Программа логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Булгакова Татьяна Игоревна

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.

Цель программы: Осуществление коррекционно–развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи:

  1. предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
  2. оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  3. повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  4. развивать психические процессы у детей с тяжелыми нарушениями речи;
  5. осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  6. развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx103.15 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1579»

115409 Москва, Пролетарский проспект, д.7, корп.3 Тел\Факс (499) 324-78-51 E-mail: 1579@edu.mos.ru Сайт: http://gym1579u.mskobr.ru/

ОКПО 64532846, ОГРН 1097746838947, ИНН/КПП 7724731696/772401001

Согласовано:

Протокол № ____

от «___» ________20____г.

Председатель ППк

_______________________

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа № 1579»

___________________

М.Ф. Кудинова

Программа логопедического

сопровождения детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Составлена  на основе ФАОП ДО и АОП ДО, соотнесена с образовательной программой ГБОУ Школа 1579 дошкольное отделение № 3.

Разработчик:

Учитель-логопед Булгакова Т.И.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи Программы

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

1.4 Характеристика реализации Программы

1.5 Планируемые результаты освоения Программы.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Задачи образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР:

2.2 Структурные компоненты образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР и алгоритм ее разработки

2.3 Основное содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

2.4 Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

2.5 Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 1 год обучения (с 5 до 6 лет)

2.6 Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста 2 год обучения (с 6 до 7 лет)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Календарно тематическое планировани

3.2. Методическое обеспечение образовательного процесса

3.3. Развивающая предметно – пространственная среда

Приложение


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 1579» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.12;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25.11.2013 г. №6241;
  • Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 15 мая 2013 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 28.08.2015)
  • Адоптированная общеобразовательная программа ГБОУ Школа 1579 для обучающихся с задержкой психического развития.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), а также с учетом потребностей и возможностей воспитанников государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, принятых в дошкольное учреждение.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: Осуществление коррекционно–развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи:

  1. предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
  2. оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  3. повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения;
  4. развивать психические процессы у детей с тяжелыми нарушениями речи;
  5. осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  6. развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Программа основывается на следующих принципах:

  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников и детей;

• Реализация Программы в формах, специфических для детей с ТНР данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

  • Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
  • Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
  • Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развития потребности в реализации собственных творческих способностей


1.4 Характеристика реализации Программы

Условия реализации программы:

Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов дошкольного отделения, обладающих необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОВЗ (ЗПР), о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течение учебного года.

Формы занятий: индивидуальная.

Форма работы: 2 раза в неделю – индивидуальное занятие.

Время поведения занятий: продолжительность занятий 20 минут.

Возраст: 3-7лет.

Принципы построения программы.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов логопедического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

1.5 Планируемые результаты освоения Программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Речевое развитие

1. Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

2. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

3. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

4. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).

5. Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

6. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

7. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах.

8. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

9. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.

10. Повторяет двустишья и простые потешки.

11. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Задачи образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;
  • проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
  • выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения.
  • формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;
  • целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи;
  • целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;
  • создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах;
  • выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования;
  • осуществление индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ПМПК (комиссии) и ППк (консилиума).

2.2 Структурные компоненты образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР

1. Диагностический модуль. Работа в рамках этого модуля направлена на выявление недостатков в психическом развитии, индивидуальных особенностей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и особых образовательных потребностей детей с ЗПР.

2. Коррекционно-развивающий модуль включает следующие направления:

- коррекция недостатков и развитие двигательных навыков и психомоторики;

- предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;

- развитие коммуникативной деятельности;

- преодоление речевого недоразвития и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма;

- коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений;

- коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции;

- коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти;

- коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- формирование пространственных и временных представлений;

- развитие предметной и игровой деятельности;

- формирование предпосылок к учебной деятельности во всех структурных компонентах;

- стимуляция познавательной и творческой активности.

3. Социально-педагогический модуль ориентирован на работу с родителями и разработку вопросов преемственности в работе педагогов детского сада и школы.

4. Консультативно-просветительский модуль предполагает расширение сферы профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации в целях реализации ПрАООП по работе с детьми с ЗПР.

В специальной поддержке нуждаются не только воспитанники с ЗПР, но и их родители. Многие из них не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием. К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Предлагаемый далее алгоритм позволяет определить содержание коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с задержкой психического развития. Процесс коррекционной работы условно можно разделить на три этапа.

2.3 Основное содержание образовательной деятельности
с детьми младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

  1. Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Использует основные речевые формы        речевого        этикета        («здравствуйте», «до        свидания», «спасибо»), как в общении со взрослыми, так и со сверстниками. В игровой деятельности с помощью взрослого использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов. Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (отвечает на вопросы и задает их, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности).
  2. Развитие всех компонентов устной речи.
  1. Лексическая сторона речи. Владеет бытовым словарным запасом, используя слова, обозначающие действия, предметы и признаки, однако допускает ошибки в названиях признаков предметов (цвет, размер, форма). Осваивает: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, части и свойства, действия с ними; названия действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названия некоторых качеств и свойств предметов. В процессе совместной исследовательской деятельности со взрослым может называть свойства и качества предметов. Использует слова и выражения, отражающие нравственные представления (добрый, злой, вежливый, грубый и т. п.). Проявляет интерес к словотворчеству и играм на словотворчество с взрослыми. Понимает значение некоторых обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные.
  2. Грамматический строй речи. Способен к грамматическому оформлению выразительных и эмоциональных средств устной речи на уровне простых распространенных предложений. Использует в речи простые и распространенные предложения несложных моделей. Словообразовательные и словоизменительные умения формируются. Может согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах. При этом возможны затруднения в употреблении грамматических форм слов в сложных предложениях, допускает ошибки в употреблении предлогов, пропускает союзы и союзные слова. Может устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в речи.
  3. Фонетико-фонематическая сторона речи. Уровень слухового восприятия обращенной речи позволяет выполнять поручения, сказанные голосом нормальной громкости и шепотом на увеличивающемся расстоянии. Различает речевые и неречевые звуки. Дифференцирует на слух глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, но могут меть место трудности в произношении некоторых звуков: пропуски, замены или искажения. Достаточно четко воспроизводит фонетический и морфологический рисунок слова. Воспроизводит ритм, звуковой и слоговой образ слова, но может допускать единичные ошибки, особенно, при стечении согласных, пропускает или уподобляет их. С удовольствием включается в игры, развивающие произносительную сторону речи. Выразительно читает стихи.
  4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Свободно выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи. Участвует в беседе, понятно для слушателей отвечает на вопросы и задает их. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3-4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывает хорошо знакомые сказки. При пересказе передает только основную мысль, дополнительную информацию опускает. С опорой на вопросы взрослого составляет описательный рассказ о знакомой игрушке. Передает впечатления и события из личного опыта, но высказывания недостаточно цельные и связные.
  1. Практическое овладение нормами речи. Может с интересом разговаривать с взрослым на бытовые темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде и одевании, о мебели и ее расстановке в игровом уголке, об овощах и фруктах и их покупке и продаже в игре в магазин и т. д.). Владеет элементарными правилами речевого этикета: не перебивает взрослого, вежливо обращается к нему, без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Речь выполняет регулирующую и частично планирующую функции, соответствует уровню практического овладения воспитанника ее нормами. Ребенок интересуется, как правильно называется предмет и как произносится трудное слово. Проявляет познавательный интерес в процессе общения со сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем?). Комментирует свои движения и действия. Может подвести им итог.

2.4 Основное содержание образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Проявляет инициативу и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Переносит навыки общения со взрослыми в игру со сверстниками. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров.

  1. Развитие всех компонентов устной речи детей.
  1. Лексическая сторона речи. Активный словарь расширяется, ребенок дифференцированно использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки и состояния. В процессе совместной со взрослым исследовательской деятельности называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форму, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и другие). Способен к объединению предметов в видовые (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла) и родовые (одежда, мебель, посуда) категории со словесным указанием характерных признаков. Владеет словообразовательными и словоизменительными умениями. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Использует слова и выражения, отражающие нравственные представления (добрый, злой, вежливый, грубый и т. п.).
  2. Грамматический строй речи. Использует в речи полные, распространенные простые предложения с однородными членами (иногда сложноподчиненные) для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей. Использует суффиксы и приставки при словообразовании. Правильно использует системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания. Владеет словоизменительными и словообразовательными навыками. Устанавливает причинно-следственные связи и отражает их в речи в ответах в форме сложноподчиненных предложений.
  3. Произносительная сторона речи. Правильно произносит все звуки родного языка. Дифференцирует на слух и в произношении близкие по акустическим характеристикам звуки. Слышит специально выделяемый взрослым звук в составе слова (гласный под ударением в начале и в конце слова) и воспроизводит его. Достаточно четко воспроизводит фонетический и морфологический состав слова. Использует средства интонационной выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям.
  4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Свободно выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи, владеет умениями спросить, ответить, высказать сомнение или побуждение к деятельности. С помощью монологической речи самостоятельно пересказывает небольшое из 5-6 фраз как знакомое, так и незнакомое литературное произведение. Использует элементарные формы объяснительной речи. Самостоятельно составляет рассказ по серии сюжетных картин. Составляет описательный рассказ из 3-4-х предложений о предметах: о знакомой игрушке, предмете с небольшой помощью. Передает в форме рассказа впечатления и события из личного опыта. Может самостоятельно придумывать разные варианты продолжения сюжета (грустные, радостные, загадочные) в связи с собственными эмоциональными запросами.
  1. Практическое овладение нормами речи. Осваивает и использует вариативные формы приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста); благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы. Обращается к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству. Проявляет познавательный интерес в процессе общения со сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем?), может разговаривать с взрослым на бытовые и более отвлеченные темы, участвовать в обсуждении будущего продукта деятельности. Речь выполняет регулирующую и планирующую функции, соответствует уровню практического овладения воспитанника ее нормами с выходом на поисковый и творческий уровни.

2.5 Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста 1 год обучения (с 5 до 6 лет)

  1. Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей.
  1. Лексическая сторона речи. Словарь расширился за счет слов, обозначающих названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения. Называет личностные характеристики человека: честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д., его состояние и настроение, внутренние переживания, социально-нравственные категории: добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д., оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.). Освоены способы обобщения — объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты). Употребляет в речи синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека (грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д.).
  2. Грамматический строй речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций. Правильно используется предложно-падежная система языка. Может делать простые грамматические обобщения,восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Практически всегда грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
  3. Произносительная сторона речи. Чисто произносит все звуки родного языка. Производит элементарный звуковой анализ слова с определением места звука в слове (гласного в начале и в конце слова под ударением, глухого согласного в конце слова). Освоены умения: делить на слоги двух- трехсложные слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов, интонационно выделять звуки в слове. Использует выразительные средства произносительной стороны речи.
  4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Владеет диалогической речью, активен в беседах со взрослыми и сверстниками. Умеет точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Может говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. В разговоре свободно использует прямую и косвенную речь. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства или которые обсуждаются в настоящий момент. Адекватно воспринимает средства художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира, и сам пробует использовать их по аналогии в монологической форме речи. Придумывает продолжения и окончания к рассказам, составляет рассказы по аналогии, по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивает рассказы сверстников, замечает речевые ошибки и доброжелательно исправляет их; использует элементы речи-доказательства при отгадывании загадок.
  1. Практическое овладение нормами речи. Частично осваивает этикет телефонного разговора, этикет взаимодействия за столом, в гостях, общественных местах (в театре, музее, кафе). Адекватно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, пантомимику. Участвует в коллективных разговорах, используя принятые нормы вежливого речевого общения. Может внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов. В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, дает советы. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности. Владеет навыками использования фраз-рассуждений. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), ориентируясь на собственный опыт.

2.6 Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего  дошкольного возраста второй год обучения (с 6 до 7 лет)

  1. Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Общается с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, со старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми).Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Освоены умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров. Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей.
  1. Лексическая сторона речи. Умеет: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт— пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.). Способен находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов. Дифференцирует слова-предметы, слова-признаки и слова- действия, может сгруппировать их и определить «лишнее». Владеет группами обобщающих слов разного уровня абстракции, может объяснить их. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социального явления. Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д. Использует дифференцированную морально-оценочную лексику (например, скромный — нескромный, честный — лживый и др.).
  2. Грамматический строй речи. В речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций. Правильно используется предложно-падежная система языка. Может сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Владеет словообразовательными умениями. Грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т. д.). Строит сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в соответствии с содержанием высказывания. Ребенок может восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания самостоятельно.
  3. Произносительная сторона речи. Готовность   к   обучению грамоте. Автоматизировано произношение всех звуков, доступна дифференциация сложных для произношения звуков. Сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. Доступен звуковой анализ односложных слов из трех-четырех звуков (со стечением согласных) и двух-трехсложных слов из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Интонационно выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество. Дает характеристику звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий). Составляет графическую схему слова, выделяет ударный гласного звук в слове. Доступно освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов. Выделяет предлог в составе предложения. Ориентируется на листе, может выполнять графические диктанты. Выполняет штриховки в разных направлениях, обводки. Читает слова и фразы, складывает одно-двусложные слова из букв разрезной азбуки. Речь выразительна интонационно, выдержана темпо-ритмически.
  4. Связная речь (диалогическая и монологическая). Владеет диалогической и монологической речью. Освоены умения пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их при пересказе. Умеет в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использует разнообразные средства выразительности. Составляет повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строит свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования). Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Может говорить от лица своего и лица партнера, другого персонажа. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства или обсуждаются в настоящий момент. Интеллектуальные задачи решает с использованием словесно-логических средств.
  1. Практическое овладение нормами речи. Доступно использование правил этикета в новых ситуациях. Умеет представить своего друга родителям, товарищам по игре, знает, кого представляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора. Умеет построить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случае возникновения конфликтов. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «давайте попробуем узнать…», «предлагаю провести опыт». Владеет навыками использования фраз-рассуждений и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.), ориентируясь на собственный опыт или воображение.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1  Календарно тематическое планирование Лексические темы 2024-2025 на учебный год для работы, И.О. Крупенчук Научите меня говорить правильгно

Месяц

Неделя

Годовой план

Тематика недели

Крупенчук И.О.

Сентябрь

1

Неделя безопасности дорожного движения.

Правила в детском саду и по дороге в детский сад. ПДД

 

2

 «Лучший город Земли»

Достопримечательности города

171

3

 Международный день распространения грамотности «Маленькие грамотеи»

Осень в городе

31

4

День дошкольного работника

Учимся правильно одеваться (одежда, обувь)

79

Октябрь

1

 Международный день защиты животных

Животные в дикой природе              

46

2

 «Мир вокруг нас»

Мой дом (мебель, посуда)

92, 152

3

 Международный день хлеба

Хлеб всему голова

25

4

 «Дары осени»

Дары осени (овощи, фрукты)

12, 18

5

 

Ягоды, грибы

25

Ноябрь

1

 Дню народного единства: «Путешествие по городам России», «Знакомство с культурой России».

Народы Мира

 

2

 Всемирный день науки (10 ноября)

Лес, деревья, кусты

31

3

 Неделя игры и игрушки

Игры и игрушки

 

4

 Досуги, посвященные Дню буквы «Ё».

Братья наши меньшие (домашние животные)

65

Декабрь

1

 Экологическая акция: «Покормите птиц зимой!».

Птицы планеты земля 

51

2

 "Волшебница Зима!" 10.12. 2024 -День защиты прав ребенка

Зима

58

3

Поделоки детей и родителей

Твори добро

 

4

 

Новогодний праздник

86

Январь

3

Зимние игры и забавы

Зимние игры и забавы

86

4

 Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Географические понятия

127

5

 

Транспорт в городе

99

Февраль

1

 «День российской науки»

Экспериментирование

 

2

 «Международный день дарения книг»

Семейные праздники и традиции

 

3

 «Мой папа – солдат» Масленица

Наша Армия

127

4

 

Инструменты

113

Март

1

 «Всем женщинам посвящаем!»

О любимых мамах

145

2

«Весна. Поэзия. Музыка»» Досуг, посвященный 451-летию со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Федорова

Я и мое здоровье. 

106

3

 Международному дню счастья

Профессии в моей семье

120

4

 Неделя детской книги

Книга наш друг.  Приглашаем в гости (показ театральных постановок)

 

Апрель

1

 «Улыбка и смех – это для всех!»

Весна на планете Земля

158

2

 День Космонавтики (12 апреля)

Планеты солнечной системы. Космос

171

3

 

ОБЖ

 

4

 Всемирный день Земли

Наш дом – Земля (экологическое направление)

 

5

 

Водные обитатели

 

Май

1

 «День Весны и Труда».

Родина в цветах (первоцветы)

145

2

 «Читаем детям о войне».

День Победы

 

3

 15 мая — Международный день семьи 18 мая — Международный день музеев.

Рыцари и дамы – этикет

 

4

 

Насекомые

178

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа ДОУ). М., 1993 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

2. Альбом для логопеда. М.,  2000, О. Б. Иншакова  
3. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2010, О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова.

4. Научите меня говорить правильно! Для детей 4-6 лет. Пособие по логопедии для детей и родителей, М., 2001, О. И. Крупенчук
5. Программа развития и обучения дошкольников. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*.,  СПб, «Издательский дом «Нева», 2003, Скворцова И.В.

6. Вводим звуки в речь. Картотека заданий. Звуки З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*. СПб, «Каро», 2006, Т.С.Перегудова, Г.А. Османова.

7. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков: З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*., пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -2-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

8. Дидактический материал для логопедов. Автоматизация звуков: З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*.,/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -3-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013.

9. Популярная логопедия.  Логопедические игры для автоматизации звуков: : З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*./ И.В. Баскакина, М.и. Лынская. - М.:Айрис-пресс, 2009.

10. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. Парные звонкие и глухи согласные: Д-Т, Ш-Ж, В-Ф, Г-К, З-С. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -3-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ, 2013.

11. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: «Детство пресс», 2004, Буденная Т.В.

12. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.

СПб, издательский дом «Литера», 2005, Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.

13. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. М., «Мозаика-Синтез», 2005, Смирнова Л.Н.

14. Упражнения для развития речи., СПб, 2001, Парамонова Л.Г.

15. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПб, 2006, Агранович З.Е.

16. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).

17. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук

18. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. Н.Ю. Григоренко, С.А. Цибульский.

19. Веселые скороговорки для непослушных звуков И.Г. Сухин

20. Логопедический массаж Е. Краузе

21. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. Н.В. Курдвановская, Творческий центр Сфера» М. 2008.

22. Будем говорить правильно. Н.В. Нищева, «Детство-проесс», С-Пб 2002 г.

23. Развиваем мелкую моторику.  Т.А. Ткаченко. – М.; Эксмо, 2007.

24. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М. Полякова.- М.; Айрис-пресс, 2008.

25.  Игры и упражнения с родственными словами. Учебное методическое пособие. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. – М., Центр педагогического образования, 2009.

  1. Мир родного языка. Игры- занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. Агапова И.А., Давыдова М.А. – М., АРКТИ, 2008.
  2. Будь вежлив всегда! О.Н. Демидова Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2009.
  3. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практикующих работников ДОУ. Швайко Г.С. –М., Айрис-пресс, 2008.
  4. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Методическое пособие. Болотина Л.Р. –М., Айрис-пресс, 2006.
  5. Логопедические игры ЦОКОЛОЧКА. И.В. Баскакина, М.И. Лынская –М., Айрис-пресс, 2009.
  6. Логопедические игры ЗВЕНЕЛОЧКА. И.В. Баскакина, М.И. Лынская –М., Айрис-пресс, 2009.
  7. Домашнии тетради Коноваленко (3, 5, 6, 2, 8, 1)
  8. Домашняя тетрадь Жихарева-Норкина звук Р.
  9. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Е.Н. Краузе, Санкт- Петербург, Крона-Век, 2007.
  10. Логопедия в картинках. Мария Мезенцева. Москва, Олма, 2009.
  11. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Косинова Е.М., Москва, Эксмо, 2008.
  12. Баскакина, И. В.Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш
  13. Баскакина, И. В.Приключения Л. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л / И. В. Баскакина, М. И. Лын-ская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия).
  14. Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И. В. Баскакина, М. И. Лын-ская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия).
  15. Мазанова Е.В.КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО   АНАЛИЗА  И  СИНТЕЗА. +ТЕТРАДЬ.  Конспекты  занятий  для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ и Д,
  16. Костылева Н.Ю.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.
  17. Лиманская О.Н.  Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
  18. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. — М.: ТЦСфера, 2009. — 96 с.
  19. Бачина О.В., Самородова Л.Н.Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  20. Герасимова, А. С. Популярнаялогопедия: Занятия с дошкольниками/А. С. Герасимова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 224 с.
  21. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова, системный метод устранения нарушений. –М., НКЦ, 2013.- 187 с.
  22. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014.-96 с. (Серия в помощь логопеду)
  23. Тетрадь. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. -2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  24. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Н.Э. Теренкова. -2-е изд., испр. И доп. –М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  25. Альбом дошкольника. Автоматизация звука в игровых упражнениях. З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*./ Л.А. Комарова.-М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  26. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2015.-64 с.
  27. Учебно-методическое пособие с демонстрационным материалом «Слова, слоги, звуки»,  Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2013.
  28. Рабочая тетрадь 5-6 «От А до Я» ,  Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2016.
  29. Серия «Папка дошкольника» , задания: «Логика», «Ребусы, игры, головоломки», «Пройди лабиринт», «Знакомство с клеточками», «Учимся находится по схеме!» -Сыктывкар, Издательство  «Солнечные ступеньки»
  30. Большая Энциклопедия дошкольника. А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.- 352 с. – (Программа развития и обучения дошкольника).
  31. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации и дифференциации звуков (раннего онтогенеза, С-З-Сь-Зь, Ш Ж, С-Ш-З-Ж, Л. Ль, Й, Р и Рь. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. (5 тетрадей).
  32. Школа для дошколят ТРЕНАЖЕР логопедический. С.Е. Гавриолова, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.- М.: РОСМЭН, 2016. Разработанно с учетом ФГОС.
  33. Конфетка Занятия по развитию речи. Творческий центр СФЕРА.

Зима

Лето

Буквы, Узнаю Буквы-1, Узнаю буквы-2

Учим звуки С, Ш,Л-Ш, Л-Ж, Л-В

Думай, решай, считай

  1. Картинки для фонетических упражнений. Учебно методическое пособие/ О.А. Безрукова –М.: Русская речь, 2011 -44 с (кар 373 шт).
  2. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. В.С. Володина.-Мю: РОСМЭН, 2014 г.
  3. Альбом по развитию речи для самых маленьких. Говорим правильно. С.В. Батяева, Е.С. Савостьянова.-Мю: РОСМЭН, 2015 г.
  4. Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников» Играем со звуками  и словами  Методическое пособие и рабочая тетрадь  №1, №2. –М. Вентана-Граф, 2015.
  5. Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников» Играем и читаем вместе. Методическое пособие и рабочая тетрадь №1, №2. –М. Вентана-Граф, 2015.
  6. Л.Е. Журова «Подготовка к обучению грамоте» Методическое пособие и рабочая тетрадь.-М. Вентана-Граф, 2015.
  7. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР речи

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  1. С.И. Карпова, В.В. Мамаева Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. Лесические темы.

4-5 лет

6-7 лет.

  1. И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина Дети с общим недоразвитием речи Развитие памяти. – М.: национальный книжный центр, 2016.
  2. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога- М.: ВЛАДОС, 2014.
  3. Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие.- М.: ПАРАДИГМА, 2014.
  4. Д. Денисова, Школа семи гномов «Уроки грамоты». 4-6 лет (3 тетради) Учебно-методическое пособие.
  5. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Уроки грамоты для дошкольников» 3-6 лет (4 тетради).
  6. Рабочая тетрадь к программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Развитие речи  для дошкольников» 3-6 лет (4 тетради).
  7. Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь. №1, №2, №3, №4. Развитие речи «Шаг за Шагом».
  8. Е.М. Косинова Лексическая тетрадь. №1 Человек и его мир. Развитие речи «Шаг за Шагом».
  9. Т.С. Резниченко Занимательный букварь. Москва Издательство ГНОМ 2017
  10. Н. Созонова, Е. Куцина, Н. Хрушкова Фонетические рассказы и сказки 5-7 лет Рабочая тетрадь часть1, 2, 3.
  11. Игры и задания для маленьких непосед.
  12. 1000 упражнений для девочек.
  13. 1000  упражнений для мальчиков.
  14. Федеральная образовательная программа дошкольгого образования Приказ Минестерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года. Сфера.
  15. Федеральная адоптированная образовательная программа дошкольгого образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Минестерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года. Сфера.

  1. Развивающая предметно – пространственная среда

Внутреннее помещение кабинет;

Оборудование: Монитор Sony, системный блок UFQ, клавиатура, мышка.

Рабочий материал.

  1. Собери предмет из геометрических фигур в сумке.
  2. Формы на палочках.
  3. Баночки с крупами 8 ед.
  4. Мячи, разных цветов, размеров, форм, плотности, структуры.
  5. Бусы для мамы
  6. Конструктор 11 деталей
  7. Семья (деревянные человечки)
  8. Пазл на 14 и 24 Смешарики.
  9. Шнуровка овечка.
  10. Головоломка куб.
  11. Лотки сини для карточек 7 шт.
  12. Зеркала двух сторонние 4 шт.
  13. Зонды постановочные 1 набор (7 шт.)
  14. Хозяйственный ящик 1 шт.
  15. Тарелка оранжевая 5 шт.
  16. Фонематические шарики.
  17. Кубики Азбука.
  18. Чудесный мешочек с парными деревянными фигурами.
  19. Матрешка (5 разборов)
  20. Пазл:  противоположность, детеныши, предлоги, профессии,кто что кушает.

Карточки:

  1. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Образовательная система «Школа 2100», БАЛАСС (Рыбы,  насекомые.  Продукты питания.  Дома, улицы, транспорт, мебель электроприборы. Игрушки инструменты. Спортивный инвентарь. Посуда. Профессии, Человечки, схемы, знаки. Деревья, грибы, цветы.  Овощи,  фрукты, ягоды).
  2. Автоматизация звуков Р, Н, М, Л, Й, Х, Г. Фонематическое восприятие.
  3. Карточки действия.
  4. Картинки: сюжетные, последовательные.
  5. Самые нужные игры. В соответствии с ФГОС ДО.(23 шт)
  6. Азбука в картинках (4 варианта).
  7. Журова Л.Е. обучение грамоте.
  8. «Слова, слоги, звуки»,  Е.В. Колесникова Демонстрационный материал.
  9. Готов ли ребенок к школе? Грамота.

Дидактические игры:

  1. Логопедическое лото.
  2. Ребусы. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления, навыков чтения.
  3. Развивающий материал. Четвертый лишний.
  4. Лото. Веселые звуки.
  5. В мире звуков. Развиваем фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память.
  6. Слоги и слова. Деление слов на слоги, развитие внимания и логики.
  7. Игры для детей 4-7 лет «Буквы».
  8. Игры для детей 4-7 лет «Цыфры».
  9. Веселые буквы и слова. Книга –игра.
  10. «Самые нужные игры!» издательство Творческий центр Сфера.

Игры со звуками (З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*), Логопедическое лото (З, З*,Ц,  Ч,Щ, С, С Ж, Ш Л. Л Р, Р*)

Найди ударный слог

Слова предметы

Слова действия (2 части)

Деревья

Времена года (Зима, весна, лето, осень)

Фрукты

Овощи

Ягоды

Грибы и Цветы

Дикие животные

Цвет

Ягодное лето

Твердые согласные звуки (Часть1, часть 2)

Слоги (2 части)

  1. Демонстрационный материал для фронтальных занятий:

Логопедические занятия в детском саду Старшая группа

Логопедические занятия в детском саду Подготовительная группа

  1. Развивающая игра «ОАО Радуга»

Развитие речи 5-7 лет.

Грамота 5-7 лет.

  1. Издательский дом  ЗИМОРОДОК «Логико Малыш».

Планшет 1 шт.

Карточки: Домашние животные, Счет от 1-6, Поймай звук, Растения 1, Растения 2, Животные 1, Животные 2, Театр, Последовательности, Цвет в природе, Первый десяток, Цветы.

  1. Скороговорщик. Комплекс настольных игр для развития речи и формирования правильного произношения.
  2. Обучение грамоте Комплект (7 шт.)  круговых тренажеров для подготовки к школе.
  3. Круг Луллия :

Времена года

Профессии

Птицы

Насекомые

Животные


Приложение 1.

Форма № 1

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

27 июля 2010 г.

Образовательное  учреждение                     РЕЧЕВАЯ  КАРТА №

(ранний и  младший дошкольный возраст)                                                                                                                       Дата заполнения «        »        20        г.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________Возраст______________

Родители (законные представители) __________________________________________________________________

1. Речеязыковое развитие

1.1. Понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) _____________________________________________________________________________1dhhaaz013lorb9251h0pejf1ycg39oz25

1.2. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи)  _____________________________________________________________________________1h0pejf1ycg39oz25

2. Социальное развитие

2.1.Контактность______________________________________________________________1dhhaaz013lorb925

2.2. Эмоциональная сфера _____________________________________________________________________________

2.3. Средства общения (вербальные и невербальные)

_____________________________________________________________________________

2.4. Навыки самообслуживания

_____________________________________________________________________________

3. Познавательное развитие

3.1. Внимание _____________________________________________________________________________

3.2. Познавательная активность и мотивация деятельности _________________________

3.3. Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, предметной, предметно-игровой) __________________________________________________________________

3.4. Запас знаний об окружающем мире________________________________________

3.5. Сенсорное развитие

Зрительное восприятие_________________________________________________________

Слуховое восприяти___________________________________________________________

Восприятие пространственных отношений________________________________________

4. Двигательное развитие

4.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы

4.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис)

5. Состояние артикуляционного аппарата

5.1. Строение артикуляционного аппарата

5.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата

5.3. Речевое дыхание, голосообразование, просодика_______________________________

6. Дополнительная информация

6.1. Особенности доречевого развития___________________________________________

6.2. Специфические особенности речи и речевого поведения_______________________________________

6.3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок________________

______________________________________________________________________

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)________________________________

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях____________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед______________


Форма № 2

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

27 июля 2010 г.

РЕЧЕВАЯ  КАРТА №

(средний  и старший дошкольный возраст)                                                                                                                       Дата заполнения «        »        20        г.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________Возраст______________

Родители (законные представители) ___________________________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем  мире__________________________

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объем словаря _________________________________________________________

Системная организация словаря (ассоциативные связи) __________________

2.2. Уровень сформированности  грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения     ________________________________________

Словообразовательная деятельность _______________________________________

Синтаксические навыки и умения _______________________________________________

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста_______________________________________________________

продуцирование текста___________________________________________________

Репродуцирование текста _________________________________________________

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции _________________________________

Состояние фонематического слуха________________________________________________

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза____________________________

Слоговая структура слова Звукопроизношение_______________________________________________________________________________

с

с'

3

з'

ц

ш

ж

ч

щ

л

л'

р

р'

н

н'

м

м'

j

1

2

3

т

т'

д

д'

к

к'

г

г'

X

х'

в

в'

ф

ф'

а

о

У

ы

э

и

1

2

3

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата________________________________________

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата _______________________________________________

3.3. Речевое дыхание и голосообразование ______________________________________

4. Просодическое оформление речи____________________________________________

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы____________

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис)______________________

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память ____________________________________________________

6.2. Речевое внимание _______________________________________________________

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) _____________________

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития ______________________________________

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок ___________________

7.3. Особенности речевого поведения ____________________________________________

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)  _____________________________________________________________________________

7.5. Анамнез, сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ______________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Учитель-логопед _____________________________________________


Приложение 2.

ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   3х  ЛЕТ

Безрукова О.А., Приходько О.Г., Служакова О.И., Челей Н.С.

Ф.И. ребенка ______________________ Дата рождения _______ Дата обследования _________

БЛОК 1

1. Назови, что ты видишь на рисунках:

машина

корова

дудочка

волк

матрешка

лиса

колокольчик

арбуз

лягушка

капуста

курица

груша

бабочка

лук

рыба

одежду

лошадь

обувь

свинья

тарелку

2. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Пьет воду

Кормит куклу

Поливает цветы

Моет куклу

Моет посуду

Ест пирог

Гладит кофту

3.  Рассмотри картинки и скажи, чем различаются эти предметы.

Стол-стол

Куб-куб

4.  Рассмотри  рисунки назови один - много.

кукла

карандаш

птица

5.  Для чего нужны предметы на картинке:

нож

стул

кастрюля

БЛОК 2

6.  Ответь на вопрос.

Чем забивают гвозди?

Чем вытирают лицо?

В чем варят суп?

В чем хранят одежду?

7.  Рассмотри рисунок и скажи…

Где находится кошка?

под стулом

на заборе

Где находится птица?

в клетке

Что делает собака?

заходит в конуру

выходит из конуры

8.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Во дворе дома растет клен.

Осенью желтеют листья на деревьях.

БЛОК 3

9.  Послушай и повтори слово.

велосипед

мотоциклист

баобаб

бульдозер

10. Послушай и повтори предложение.

Дети слепили снеговика.

Паук плетет паутину.

11. Повтори слоги.

ТА-ДА-ТА

КА-ГА-КА

ГО-ДО-ГО

МА-МЯ МА

Итог:

Показатели:

мax балл

реально балл

лексика

25

грамматика

11

фонология

10

ВСЕГО:

46

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения заданий № 6, 7 засчитываются в блоках № 1,2.


ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   4х  ЛЕТ

Ф.И. ребенка ______________________ Дата рождения _______ Дата обследования _________

БЛОК 1

1. Назови, что ты видишь на рисунках:

полотенце

велосипед

ключ

перец

молоток

кабачок

кастрюля

репа

бусы

воробей

зебра

голубь

шляпа

ворона

юбка

кузнечик

перчатки

пчела

трамвай

стрекоза

2. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

подметает пол

рубит дрова

гладит белье

забивает гвоздь

стирает белье

3. Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор.

репа (фрукт, не овощ)

бабочка (насекомое, не птица)

4. Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен этот предмет.

топор

половник

кастрюля

5.  Рассмотри картинки и скажи, чем различаются эти предметы.

табурет – стул

трамвай – автобус

6.  Рассмотри  пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

удочка - рыба

топор – гвоздь

цыпленок  - курица

7.  Рассмотри рисунки и найди среди них:

дикое животное

уличную обувь

домашнюю одежду

8.  Ответь на вопросы.    * Какое  варенье называют малиновым?

Какой мяч называют футбольным?

Какую посуду называют стеклянной?

Какую обувь называют уличной?

9.  Послушай предложение и ответь на вопрос.

Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?

Если лопату сделали из железа, какая это лопата, как ее можно назвать?

БЛОК 2

10.  Назови то, что ты видишь на картинке.

куклы

молотки

дома

пилы

стулья

11.  Ответь на вопрос.

Чем забивают гвозди?

Чем вытирают лицо?

В чем варят суп?

В чем хранят одежду?

12.  Рассмотри рисунок и скажи…

Где находится кошка?

под стулом

на стуле

Где находится птица?

в клетке

на клетке

Что делает собака?

заходит в конуру

выходит из конуры

13.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Во дворе нашего дома растет красивый клен.

Осенью перелетные птицы улетают на юг.

БЛОК 3

14.  Послушай и повтори слово.

велосипед

мотоциклист

баобаб

бульдозер

15. Послушай и повтори предложение.

Дети слепили снеговика.

Паук плетет паутину.

16. Повтори слоги.

ТА-ДА-ТА

КА-ГА-КА

ГО-ДО-ГО

МА-МЯ МА

17. Повтори предложение.

Тома сидит дома.

Пушистая кошка села у окошка.

Итог:

Показатели:

мax балл

реально балл

лексика

44

грамматика

23

фонология

12

ВСЕГО:

79

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения заданий № 8, 9 засчитываются в блоках № 1,2.


ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   5  ЛЕТ

Ф.И. ребенка _______________________________ Дата рождения _______ Дата обследования ________

БЛОК 1    - словарный запас.

  1. Назови, что ты видишь на рисунках:

скворечник

рысь

портфель

синица

кувшин

снегирь

клещи

ласточка

люстра

индюк

клен

баклажан

дуб

малина

ландыш

шляпа

одуванчик

сандалии

носорог

галстук

  1. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

выливает воду

Выбивает ковер

посыпает печенье

Раскрашивает (закрашивает)

Поливает вареники  сметаной

  1. Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен этот предмет.

хлебница

холодильник

носилки

половник

отвертка

  1. Рассмотри  пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

клубок - свитер

сахарница-сахар

велосипед-самокат

5. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы.

кофта - свитер

табурет – стул

гвоздь-шуруп

6. Послушай слова и скажи, какое из них лишнее.

вишня, малина, крыжовник, ромашка, земляника

морковь, огурец, репа, яблоко, кабачок

7. Подбери слово по образцу:   Яблоко – это фрукт.

тапочки – это …

ромашка – это …

бабочка – это …

земляника – это …

8. Ответь на вопросы:

Как называется музыкант, который играет на этом музыкальном инструменте?

Как называется музыкант, который играет на гитаре?

Как называется профессия человека, который показывает фокусы?

Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

9. Подбери слово, противоположное по значению. Например, длинный – короткий.

темный -

плакать -

далеко -

широкий -


БЛОК 2  - грамматическая    компетенция.

10. Назови то, что ты видишь на рисунке.

колеса -

перья -

деревья -

ведра -

пилы -

11. Рассмотри рисунок и скажи, чего много.

много карандашей

много топоров

много кукол

много чашек

много пуговиц

12. Назови иначе.   Например, Лист дуба – это дубовый лист.

ветка березы -

косточка вишни -

сок моркови -

13. Закончи предложение.

Рыбный суп – это суп из…

Творожная запеканка – это запеканка …

Пуховая подушка – это подушка …

Меховая шапка – это шапка…

14. Закончи предложение.

У зайчихи зайчата, а у львицы…

У лисы лисий хвост, а у собаки - …

Мама тигрят  - тигрица, а мама слонят - …

Хвост волка – волчий, а хвост осла - …

15.  Рассмотри рисунок и скажи…

Где находится кошка?

под стулом

Где находится кошка?

на заборе

Что делает рыжий кот?

Выглядывает из-за …

Что делает кошка?

спрыгивает со стула

Что делает собака?

прыгает через барьер

16. Ответь на вопрос.

Дедушку провожал внук. Кто уезжал?

Катя старше Иры. Кто младше?

17.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Наступила осень, и перелетные птицы улетели на юг

Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи

БЛОК 3 - фонетико-фонологическая компетенция.

18.  Послушай и повтори.

экскаватор

водопроводчик

эскалатор

аэропорт

пляшущие человечки

пишущая машинка

смеющийся мальчик

щебечущие птички

19. Послушай и повтори.

КА-ГА-КА

ТУ-ДУ-ТУ

СЁ-СО-СЁ

УМЯ –УМА – УМЯ

ФОН-ВОН-ФОН

Итог:

Показатели:

мax балл

набрано баллов

выполнено (в %)

лексика

69

грамматика

34

фонология

13

ВСЕГО:

116

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения заданий № 8, 13, 14 засчитываются в блоках № 1,2.


ПРОТОКОЛ    ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЯ   РЕЧИ   РЕБЕНКА   6  ЛЕТ

Ф.И. ребенка ______________________ Дата рождения _______ Дата обследования _________

БЛОК 1    - словарный запас.

1. Назови, что ты видишь на рисунках:

фонарь

василек

рубанок

смородина

скрепка

рысь

шляпа

крот

жилет

пингвин

фуражка

балалайка

крыжовник

скрипка

ландыш

музыканты

слива

баллерина

2. Рассмотри рисунки и скажи…

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

пришивает пуговицу

вырезает бабочку

раскатывает тесто

сворачивает ковер

чистит снег

3. Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен этот предмет.

ласты

отвертка

дуршлаг

спицы

4.  Рассмотри  пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

портфель - чемодан

люстра - фонарь

Доска - рубанок

5. Послушай слова и скажи, какое из них лишнее.

малина, смородина, земляника,  ромашка, ежевика

пила, молоток, гвоздь, отвертка, топор

6. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти…

столы

вагоны

столы

7.  Закончи предложение.

Хлеб хранят в хлебнице, а соль - …

Самолетом управляет летчик, а поездом - …

Белка живет в дупле, а пчелы - …

8. Подбери слово, противоположное по значению. Например, длинный – короткий.

веселый

найти

глубокий

выиграть

смелый

покупатель

голодный

9.  Закончи предложение по образцу:   Кошка – это домашнее животное.

земляника – это …

свекла – это …

сандалии – это …

шляпа – это …

БЛОК 2  - грамматическая    компетенция.

10.  Послушай слово и скажи ПОЧЕМУ …

…этот предмет назвали «пылесос»

… этот  предмет назвали «мышеловка»

…этот предмет назвали «снегокат»

11. Рассмотри рисунок и скажи, какой букет здесь нарисован.

Розы-

Тюльпаны -

Ландыши -

12. Рассмотри рисунок и скажи, чего много.

много молотков

много шишек

много коров

много кресел

13. Назови иначе.   Например, Лист дуба – это дубовый лист.

уши зайца

голова осла

хвост коровы

хвост кошки

14. Составь предложение по картинке.

Собаки и кошка сидят под столом, диваном, шкафом

Собаки и кошка вылезают из под стола, дивана, шкафа

Дети и животные спрятались…

15. Ответь на вопросы.

Если книга лежит на столе, откуда ее возьмут?

Если книга лежит в столе, откуда ее достанут?

Если собака залезла под диван, откуда она вылезет?

Если котенок спрятался за шкаф, откуда он вылезет?

16.  Послушай предложение и повтори его, ничего не меняя.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад

17. Правильно ли построено предложение? Исправь его, если нужно.

Наступила зима, потому что река замерзла.

Под домиком в деревне жили бабушка и дедушка

БЛОК 3 - фонетико-фонологическая компетенция.

18.  Послушай и повтори .

эквилибрист

эскалатор

аэродром

шлагбаум

пишущая машинка

щебечущие птички

смеющийся мальчик

19. Послушай и повтори.

БЫН-ПЫН-БЫН

ХА-ГА-КА

ОМЯ-ОМЯ-ОМА

УТА-УДА-УТА

ВАВА-ФАВА-ВАВА

20. Послушай слово и назови… Например,

бусы

1й звук

последний звук

все звуки по-порядку

шапка

все звуки по-порядку

21. Послушай слово и скажи…

стул

сколько всего звуков

Итог:

Показатели:

мax балл

реально набранных баллов

лексика

54

грамматика

25

фонология

14

ВСЕГО:

93

Примечание: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты выполнения задания № 10  засчитывается в блоках № 1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, п...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ» (программа рассчитана на 1,5-2 месяца для детей с задержкой психического развития 6-7 лет)

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.Цель: игровая психокорре...

Адаптированная образовательная программа для детей задержкой психического развития (ЗПР) в подготовительной к школе группе

Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана для повышения социального статуса воспитан...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...