Выступление на педсовете «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР» Учитель-дефектолог Догадаева И.Н
консультация по коррекционной педагогике
Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4»
Выступление на педсовете «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР»
Учитель-дефектолог Догадаева И.Н
Луга
2023
Что такое графомоторика
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
- зрительное восприятие заданного материала;
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
- мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой);
- зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны);
- рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами);
- графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР
Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия у детей с ЗПР, пространственных представлений, а также ручной моторики.
Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками письма, что объясняется незрелостью уровня активации нервной системы. Тем не менее, развивать графомоторные навыки у таких детей очень важно, т.к. в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга.
Многие исследователи разработали различные пути развития этих навыков у детей с ЗПР, но проблема остается актуальной и по сей день. Связано это с особенностями развития детей с задержкой психического развития:
- неразвитое зрительно-пространственное восприятие;
- быстрая утомляемость;
- отклонения в двигательной сфере;
- скованность и напряженность мышц при движении;
- гипо- или гипертонус мышц.
Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР представляет собой определенную трудность, которая зачастую объясняется сложной структурой дефекта у детей этой группы. При ЗПР первично нарушение познавательной сферы, вторично - нарушение речи. Помимо этих основных компонентов, существует множество сопутствующих неврологических нарушений, осложняющих проявления ЗПР.
В своей работе, сталкиваясь именно с непосредственными проявления ЗПР, я отметила важность и необходимость систематической работы по данному направлению. Дети, поступающие в группу зачастую не умеют держать правильно ложку и застегивать куртку, не говоря уже о карандаше и работе в прописях. Дети испытывают сложности сосредоточения внимания, затруднения при работе по инструкции, зачастую проявляется моторная неловкость, несогласованность движений глаз-рука, сложности правильного удержания карандаша и регуляции нажима, трудности в работе с ножницами и пластилином. А ведь современные требования к будущим первоклассникам весьма высоки. К концу первого полугодия дети в 1м классе уже пишут диктанты из 5-6 предложений. Ведь этот навык необходим в разных видах детской деятельности.
Педагогами группы ведется систематическая работа по преодолению всех выявленных сложностей и развитию графомоторных навыков.
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.
На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: игры-вкладыши, мозаики, доски Сегена, лото, домино, различные предметы для нанизывания и сортировки.
На 2 этапе важно совершенствовать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, формирование у них умение составлять целый предмет из нескольких составляющих. Важно научить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, обводить по контуру простые предметы и т.д.
На 3 этапе дети учатся штриховать предметы в разных направлениях, ориентироваться в тетради в клетку (обводка, подсчет клеток, проведение горизонтальных и вертикальных линий).
Прохождение всех этапов является обязательным условием для всех детей, так как только в этом случае обеспечивается системность усвоения знаний и навыков. Использование приобретенных графических умений должно закрепляться в новых более сложных графических заданиях, развиваться на занятиях по рисованию, в свободной деятельности в детском саду и дома. Это касается не только детей с ЗПР, но и детей с нормой, за исключением того, если ребенок с нормой может быстро освоить тот или иной графический навык и перейти к новому этапу, то ребенок с задержкой может длительный период находиться на одной ступени и только после многократного повторения сможет приступить к новому этапу.
Ну а сейчас, коллеги, я вам предлагаю немного отдохнуть и почувствовать себя маленьким ребенком, так как у нас у каждого глубоко живет тот самый ребенок, который очень любит играть в игрушки. Для этого нам понадобится 6 участников.
Игра «Воображаемое животное»
Цель: развитие графических умений и навыков, развитие воображения, счетной деятельности.
Оборудование: листы, кубик, образец с линиями, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход игры: Дети я предлагаю вам сегодня нарисовать сказочное животное, которые вы попробуете придумать сами и в дальнейшем его нарисовать. Вначале игры с детьми педагог рассматривает линейку с обозначениями, потом предлагается бросить кубик, сосчитать сколько выпало точек, а в дальнейшем найти обозначение к данному количеству и нарисовать данный элемент у себя на листе. Давайте я вам вначале покажу, а потом будете выполнять вы сами.
Игра «Подарки осеннего сундучка»
Цель: развитие графических умений и навыков, развитие логического мышления, умения правильно строить предложение.
Оборудование: сундучок с замком, фломастеры, картинки.
Ход игры: Детям предлагается открыть осенний сундучок с подарками, используя специальный шифр, нужно продолжить ряд используя определенную штриховку и тогда сундучок откроется. Когда ребенок правильно подобрал шифр, то он может открыть замок и достать оттуда картинку с осенней приметой. В дальнейшем педагог предлагает составить предложение по данной картинке.
При обучении графическим умениям детей с ЗПР рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Создание положительного эмоционального отношения к деятельности у ребенка.
2. Проведение пальчиковой гимнастики перед графическими упражнениями.
3. Правильная поза ребенка за столом.
4. Правильный захват карандаша, фломастера во время работы.
5. Ребенок должен выполнить серию однотипных упражнений.
6. Выдерживать длительность графического упражнения 4-5 мин.
7. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
8.Показ последовательности действий при формировании нового графического навыка.
9. Проведение двигательной разминки.
Специальные упражнения и игры на развитие графических навыков, которые я использую в своей работе с детьми.
-Прямые дорожки
Провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
- Фигурные дорожки
Провести фигурную дорожку. При прохождении дорожки важно, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
- Рисование по точкам
Соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
- Рисование по контурам
Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
- Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку продолжить узор по заданному образцу.
- Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Работа проводится как в детском саду педагогами, так и дома в тандеме ребенок + взрослый по рекомендациям учителя-дефектолога и воспитателей группы.
В своей работе использую чаще индивидуальные и групповые консультации, выступления на родительских собраниях. Я активно веду взаимодействие с воспитателями, где я им предлагаю во вторую половину дня проводить с детьми данные упражнения для закрепления полученных навыков.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
-развитие мелкой моторики рук с рождения ребенка;
-придерживаться всех этапов для правильного формирования и развития графических навыков;
-выполнять специальные игры и упражнения для развития графических навыков;
-активно вовлекать в данную работу родителей;
-индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Буду продолжать вести активную работу чтобы достичь хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копи...

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, ...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителейРазвитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста....
«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с применением инновационных технологий»
Программа городского мастер-класса для воспитателей...

Выступление на семинаре «Актуальные формы взаимодействия ДОУ с семьей»: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР» Догадаева И.Н
Вопросы воспитания, обучения и развития дошкольников с задержкой психического развития остаются актуальным в современном обществе, поскольку наблюдается существенная негативная тенденция роста числа д...