Самообразование по теме:" «Речевое развитие детей с ТНР посредством использования кругов Луллия».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Актуальность
Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. В своей работе стремимся использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Круги Луллия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
Осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
План работы по самообразованию
«Речевое развитие детей с ТНР посредством использования кругов Луллия».
воспитатель группы № 4 «Ромашка»:
Нор М.Э.
.
2024-2025г.
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия».
Актуальность
Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. В своей работе стремимся использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Круги Луллия».
Цель: повышение собственной компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1 Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения курсов повышения, семинаров, мастер-классов.
2 Изготовить пособия (круги Луллия);
3 Познакомить детей с новыми дидактическими играми, создать
картотеку игр;
4 Организовать работу с родителями по ознакомлению с кругами
Луллия.
Ожидаемые результаты:
1.Обобщение опыта на уровне города по данной теме;
2.Создание игр;
3.Активизация родителей в вопросе развития речи
4. Улучшены процессы с развитием связной речи
Были намечены этапы самообразования:
1 этап - теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап- практический. Работа по перспективному планированию, плановая подготовка игр. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой.
3 этап - реализация темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 4-5 лет;
- Семьи детей, посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Методические рекомендации при использовании этого метода
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.
Примеры дидактических игр: «Новая сказка»
Задачи: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
Дидактическое игра: «Чей, чья, чьё?» Задачи игры: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи; расширять и закреплять знания о животном и растительном мире родного края.
др.
Перспективный план по самообразованию на 2024-2025 учебные годы.
Месяц. Деятельность педагога | Практическая работа с детьми | Взаимосвязь с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь 1.Сбор информационного материала 2.Знакомство с опытом работы по данной теме на сайтах интернета Октябрь 1.Составление плана работы. 2.Слушание вебинаров и мастер-классов. Ноябрь Повышение профессиональной компетенции Декабрь Продолжать повышение профессиональной компетенции Январь Февраль ” Создание игрового пособия круги Март Пополнение развивающих зон группы пособием «Круги Луллия» Апрель Май | Изготовление колец Луллия Подобрать картотеку игр по речевому развитию детей дошкольного возраста Подбор игр, иллюстраций р. н. сказок, образцов. Применение дидактического материала на занятиях по развитию речи Создание игрового пособия круги Луллия «Найти сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Игра на развитие грамматического строя речи: «Какой? Какая? Какое? «с помощью «Кругов Луллия». Составьте словосочетание. Например: яблочное варенье, клубничный пирог и т.д.Теперь поворачивайте рамку и называйте получившееся словосочетание. В этой игре мы можем увидеть несовместимые, на первый взгляд, комбинации. Например, морковное мороженое, конечно дети понимают, что это нереальная ситуация, а значит, можно дать волю фантазии и сочинить сказку о том, как могло появиться морковное мороженое. Игра на развитие связной речи «Составь предложение» Организация предметно – развивающей среды с использованием «кругов Луллия». | Привлечь к созданию кругов Луллия Анкетирование для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (4-5 лет)» Буклеты для родителей Круги Луллия для речевого развития. Фотоотчёт для родителей “Круги Луллия в нашей группе и как с ними играют дети” | Методическая копилка игр Подготовить и провести консультацию по теме Отчет опыта работы Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала Буклеты для педагогов Круги Луллия для развития связной речи. Отчет на итоговом педсовете в форме презентации опыта работы. |
Вывод: считаю, что круги Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников. Применение многофункциональной дидактической «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу в игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-601624-1433062299.jpg)
Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»
Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...
Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»
Тема самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/27/picture-1098917-1738003268.jpg)
Развитие познавательно-речевых процессов детей с ОВЗ с использованием кругов Луллия
Использование кругов Луллия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, позволяет развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, даёт возможность скорректировать речевые и двигатель...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1001971-1516935758.jpg)
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно использовать при работе с детьми с ОНР для коррекции и развития компонентов речевой сис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-328852-1474272945.jpg)
Сообщение из опыта работы "Развитие творческого мышления дошкольников с использованием кругов Луллия"
В сообщении делюсь опытом, какие игры с использованием Кругов Луллия можно провести в свободную деятельность и на занятиях для развития творческого мышления дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/26/picture-1349408-1632674660.jpg)
План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...
Актуальный педагогический опыт: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования Кругов Луллия....