Импрессивный аграмматизм у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кривоносова Оксана Александровна
В современных условиях отмечается тенденция к увеличению количества детей,
которые испытывает значительные трудности в понимании и,как следствие, усвоении
учебного материала. Одной из основных причин неуспешности детей является
импрессивный аграмматизм, то есть неспособность детей понять сложные речевые
обороты, пространственные отношения,а также взаимосвязь между причинно-
следственными и временными отношениями. Всё это приводит к нарушению
понимания логико-грамматических конструкций которые необходимы для полноценного
усвоения материала в любой сфере деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ia.docx6.39 КБ

Предварительный просмотр:

Импрессивные аграмматизмы у детей дошкольного возраста

  • Актуальность проблемы

В современных условиях отмечается тенденция к увеличению количества детей, которые испытывает значительные трудности в понимании и,как следствие, усвоении учебного материала. Одной из основных причин неуспешности детей является импрессивный аграмматизм, то есть неспособность детей понять сложные речевые обороты, пространственные отношения,а также взаимосвязь между причинно-следственными и временными отношениями. Всё это приводит к нарушению понимания логико-грамматических конструкций которые необходимы для полноценного усвоения материала в любой сфере деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает что проблема исследования и коррекции пространственно-временных представлений, овладения речевыми конструкциями, представления расположения объектов в пространстве рассмотрена достаточно полно Однако мы хотели бы предложить рассмотреть данные трудности в развитии детей с несколько другого ракурса, а именно у тех детей которые ,на первый взгляд не имеют нарушений экспрессивной речи, а имеют нарушения импрессивного аграмматизма.

Зачастую такие нарушения оказываются трудно диагностируемыми, поскольку у детей, как правило, сохранна артикуляция, у них отсутствуют нарушения слуха и слухоречевой памяти. При этом они имеют достаточно развернутую связанную речь. Однако, при работе с грамматически сложными предложениями возникают затруднения. Кроме того выявляются нарушения пространственных конструктивных взаимоотношений, затруднено восприятие и понимание сложных высказываний. Но поскольку у детей достаточно развёрнутая связанная речь то данную степень нарушений импрессивного аграмматизма довольно непросто диагностировать, в связи с чем возникает актуальность, что дети остаются без помощи специалистов.

  • Словесно-вербальное мышление(нормы)

Под мышлением понимается процесс установления новых существенных свойств, связей и отношений которые,не даны при первичном акте восприятия объекта или ситуации этот процесс может идти путем манипулирования предметами (конкретно-действенное мышление). Образами и представлениям (наглядно-образное мышление) или знаками, символами, обозначающими и замещающими конкретные предметы, их свойства или отношения (абстрактно логическое мышление).

Исходной основой мышления являются ощущения образы и представления, которые аккумулированы в памяти и служащие составными элементами мыслительных операций.

Конкретными средствами с помощью которых осуществляется поиск желаемого результата,а так же основой словесно- логического мышления являются следующие мыслительные операции:

 *сравнение  - вскрывающее сходство и различия между соотносимыми объектами

*анализ - расчленение целостной структуры объекта или явления на составные элементы, выделения отдельных частей, признаков

*синтез  - мыслительное соединение элементов в целостную структуру *абстракция - выделение общих признаков

*обобщение -  мыслительное объединение предметов и явлений по их общим признакам

*конкретизация-  возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысленного объекта

 Итак, наши дети, как правило, имеют трудности в словесно-логическом или (вербально-понятийном) мышлении, которое характеризуется использованием понятий, логических конструкций и  обобщений, которые часто не имеют прямого образного выражения и функционируют на базе языковых средств.

Нормы уровня развития психических процессов у детей дошкольного возраста взяты у таких авторов как : Демьянов Ю.Г., Бизюк А.П. клинические психологи.Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. - психологи.

Ведущим у старших дошкольников является наглядно- образное мышление, однако к концу дошкольного возраста уже начинает формироваться словесно- логическое мышление, оно предполагает развитие умение оперировать словами и понимать логику рассуждений и здесь старший дошкольник может устанавливать причинно- следственные связи, находить решение проблемной ситуации, может делать исключения на основе всех изученных обобщений и выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.

*Установление последовательности событий Зейгарник Б.В., Семаго, Миронова.Методика предназначена для оценки умений понимать связь событий (причинно- следственных и пространственно- временные связи),умение строить последовательные умозаключения, сравнивать различные данные в их отношения друг к другу, а также анализ речевого развития ребенка.

Испытуемому предлагается беспорядочно расположенные картинки разложить так, чтобы по ним можно было составить связный рассказ…

*Понимание пословиц и метафор - методика применяется для исследования способности к обобщению, отвлечению абстрагированию, уровня мышления. Испытуемому на карточках предлагает несколько часто употребляемых метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный и переносный смысл.

  • Причины нарушения

 Причины– импрессивного аграмматизма (невозможность понимания сложных логико-грамматических оборотов речи).аграмматизма кроются, как правило

*в нарушениях работы коры головного мозга в лобной и височной долях;

*в нарушении общего нормального функционирования головного мозга при неврологических, сосудистых, инфекционных заболеваниях;

 Этот дефект является одним из видов общего расстройства пространственного гнозиса (способности к симультанному анализу,смысловок программирование).Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающими слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавливанию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих детей сохранной.

Коррекционно-педагогическая работа.

Основными задачами логопедической работы  являются: преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксического состава речи, преодоление импрессивного аграмматизма.

В связи с тем что в основе речевых расстройств при лежит нарушение симультанного пространственного гнозиса, обучение на­чинается с развития конструктивно-пространственной деятельности. Для этого необходимы упражнения в зрительном анализе геометри­ческих фигур, орнаментов, складываемых из элементов, реконструи­руемых по наглядному образцу и по инструкции, ориентированности в левом и правом, в частях света, в географической карте. Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов, использованию в речи качественных определений предметов, сложносочинен­ных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середине или конце предложения и относится к разным членам главного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская публикация: "Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста"

ВведениеГлава I. Практические аспекты развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.1 Изучение уровня развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста1.2 ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...