Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.
статья

Корепова Любовь Алексеевна

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.

Проводя вначале младшей группы мониторинг, выяснилось, что в группе много детей с нарушением речи. Поэтому решила более углубленно заняться этой проблемой, так как младший дошкольный возраст- период интенсивного развития всех психических  функций. Основное ново образование этого периода- овладение речью, которое становиться фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми, все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир, вынуждает малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с разнообразными вопросами.

        Активный словарный запас, которым должен располагать ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность, свободно общаться с окружающими, но не редко он испытывает трудности из-за не достаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, передать событие, участником которого он был. На 4 году жизни у детей должно отмечаться заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Совершенствуется речевой слух ребенка.

        Целью моей работе было создать в группе условия для успешного развития речи младшего дошкольного возраста посредством здоровья сберегающих технологий.

        Задачи:

        -продолжать расширять и активизировать словарный запас слов.

        -развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевое дыхание

        -развивать речевую активность, формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками.

        -развивать тактильную «чувствительность», как основу развития «ручного интеллекта ребенка»

        -формировать познавательные функции(внимание, память, мышление).

        -повышать компетентность родителей.

Работы проводила всей группой, под группами индивидуально . Один раз в неделю по понедельникам, приходила для совместных занятий учитель –логопед Васильева И.Н. Все занятия проводились в игровой форме. Представленные технологии использовала в своей работе ежедневно: в режимных моментах, в НОД в СОД во второй половине дня. В своей работе использовала следующие направления:

  1. Игровой артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «лого минутки». Использовали в работе сенсорно интерактивные артикуляционные гимнастику (автор Лынская Н.И.). Использовали символы Ткаченко Т.А.( Рече двигательная )гимнастика-пропевание гласных звуков.  Задачи артикуляционной гимнастики были:

- укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

-готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка.

-вызвать интерес детей к артикуляционной гимнастике

-познакомить детей с артикуляционными упражнениями

2. Пальчиковая гимнастика- развивать у детей мелкую моторику память, внимание, активную речь.

3. дыхательная гимнастика- формировать у детей правильное речевое диафрагмальное  дыхание и длительный ротовой выдох, формировать правильный вдох и выдох.

4. Песочная терапия- развивать у детей мелкую моторику, глазомер, развивать тактильную чувствительность, внимание, формировать интерес у творческой деятельности, учить регулировать мышечное напряжение и расслабление.

5. СУДЖОК-терапия нормализовать у детей мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможённости.

6. Игры с пальчиками-развитие у детей мелкой моторики.

        Вся работа по этим направлениям проводилась в определённой системе.

Система работы.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Октябрь

  1. Язычок Яша в гостях у малышей
  2. Иллюстрированное пособие вологинной «НА» про машину
  3. Пропевание гласных звуков с парашютом
  4. Игровой самомассаж лица: «Не болей ка, тюшки-тютюшки»
  1.  «Дружат в нашей группе»
  2. «Есть у каждого свой дом»
  3. «Мы капусту рубим рубим»
  4. «Осенние листья»

  1. С цветным парашютом
  2. Носиком вдохнули-ротиком выдохнули.
  3. С осенними листочками
  4. С шариками и свистульками

Ноябрь

  1. Язычок Яша простудился
  2. Расскажи Яше сказку «Колобок с массажным мячиком»
  3. Сделаем зарядку, чтобы не болеть-речи двигательная гимнастика с гласными звуками.
  4. Речи двигательная гимнастика «Свист ёлочки и шипелочки»
  1. Мы спросили нашу печь что сегодня нам испечь.
  2. Ласковые лапки
  3. Где мы были мы не скажем
  4. Рисование на спине
  1. С мыльными пузырями
  2. Со свистульками
  3. С цветным парашютом
  4. Раздувание песка

Декабрь

  1. Внедрение методики Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе»-попевки со звука подражаниями с картинками и музыкой
  2. Пропевание гласных звуков с парашютом
  3. Старшие ребята в гостях у малышей
  4. Сделаем зарядку чтобы не болеть
  1.  «снежинка»
  2. «сидит белка на тележке»
  3. Игрушки
  4. «Маша варежку надела-Ой! Куда я пальчик дела?»+заучивание стихотворения
  1. С ватными шариками « С дуй снежок с ладошки»
  2. «Носиком вдохнули ротиком выдохнули
  3. С вертушками
  4. С цветным парашютом

Январь

  1. Язычок Яша в гостях у малышей упражнение «Заборчик» и «окошко»
  2. Язычок Яша наводит порядок в своем доме
  3. Прогулка язычка-презентация
  4. Язычок Яша поёт свои любимые песни и делает зарядку
  1. Дружная семья
  2. «замок»
  3. «рыбки»
  4. «Сорока-белобока»
  1. С цветными вертушками
  2. Со снежками
  3. Чесночок вдыхаем болезнь выдыхаем
  4. С цветным парашютом

Февраль

1 «Мы делили апельсин»

2 «Сидит белка на тележке»

3 «Замок»

4 «Семья»

  1. С цветным парашютом
  2. Со снежками
  3.  С мыльными пузырями

Март

  1. Работа по методике Новикова-Иванцовой « От слова к фразе»
  2. Пропевание гласных звуков с парашютом.
  3. Игровой само-массаж
  4. Язычок Яша в гостях у малышей
  1. Распустился цветок
  2. Семья
  3. Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить
  4. Есть у нашей кошки лапки
  1. Раздувание песка с помощью коктейльных трубочек
  2. С мыльными пузырями
  3. Со свистульками
  4. С цветным парашютом

Апрель

  1. 1-цветочек, 2- цветочек
  2. Скворцы
  3. Пришла весна
  4. Сидит белка на тележке
  1. С весенними листиками
  2. Раздувание песка
  3. С мыльными пузырями
  4. С цветными верхушками

Песочная терапия

СУДЖОК-терапия

Игры с пальчиками

Октябрь

  1. Добро пожаловать в волшебный мир песка
  2. «необыкновенные следы»
  3. «солнечный день»
  4. Знакомство с песочным человечком
  1. Этот маленький дружок называется СУДЖОК
  2. Упражнение «колечки»
  3. Шарик я открыть хочу- правой я рукой кручу
  4. Дорожка

  1. С деревянными бусами
  2. С расчетными палочками
  3. «ловкие ручки»

Ноябрь

  1. Волшебные цветы-выкладывание на песке волшебных камешков
  2. Домашние животные дорисовывание деталей
  3. Рассказывание сказки Колобок
  4. Большие и маленькие рисование на песке
  1.  «Веселый мячик»
  2. «колки иголки»
  3. Испечем мы каравай
  4. Здравствуй, мой любимый мяч
  1. Мастерим бусы
  2. Пальчиковый бассейн
  3. Прицеплю прищепки ловко, я на мамину веревку
  4. Игры- шнуровки

Декабрь

  1. Рисование узнай следы на снегу
  2. Рисование на песке волшебных деревьев
  3. Песочные фантазии
  4. Рассказывание сказки теремок
  1. Прыжки
  2. Здравствуй, мой любимый мяч
  3. Волшебная зимняя сказка
  4. Друзья
  1. Работа с соленым тестом
  2. Завязывание шнурков
  3. Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек
  4. Нанизывание деревянных бус на палочки по цвету

Январь

  1. Рисование на песке по замыслу: «нарисуй любимую сказку»
  2. Песочные прятки
  3. Волшебные цветы
  4. Большие маленькие человечки
  1. Здравствуй мой любимый мяч
  2. Ловкие пальчики
  3. Колючий ёжик
  4. Друзья
  1. Ловкие ручки-застегивание-растягивание пуговиц и крючков
  2. Игры с цветными резинками-упражнение рингдинг
  3. Цветные клубочки

Февраль

  1. Рисование снежинок
  2. Песочные прятки
  3. Рисование по замыслу
  4. Чашки
  1. Колечки
  2. Колки иголки
  3. Веселый мяч
  1. Цветные мозаики
  2. Счетные палочки
  3. Цветные клубочки
  4. Игры шнуровки

Март

  1. Весенние цветы-выкладывание цветных камешков
  2. На песке как я-учить копировать изображения
  3. Убери лишнее-чего не бывает у животных
  4. Рассказывание сказки репка
  1. Ловкие пальчики
  2. Ёжик

  1. Выкладывание с цветных ниток геометрических фигур
  2. Мастерим бусы для мам
  3. Игры со счетными палочками
  4. Игры с цветными резинками

Апрель

  1. Необыкновенные следы (идёт медведь, ползет змея и тд.)
  2. Песочное солнце
  3. Веселая математика(рисование геометрических фигур)
  4. Идет дождь
  1. Мой веселый звонкий мяч
  2. Упражнение: будь здоров
  3. Затопим баньку
  4. Кручу верчу
  1. Прищепки
  2. Цветные клубочки
  3. Нанизывание деревянных бус
  4. Игры шнуровки

Такая работа проводилась в системе в течении всего года.

Родители в течении всего года были активными участниками в работе. Были проведены 2 мастер-класса, проводились семинары- практикумы, индивидуальные консультации, многие после консультаций прошли лечение у врачей неврологов. Свою проделанную работу отражала на своём сайте педагогах, выкладывала фотографии в открытой группе для родителей и педагогов.

Благодаря проведенной в течении года работе, итоговый мониторинг показал положительную динамику в развитии речи детей. Не говорящих детей в группе, нет. Увеличился заметно словарный запас детей, дети свободно общаться между собой и со взрослыми, стало меньше лексико-грамматических ошибок.

Список литературы:

      1. Н.П. Волошина (артикуляционная гимнастика для девочек) издательство. Детство Пресс 2011г.

  1. Лынская Н. И. (сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.) Детство пресс 2014г.
  2. Ткаченко Т.А. (подготовка к обучению грамоте.)
  3. Ткаченко Т.А. (Игры с пальчиками.) ЭКСМО Москва 2014г.
  4. Дубровская Н.В.( Рисунки спрятанные в пальчиках) детство пресс 2006г
  5. К. П. Бутэйко А.Н. Стрельникова (дыхательная гимнастика)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

Проект «Школа красивой речи» или «Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»

·        Актуальность проблемы: В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

Презентация "Применение ИКТ для профилактики и преодоления речевых нарушений"

В презентации  представлены занимательные задания для детей для профилактики  речевых нарушений"...

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...