Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.
статья
Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.
Проводя вначале младшей группы мониторинг, выяснилось, что в группе много детей с нарушением речи. Поэтому решила более углубленно заняться этой проблемой, так как младший дошкольный возраст- период интенсивного развития всех психических функций. Основное ново образование этого периода- овладение речью, которое становиться фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми, все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир, вынуждает малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с разнообразными вопросами.
Активный словарный запас, которым должен располагать ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность, свободно общаться с окружающими, но не редко он испытывает трудности из-за не достаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, передать событие, участником которого он был. На 4 году жизни у детей должно отмечаться заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Совершенствуется речевой слух ребенка.
Целью моей работе было создать в группе условия для успешного развития речи младшего дошкольного возраста посредством здоровья сберегающих технологий.
Задачи:
-продолжать расширять и активизировать словарный запас слов.
-развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевое дыхание
-развивать речевую активность, формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками.
-развивать тактильную «чувствительность», как основу развития «ручного интеллекта ребенка»
-формировать познавательные функции(внимание, память, мышление).
-повышать компетентность родителей.
Работы проводила всей группой, под группами индивидуально . Один раз в неделю по понедельникам, приходила для совместных занятий учитель –логопед Васильева И.Н. Все занятия проводились в игровой форме. Представленные технологии использовала в своей работе ежедневно: в режимных моментах, в НОД в СОД во второй половине дня. В своей работе использовала следующие направления:
- Игровой артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «лого минутки». Использовали в работе сенсорно интерактивные артикуляционные гимнастику (автор Лынская Н.И.). Использовали символы Ткаченко Т.А.( Рече двигательная )гимнастика-пропевание гласных звуков. Задачи артикуляционной гимнастики были:
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
-готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка.
-вызвать интерес детей к артикуляционной гимнастике
-познакомить детей с артикуляционными упражнениями
2. Пальчиковая гимнастика- развивать у детей мелкую моторику память, внимание, активную речь.
3. дыхательная гимнастика- формировать у детей правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох, формировать правильный вдох и выдох.
4. Песочная терапия- развивать у детей мелкую моторику, глазомер, развивать тактильную чувствительность, внимание, формировать интерес у творческой деятельности, учить регулировать мышечное напряжение и расслабление.
5. СУДЖОК-терапия нормализовать у детей мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможённости.
6. Игры с пальчиками-развитие у детей мелкой моторики.
Вся работа по этим направлениям проводилась в определённой системе.
Система работы.
Артикуляционная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Дыхательная гимнастика |
Октябрь | ||
|
|
|
Ноябрь | ||
|
|
|
Декабрь | ||
|
|
|
Январь | ||
|
|
|
Февраль | ||
1 «Мы делили апельсин» 2 «Сидит белка на тележке» 3 «Замок» 4 «Семья» |
| |
Март | ||
|
|
|
Апрель | ||
|
| |
Песочная терапия | СУДЖОК-терапия | Игры с пальчиками |
Октябрь | ||
|
|
|
Ноябрь | ||
|
|
|
Декабрь | ||
|
|
|
Январь | ||
|
|
|
Февраль | ||
|
|
|
Март | ||
|
|
|
Апрель | ||
|
|
|
Такая работа проводилась в системе в течении всего года.
Родители в течении всего года были активными участниками в работе. Были проведены 2 мастер-класса, проводились семинары- практикумы, индивидуальные консультации, многие после консультаций прошли лечение у врачей неврологов. Свою проделанную работу отражала на своём сайте педагогах, выкладывала фотографии в открытой группе для родителей и педагогов.
Благодаря проведенной в течении года работе, итоговый мониторинг показал положительную динамику в развитии речи детей. Не говорящих детей в группе, нет. Увеличился заметно словарный запас детей, дети свободно общаться между собой и со взрослыми, стало меньше лексико-грамматических ошибок.
Список литературы:
1. Н.П. Волошина (артикуляционная гимнастика для девочек) издательство. Детство Пресс 2011г.
- Лынская Н. И. (сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.) Детство пресс 2014г.
- Ткаченко Т.А. (подготовка к обучению грамоте.)
- Ткаченко Т.А. (Игры с пальчиками.) ЭКСМО Москва 2014г.
- Дубровская Н.В.( Рисунки спрятанные в пальчиках) детство пресс 2006г
- К. П. Бутэйко А.Н. Стрельникова (дыхательная гимнастика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".
статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...
Проект «Школа красивой речи» или «Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
· Актуальность проблемы: В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования...
Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....
Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия, который используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...
Презентация "Применение ИКТ для профилактики и преодоления речевых нарушений"
В презентации представлены занимательные задания для детей для профилактики речевых нарушений"...
«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...