Выступление на семинаре «Актуальные формы взаимодействия ДОУ с семьей»: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР» Догадаева И.Н
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Догадаева Ирина Николаевна

Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальным в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки к школьному обучению.

Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4»

Выступление на семинаре «Актуальные формы взаимодействия ДОУ с семьей»:

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Учитель-дефектолог Догадаева И.Н

Луга

2023


Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальным в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа детей данной категории, что во многом обусловлено как неблагоприятной ситуацией в микросреде развития ребенка с задержкой психического развития, так и внешними причинами, связанными с необходимостью разработки новых методик коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки к школьному обучению.

Одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность. Благодаря этому умению дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Могут возникать трудности с обучением школьников с задержкой психического развития письму: таким детям сложно держать карандаш, у них снижен или повышен мышечный тонус рук, что приводит к сложностям в развитии графических навыков.

Детям с задержкой психического развития сложно осваивать процессы письма, т.к. это связано с незрелостью уровня активации нервной системы – слабой способностью нервных клеток выдержать концентрированное возбуждение и торможение на длительный или короткий период. У этой группы детей очень важно развивать графомоторные навыки, поскольку в процессе письма активируются физиологические процессы головного мозга ребенка, помимо умения овладевать письмом, развиваются различные сферы психики: познавательная, эмоциональная.

Графо- моторные навыки необходимы ребенку и в повседневной жизни для выполнения различных бытовых и образовательных мероприятий, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть, рисовать, конструировать.

Что такое графомоторика?

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

-зрительное восприятие заданного материала;

-сосредоточенность и внимание;

-правильное удерживание карандаша или ручки;

-соответствующий нажим ручки при письме;

-ритмичность движений;

-точность в обведении линий;

-двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

-мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой);

-зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны);

-рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами);

-графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.

Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.

Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:

-неразвитое зрительно-пространственное восприятие;

-быстрая утомляемость;

-отклонения в двигательной сфере;

-скованность и напряженность мышц при движении;

-гипо- или гипертонус мышц.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

Педагогами группы ведется  систематическая работа по преодолению всех выявленных сложностей и развитию графо-моторных навыков.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: игры-вкладыши, мозаики, доски Сегена, лото, домино,  различные предметы для нанизывания и сортировки.

На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.

На 3 этапе дети учатся  штриховать предметы в разных направлениях,  ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).

Работа проводится как в детском саду педагогами, так и дома в тандеме ребенок + взрослый по рекомендациям учителя-дефектолога и воспитателей группы.

На групповых консультациях родителями знакомятся с трудностями, которые испытывают дети с ЗПР, их причинами и этапами работы по развитию графических навыков. Совместно мы пробуем на практике выполнить некоторые упражнения.  Родители делятся своим опытом по данному вопросу.

 На индивидуальных консультациях родители воспитанников знакомятся с особенностями развития графических навыков своих детей. Вместе мы решаем над чем именно нужно в первую очередь работать, какие игры и упражнения использовать, так же определяем частоту и продолжительность занятий дома.

Ежедневно родители получают рекомендации для работы дома, которые способствуют развитию графических навыков и закреплению лексической темы.

Планомерная систематическая работа родителей с детьми дает свои результаты:  формирует у детей осознанность выполнения графических заданий, развивает усидчивость, способствует укреплению детско-родительских отношений.

Показателем успешности выполнения рекомендаций является сравнение результатов домашних графических заданий в начале учебного года и в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копи...

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, ...

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителейРазвитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста....

Выступление на педсовете «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР» Учитель-дефектолог Догадаева И.Н

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, прос...