педагогики, инспектор дошкольных учреждений». Диплом ФВ №241409, выдан 6 июня 1991года. Высшее профессиональное образование. Институт непрерывного педагогического образования, квалификация по диплому «Учитель-дефектолог. Олигофренопедагог». Диплом ПП№798930, выдан 11 марта 2006года. |
10. | Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | «Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья» (с учетом требований ФГОС). АНМЦ «Развитие и коррекция».г. Москва 240 часов, 2017 год регистрационный номер: 41Л/П-2458/3. |
11. | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Высшая квалификационная категория, дата присвоения: 29 декабря 2014 год, окончание срока: 29 декабря 2019 года. |
12. | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почетная грамота Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» РТ, 2018 год. Почетная грамота МБУ «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета НМР РТ,2017 год. |
Тема: «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических- представлений посредством использования палочек Кюизенера».
Актуальность выбранной темы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что начало работы по развитию сенсорных эталонов и формированию элементарных математических представлений у детей целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста, учитель- дефектолог ставит перед собой следующие задачи:
- формировать познавательную активность и мотивацию к процессу обучения;
- формировать представления о числах и простейших геометрических фигурах;
- обучать счетным операциям: сложению и вычитанию;
- формировать представления о свойствах геометрических фигур: форма, размер, цвет;
- развивать речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
Вышеперечисленные задачи педагог планирует решать посредством использования обучающих функций игры и упражнений с палочками Кюизенера.
Развивающиеся возможности этих дидактических материалов (Палочек Кюизенера) долгое время были недооценены педагогами по причине отсутствии соответствия методической литературы по их использованию.
В настоящее время с введением ФГОС дошкольного образования считается необходимым активно использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.
Реализация выбранной темы будет организовываться в рамках поставленной цели.
Цель: создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.
Задачи:
- изучить научно-методическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике;
- изучить передовой опыт использования палочек Кюизенера в дошкольных образовательных учреждениях;
- изучить структуру дидактических игр по сенсорному развитию;
- разработать дидактические и методические материалы по выбранной теме;
- внедрить игру в систему коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов;
- приобщить родителей к процессу формирования сенсорных эталонов;
- обобщить и распространить опыт работы в данном направлении в образовательном учреждении.
Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение литературы по теме.
2. Создание картотеки дидактических игр.
3.Разработка дидактических игр способствующих формированию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
4. Использование разработанных игр в системе коррекционно- развивающих занятий.
5. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях, конкурсах для педагогов специализированных общеобразовательных учреждений.
6. Обобщение результатов проделанной работы.
План работы по самообразованию на 2015-2019 учебный год.
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по теме и анализ имеющегося опыта. | сентябрь- декабрь 2015г. | Анализ предметно-практической образовательно-развивающей среды в кабинете дефектолога. |
декабрь 2015- февраль 2016 | Консультации с заместителем директора по учебной части. | ||
ежегодно на протяжении срока реализации программы | Диагностика текущего уровня сфорсированности элементарных математических представлений и сенсорных эталонов у воспитанников. | ||
2015-2019 год | Изучение литературы по теме | ||
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | февраль - март 2016 | Формулировка цели и задач работы над темой. |
март- апрель 2016 год | Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера | ||
Практический | Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. | апрель- июнь 2016 год | Подбор форм и методов знакомства детей с палочками Кюизенера. |
2016 – 2019 год | Создание картотеки игр и упражнений с палочками Кюизенера. | ||
ежегодно на протяжении срока реализации программы | Диагностика текущего уровня сфорсированности элементарных математических представлений и сенсорных эталонов у воспитанников. | ||
2016 - 2019 год | Подбор, разработка и изготовление дидактического материалов (схемы, инструкции, образцы), проведение игровых интегрированных занятий. | ||
на протяжении 2015-2019 годов | Разработка консультаций для родителей и специалистов детского сада: 1. «Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений». 2. «Палочки Кюизенера — развиваем мышление детей!» 3. «Игры и упражнения с палочками Кюизенера». 4. Консультация для родителей «На золотом крыльце…» палочки Кюизенера. 5. Консультация для родителей «Цветные счетные Палочки Кюизенера, что это такое?» | ||
на протяжении 2015-2019 годов | Пополнение методическими пособиями уголка «Занимательная математика». | ||
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление разработанных материалов. | 2018-2019 годы | Систематизация практического материала по данной проблеме. |
октябрь 2019 год | Обобщение результатов работы на заседании методического объединения. | ||
на протяжении 2015-2019 годов | Консультативная помощь специалистам и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов. | ||
на протяжении 2015-2019 годов | Участие в вебинарах, семинарах, посещение различных тренингов и курсов. | ||
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2016-2019 годы | Публикации в журналах, организация и проведение мастер-классов для коллег и родителей, участие в конкурсах. |
Источники самообразования:
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы.
- Тематические журналы.
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Мероприятия по обмену опытом.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)
- Интернет- ресурсы.
Список изучаемой литературы:
- «Логика» М.В.Кралина (для обучения детей в семье, детском саду ) – Екатеринбург: «У-Фактория», 1998 г. – 120 с.
- «Развиваем логику» И. Светлова – М.: «Эксмо», 2004 г. -63 с.
- Игры, задания и упражнения математического содержания: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. – Иркутск, 2000. – Ч.3.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
- Ланков А.В. «К истории развития передовых идей в русской методике математики»,-М,; «Учпедгиз» -1951.
- Логинова В.И. «Формирование умения решать логические задачи в
дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования
элементарных математических представлений в детском саду». — Л.;
1990. - Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. - 2003.
- Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений», -Л,; 2001.
- Носова Е.А., Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников // Методическое пособие (Библиотека программы «Детство») -СПБ.: «Детство-пресс». - 2005.
- Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
- Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. Дошкольное воспитание. - 2002. - №10.
- Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представлений дошкольников».- М.: Просвещение. - 1980.
- Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 109 с.
- Фидер М. Математика ужен детском саду, - М. -1981, 159 с.
- Финкельштейн Б.Б. «Вместе весело играть» (игры с палочками Кюизенера для самых маленьких). – С-П.: «Корвет».
- Финкельштейн Б.Б. «Волшебные дорожки» (игры с палочками Кюизенера для самых маленьких 2- 3 лет). – С-П.: «Корвет».
- Финкельштейн Б.Б. «Дом с колокольчиком» (игры с палочками Кюизенера для детей 3- 5 лет). – С-П.: «Корвет».
- Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце...» (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера). – С-П.: «Корвет».
- Чеплашкина И.Н. и др. Математика это интересно.
- Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию учителя-дефектолога
Отчет о проделанной работе за год учителя-дефектолога...
Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей развития внимания детей с нарушением интеллекта»
Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях специалистов содержатся сведения о влиянии развития на психическое развити...
Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей детей с психопатиями дошкольного и младшего школьного возраста»
Изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и пров...
Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» ...
Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Экологическое воспитание старших дошкольников»
Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...
Программа по самообразованию учителя-дефектолога
Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...