Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего
занятия с детьми старшего дошкольного возраста
с диагнозом «ТНР общее недоразвитие речи».
Тема: «Зимующие птицы».
Используемые технологии:
- Игровая
- Здоровьесберегающие
Подготовила и провела:
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Мазынская Светлана Юрьевна
Санкт-Петербург 2025
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социализация»
Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы».
Коррекционно-образовательные цели:
- Составление предложений по трем опорным словам с опорой на картинки и по демонстрации действий.
- Активизировать словарь за счет слов-названий зимующих птиц и глаголов-действий.
- Правильное употребление в речи предлоги НА, НАД, ПОД, К, ОТ.
- Формирование умения внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по тексту.
- Упражнять в пересказе текста с опорой на наглядность.
- Согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Упражнять детей в делении слов по слогам.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать память детей.
- Продолжать работу над развитием длительного, плавного выдоха.
- Продолжать работу над развитием мелкой и артикуляционной моторики, координированности речи с движением.
- Развивать пространственную ориентировку детей.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать бережное отношение к пособиям.
- Воспитывать умение играть и заниматься в коллективе.
Оборудование:
- картинки с изображением зимующих птиц.
- картинки для составления предложений по опорным словам
( птица, гнездо, кормушка, бабочка, птенцы. мальчик, гнездо, птенцы)
- картинки с изображением кормушки, детей и птиц для фланелеграфа.
- кормушка и птичка на ниточке.
Ход занятия:
- Организация начала занятия. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Построение предложений, составление описаний.
-Дети, сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить слова, которые отвечают на вопросы: какая? какое? какие?
-Скажите, какое сейчас время года? (зима)
-Зимой погода какая?
-Холодная, морозная, снежная, ветренная, безветренная, ясная, пасмурная.
-Зимой земля покрыта снегом. Снег какой?
-Белый, пушистый, чистый, искристый, рыхлый, сыпучий.
Зимой небо какое?
-Ясное, хмурое, низкое, высокое, облачное, безоблачное. серое, голубое.
Зимой погода бывает разная. Посмотрите в окно и скажите: сегодня погода какая? небо какое? снег какой? небо какое?
Дети упражняются в составлении описаний типа: « Сегодня погода холодная, морозная, солнечная. ясная. Снег белый, чистый, пушистый. Небо ясное, голубое».
Мы сказали, что зимой погода холодная, морозная. И многие птицы улетели на зиму в теплые края. Но не все. Какие птицы остались с нами зимовать? Назовите их. Как называют этих птиц? (зимующими).
2. Чтение рассказа «Кормушка», ответы на вопросы по содержанию рассказа,
пересказ рассказа.
-Как люди помогают птицам в зимнее время?
-Да, чтобы помочь птицам зимой люди подкармливают их, развешивают кормушки.
Вот послушайте рассказ, который называется «Кормушка»:
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
-Как назывался рассказ?
-Что увидели дети зимой у школы?
-Что они сделали?
-Как повели себя птицы?
-Что дети сделали потом?
-Теперь послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
(Повторное чтение рассказа).
-Кто хочет рассказать нам, как школьники помогли зимой птицам?
-А как вы помогаете птицам зимой?
3.Развитие внимания, пальчиковая гимнастика. Деление слов-названий птиц
на слоги.
-Вот посмотрите, к нашей кормушке тоже прилетели птицы. Назовите их. Давайте немного поиграем с пальчиками и заодно проверим, кто из вас внимательный:
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зернышек.
(Опять сжимают и разжимают кулачки).
-Сколько же птиц прилетело к кормушке? Назовите какие птицы прилетели.
-Давайте поиграем с картинками:
Мы с картинками играем,
По слогам их называем.
Мы руками хлопаем,
А ногами топаем.
-Хлопните столько раз, сколько слогов в слове СИНИЦА (аналогично с другими словами)
- Гимнастика для глаз «Белочка». Подготовительные упражнения для
постановки звука «Р».Развитие длительного плавного выдоха.
-Наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть:
-Язычок заметил на дереве дятла и белочку.
Дятлу крикнули грачи:
-Дятел, дятел, не стучи!
-Я стучу не вам назло:
Белкам делаю дупло.
-Давайте покажем, как дятел делает дупло для белочки (дети на выдохе произносят как можно дольше: д-д-д, ударяя кулачками друг о друга).
-Дятел устал, нашим глазкам тоже нужно отдохнуть (гимнастика для глаз «Белочка»
Белка дятла поджидала,
(резко перемещать взгляд влево – вправо)
Гостя вкусно угощала,
(перемещать взгляд вверх – вниз)
Ну-ка, дятел, посмотри,
Вот орехи: раз, два, три! –
Пообедал дятел с белкой
(помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
- Составление предложений по трем опорным словам.
-А теперь давайте немного поиграем в игру «Составь предложение».
(выставляются 3 картинки: птицы, гнездо, кормушка).
-Что изображено на картинках?
-.Составьте предложение с этими словами.
(аналогично со словами: птичка, бабочка, птенцы; птенчик, мальчик, гнездо)
- Употребление предлогов НА, НАД, ПОД, К, ОТ. Практическое употребление глаголов действия. Составление предложений.
-Посмотрите, кто прилетел к нашей кормушке!
-Давайте расскажем что делает птичка. Не торопимся. говорим предложениями. ( Птичка летит к кормушке, улетает от кормушки)
-Где находится птичка сейчас? (Птичка летает над кормушкой, под кормушкой, сидит на кормушке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"
Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы – наши друзья»
Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, ...
конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с РАС "Зимующие птицы"
конспект подгруппового занятия для детей с РАС, старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме " Птицы".
Конспект занятия с детьми в старшей группе дестского сада....

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Сохраним мир птиц!"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет «Сохраним мир птиц»Тема: «Сохраним мир птиц»Автор: Буркова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детск...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Животные и птицы Южного Урала»
Конспект развлечения...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы».
Конспект разработан для старшего дошкольного возраста - представлены игры и упражнения по развитию речи и пополнению словаря детей на тему "Перелетные птицы"...