«Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Название практики «Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее – дети с ТНР).
Описание практики
У детей с ТНР отмечаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов. Наблюдаются затруднения в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Дети неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактным и переносным значением. Используют множественные лексические замены по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля. А также наблюдается недостаточная сформированность связной речи. Это проявляется в нарушении связности и последовательности рассказа, в смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, в фрагментарности изложения, в нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания и мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи наблюдается несформированность процессов восприятия звуков речи, т.е. пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков выражается в речи детей различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. При фонематическом недоразвитии у детей нарушены просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.
У детей с ТНР отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, мелкую моторику. Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений, выявила проблему необходимости разработки принципиально новых подходов к логопедической коррекции и развитию моторных навыков старших дошкольников.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней. Литотерапия – это одна из эффективных коррекционно-оздоровительных технологий, ставшая популярной в последнее время. Как показала практика, камни оказывают положительное терапевтическое воздействие на организм человека.
Цель: включить логопедическую практику применение литотерапии для коррекции речедвигатальной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
На логопедических занятиях с использованием камней решаю такие ключевые задачи:
- коррекция речи детей (стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);
- развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием, выкладывания узора из камней);
- расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса;
- развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия;
- расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки).
На основе изученного материала был составлен тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста, состоящий из блоков:
1 Блок: «Каменная стихия». Были подобраны упражнения по ознакомлению с камнями, их активному использованию, где дети в игровой форме получили знания о свойствах и качествах камней. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, наблюдательности, воображения, речи, расширения словарного запаса.
2 Блок: «Малахитовая шкатулка». В которую собраны игры для снятия скелетно-мышечного напряжения, развития мелкой моторики, массажа и самомассажа стоп и кистей рук, дыхательная гимнастика. Включены упражнения для развития психики ребенка, такого рода игры с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений. В качестве ручного тренажера в литотерапии используются не только камни, но и четки, бусы из натуральных камней.
3 Блок: «Артмастерская». Собраны игры и упражнения, способствующие обучению детей умению адекватно выражать негативные эмоции, решать конфликтные ситуации, преодолевать негативные черты характера (агрессивность, замкнутость, нерешительность); снижению эмоционального напряжения в группе, выявлению состояния эмоциональной сферы ребенка, выявлению наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Дети выражают собственные творческие идеи посредством создания прекрасных картин, мозаик, рисунков на камнях, придумывают образы и сказочные истории.
Сделаны дидактические игры коррекционной направленности: «Массажные бусы», «Коллекция минералов», «Скульптура из камней», «Мозаика из камней», «Загадай желание», «Узнай камень», «Подводное царство», «Камнеград», «Каменные лабиринты», «Сад камней», и др.
Были разработаны упражнения: «На что похоже», «Дорисуй картинку», «Сравни объемное и плоскостное изображение» и др., творческие игры: «На поиски сокровищ», «Серебряное копытце». Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоциональноличностных и речевых нарушений у детей. Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года.
Алгоритм занятия:
1) Разминка. Основные процедуры – приветствие и упражнения на установление контакта, мотивирующий элемент (сказка, беседа),
2) Основная часть – игры, упражнения, элементы психогимнастики, проективный рисунок, эксперимент.
3) Подведение итогов занятия – рефлексия, ритуал прощания. На первом этапе работы с камнями и другим природным материалом необходимо ознакомить детей с элементарными правилами обращения с ними: нельзя кидаться камнями, песком, тереть глаза грязными руками, после игр обязательно вымыть руки.
Занятия были разработаны таким образом, что в его структуру как обязательные составные части вошли - зрительная и дыхательная гимнастика, зрительно - осязательного обследование камней, продуктивная деятельность, релаксационные сказки. В результате таких занятий у детей были сформированы знания о разных свойствах и особенностях камней, повысился уровень зрительного и осязательного восприятия, наглядно - образного мышления, зрительно - моторной координации.
Логопедические игры с использованием камней
«Золушка»
Ребёнку предлагается сундучок, наполненный горохом, (фасолью, рисом и т.п.) с закрытыми глазами он должен выбрать камешки.
«Пчёлка»
В центре квадрата из девяти клеток сидит "пчелка". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "пчелу" в нужный квадрат.
«Весёлый счёт»
Выложить столько камешков на столе, сколько: - У человека носов? - Сколько пальцев на одной руке? на двух? - Сколько ушей у собаки? - Сколько глаз у кошки? - Сколько крыльев у птицы? - Сколько ножек у стола? и т. д.
«Волшебный мешочек»
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук). 2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
«Гусеничка-модница»
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)
«Угости Петушка»
Ребёнок передвигает Петушка по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком. «Звуковая мозаика» Взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий), выкладывая мозаику.
Комплекс упражнений для развития ручного праксиса с помощью природных камней.
1. «Колбаска» Вариант 1: взять камень и зажать его между ладонями, после чего выполняются движения рук вверх и вниз. (Повторить 5-6 раз.) Вариант 2: положить на стол, затем накрыть его правой рукой, затем выполнять движения вперед и назад. (Повторить 5-6 раз, затем руки поменять.)
2. «Колобок». Вариант 1: Зажать камень между ладонями, руки держать «домиком» параллельно груди, после чего выполняются вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону. (Повторить по 5-10 раз.) Вариант 2: Положить камень на стол и накрыть его правой рукой, после чего выполнять вращательные движения в правую сторону, затем в левую. (Повторить 7-10 раз.) Упражнение повторить левой рукой «Колобок на ладошке» Вариант 3: Положить камень на ладонь левой руки, затем накрыть его ладонью правой и выполнять вращательные движения «по часовой стрелке». (Повторить 5-7 раз.) Затем вращательные движения выполнить «против часовой стрелки». После чего произвести смену рук.
3. «Самолетики». Вариант 1: Положить камень на стол, затем на него положить кончики пальцев правой руки. После чего выполнять движения впередназад со словами «взлет» и «посадка». При этом в отличие от упражнения «Колбаска» пальцы руки «при взлете» выгибать вверх. (Повторить 5-7 раз.) Руки поменять. «Самолетики на ладошке» Вариант 2: Положить камень на ладонь правой руки (рука в процессе упражнения остается неподвижной и прямой – это «взлетная полоса»). На шар положить кончики пальцев левой руки (это «самолет», затем катать его по ладошке вперед-назад. Следить, чтобы пальцы были собраны и в напряжении. (Повторить 5-7 раз.) Смена рук.
4. «Дорожки». Положить камень на стол, затем на него положить кончики пальцев правой руки и сделать движение вперед при этом пальцы растопырить. После чего камень катится на каждый из пальцев по такой схеме: с ладони на большой пальчик – на ладонь, на указательный – на ладонь, на средний – на ладонь. … По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» камешка от мизинца к большому пальцу. Смена рук.
5. «В гости к пальчикам». Положить камень на ладонь левой руки (пальцы левой руки растопырены). На камень положить кончики пальцев правой руки (пальчики правой руки вместе). Затем катить камень по каждому пальчику левой руки по такой схеме: ладонь – большой пальчик, ладонь – указательный, ладонь – средний. По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» камешка от мизинца к большому пальцу. Смена рук.
6. «Сорока – сорока». Положить камень на ладонь левой руки, затем на его положить большой палец правой руки и делать круговые движения. Затем палец поменять на указательный (средний, безымянный и мизинец). После чего смена рук. (Делать упражнения под детскую игру пальчиковую разминку «Сорока – сорока». Делать вращательные движения на каждую строчку отдельными пальчиками.)
Массажные упражнения
1. Аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.
2. «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.
3. «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
4. «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
5. «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайтеперекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т.е. производим «хватательные» движения. Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами «шмыгнуть» носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3–4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды. «Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.
2. Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
3. Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
4. Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.
Планируемые результаты практики
- повышение интереса к логопедическим занятиям;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие речи (все компоненты)
- стабилизация психических процессов;
- развитие творческого воображения и фантазии.
Способы, инструменты измерения результатов практики применения
Входной контроль: беседа, наблюдение, игра.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение, опрос, занятие.
Итоговый контроль: открытое занятие, итоговое занятие, игры.
Перспективы развития практики
Планируется применение разработка алгоритма применения литотерапии с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)
Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-337715-1383900586.jpg)
"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/15/picture-806101-1471268658.jpg)
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к де...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/07/picture-560471-1670398888.jpg)
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/07/picture-560471-1670398888.jpg)
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78650.jpg)
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения
В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/03/picture-1028034-1522775410.jpg)
Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)
В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....