Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мазынская Светлана Юрьевна

Конспект логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района              Санкт-Петербурга.

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

 с диагнозом «ТНР общее недоразвитие речи».

Тема: «Зимующие птицы».

Используемые технологии:

  • Игровая
  • Здоровьесберегающие

                                 

                   

                                                             Подготовила и провела:

                                                             учитель-логопед высшей

                                                             квалификационной категории

                                                             Мазынская Светлана Юрьевна

Санкт-Петербург 2025

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы».

        Коррекционно-образовательные цели:

  1. Составление предложений  по трем опорным словам с опорой на картинки и по демонстрации действий.
  2. Активизировать словарь за счет слов-названий зимующих птиц и глаголов-действий.
  3. Правильное  употребление  в речи предлоги НА, НАД, ПОД, К, ОТ.
  4. Формирование  умения  внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по тексту.
  5. Упражнять в пересказе текста с опорой на наглядность.
  6. Согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  7. Упражнять детей в делении слов по слогам.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  3. Развивать память детей.
  4. Продолжать работу над развитием длительного, плавного выдоха.
  5. Продолжать работу над развитием мелкой и артикуляционной моторики, координированности речи с движением.
  6. Развивать пространственную ориентировку детей.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать бережное отношение к пособиям.
  3. Воспитывать умение играть и заниматься в коллективе.

         Оборудование:

  • картинки с изображением зимующих птиц.
  • картинки для составления предложений по опорным словам

     ( птица, гнездо, кормушка, бабочка, птенцы. мальчик, гнездо, птенцы)

  • картинки с изображением кормушки,  детей и птиц для фланелеграфа.
  • кормушка и птичка на ниточке.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.  

Построение предложений, составление описаний.

-Дети, сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить слова, которые отвечают на вопросы: какая? какое? какие?

-Скажите, какое сейчас время года? (зима)

-Зимой погода какая?

-Холодная, морозная, снежная, ветренная, безветренная, ясная, пасмурная.

-Зимой земля покрыта снегом. Снег какой?

-Белый, пушистый, чистый, искристый, рыхлый, сыпучий.

Зимой небо какое?

-Ясное, хмурое, низкое, высокое, облачное, безоблачное. серое, голубое.

Зимой погода бывает разная. Посмотрите в окно и скажите: сегодня погода какая? небо какое? снег какой? небо какое?

Дети упражняются в составлении описаний типа: « Сегодня погода холодная, морозная, солнечная. ясная. Снег белый, чистый, пушистый. Небо ясное, голубое».

Мы сказали, что зимой погода холодная, морозная. И многие птицы улетели на зиму в теплые края. Но не все. Какие птицы остались с нами зимовать? Назовите их. Как называют этих птиц? (зимующими).

   

     2. Чтение рассказа «Кормушка», ответы на вопросы по содержанию рассказа,                                            

пересказ рассказа.

-Как люди помогают птицам в зимнее время?

-Да, чтобы помочь птицам зимой люди подкармливают их, развешивают кормушки.

Вот послушайте рассказ, который называется «Кормушка»:

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

-Как назывался рассказ?

-Что увидели дети зимой у школы?

-Что они сделали?

-Как повели себя птицы?

-Что дети сделали потом?

-Теперь послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.

(Повторное чтение рассказа).

-Кто хочет рассказать нам, как школьники помогли зимой птицам?

-А как вы помогаете птицам зимой?

3.Развитие внимания, пальчиковая гимнастика. Деление слов-названий птиц    

на слоги.

-Вот посмотрите, к нашей кормушке тоже прилетели птицы. Назовите их. Давайте немного поиграем с пальчиками и заодно проверим, кто из вас внимательный:

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки).

-Сколько же птиц прилетело к кормушке? Назовите какие птицы прилетели.  

-Давайте поиграем с картинками:

Мы с картинками играем,

По слогам их называем.

Мы руками хлопаем,

А ногами топаем.

-Хлопните столько раз, сколько слогов в слове СИНИЦА (аналогично с другими словами)

  1. Гимнастика для глаз «Белочка». Подготовительные упражнения для

           постановки звука «Р».Развитие длительного плавного выдоха.

           -Наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть:

-Язычок заметил на дереве дятла и белочку.

Дятлу крикнули грачи:

-Дятел, дятел, не стучи!

-Я стучу не вам назло:

Белкам делаю дупло.

            -Давайте покажем, как дятел делает дупло для белочки (дети на выдохе                             произносят как можно дольше: д-д-д, ударяя кулачками друг о друга).

-Дятел устал, нашим глазкам тоже нужно отдохнуть (гимнастика для глаз «Белочка»

Белка дятла поджидала,

(резко перемещать взгляд влево – вправо)

Гостя вкусно угощала,

(перемещать взгляд вверх – вниз)

Ну-ка, дятел, посмотри,

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой

(помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

  1. Составление предложений по трем опорным словам.

-А теперь давайте немного поиграем в игру «Составь предложение».

(выставляются 3 картинки: птицы, гнездо, кормушка).

-Что изображено на картинках?

           -.Составьте предложение с этими словами.

(аналогично со словами: птичка, бабочка, птенцы;  птенчик, мальчик, гнездо)

  1. Употребление предлогов НА, НАД, ПОД, К, ОТ. Практическое употребление глаголов действия. Составление предложений.

-Посмотрите, кто прилетел к нашей кормушке!

-Давайте расскажем что делает птичка. Не торопимся. говорим предложениями. ( Птичка летит к кормушке, улетает от кормушки)

-Где находится птичка сейчас? (Птичка летает над кормушкой, под кормушкой, сидит на кормушке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"

Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы – наши друзья»

Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, ...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с РАС "Зимующие птицы"

конспект подгруппового занятия для детей с РАС, старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме " Птицы".

Конспект занятия с детьми в старшей группе дестского сада....

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Сохраним мир птиц!"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет «Сохраним мир птиц»Тема: «Сохраним мир птиц»Автор: Буркова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детск...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы».

Конспект разработан для старшего дошкольного возраста -  представлены игры и упражнения по развитию речи и пополнению словаря детей на тему "Перелетные птицы"...