ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (6-7 лет)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения, одна из насущных проблем, стоящих перед учителем-логопедом. Воспитание речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с нарушениями звукопроизношения и организация коррекционно-развивающих занятий позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и подготовить их к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 4» города Сосновоборска
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
(6-7 лет)
Разработчик:
учитель-логопед
Фердерер И.А.
2024-2025 учебный год
Оглавление
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цель и задачи программы | |
II | Содержательно-организационный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционной работы | |
2.2 | Календарно-тематическое планирование | |
2.3 | Планируемые результаты реализации программы | |
2.4 | Условия реализации образовательной программы | |
2.5 | Оценка результативности прохождения программы | |
2.6 | Список литературы |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения, одна из насущных проблем, стоящих перед учителем-логопедом. Воспитание речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с нарушениями звукопроизношения и организация коррекционно-развивающих занятий позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и подготовить их к обучению в школе.
Программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. с документами Министерства просвещения РФ:
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной Приказом от 24.11.2022г. №1022 Министерством просвещения Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023г. №72149);
- Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
С локальными документами ДОУ:
- Уставом МАДОУ ДСКН № 4 г. Сосновоборска;
- с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- Образовательной программой МАДОУ ДСКН № 4;
-Адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ ДСКН № 4.
В МАДОУ ДСКН № 4 г. Сосновоборска содержание образовательно-воспитательного процесса построено в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность, повторяемость материала.
Программа рассчитана на обучающихся старшего дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.
Длительность программы: 10 часов, 2 занятия в неделю (вторник, четверг) продолжительностью 30 мин;
Форма работы индивидуальная. Условия реализации: отдельный кабинет, в наличии которого имеется: стол и стул для ребенка; большое зеркало; маленькое настольное зеркало; развивающие игры и игрушки; методические пособия.
1.2. Цель и задачи программы
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-логопедических занятий для преодоления ребёнком с общим недоразвитием речи 3 уровня нарушений звукопроизношения, недостатков в формировании фонематической стороны речи.
Задачи программы:
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка звуков и ввод их в речь.
- Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие психических функций: слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
II Содержательно-организационный раздел
2.1 Содержание программы
Работа по устранению недостатков в произношении того или иного звука включает следующие этапы:
I этап. Подготовительный.
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе занимаясь развитием:
- слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- артикуляционной моторики;
- физиологического и речевого дыхания;
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.
II этап. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи: устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
На этом этапе осуществляется:
- знакомство с артикуляцией звука;
- постановка звука;
- автоматизация поставленного звука;
- дифференциация звуков.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах; в словах; во фразе; в предложении; в тексте; в пословицах, поговорках, стихах; в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Допустимы изменения, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
2.2 Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание: методы, приемы коррекционно- педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1 | Знакомство с органами артикуляции. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика. Подготовка органов речи к постановке звука [р], [р']. | Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам. Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка. Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух. Отрабатывать опорные звуки [д], [ж]. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
|
2 | Постановка звука [р], [р']. | Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата. Создать артикуляционную базу звука [р], [р'], с добавлением воздушной струи и голоса. Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
|
3 | Автоматизация звука [р], [р'] в слогах. | Постепенно, последовательно ввести поставленный звук [р], [р'] в слоги. Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
|
4 | Автоматизация звука [р], [р'] в словах. | Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р], [р'] на конце слов, в середине и в начале. Развивать фонематический слух. Формировать навыки звукового анализа слова. Активизировать словарь. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
материал. |
5 | Автоматизация звука [р], [р'] в предложениях. | Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в словах предложений. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
|
6 | Автоматизация звука [р], [р'] в связной речи. | Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д. Развивать фонематический слух. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
|
7 | Дифференциация звуков [р] и [л], [р'] и [л']. | Учить различать звуки [р] и [л], [р'] и [л'] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Развивать память, мышление, воображение. Развивать чувство языка. Словарная работа. | «Чистим зубки» «Лопаточка» «Индюк» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч?» «Вкусное варенье» «Грибок» «Гармошка» «Лошадка» «Заведи машину» «Останови лошадку» «Барабанщик» «Пулемет строчит» |
|
2.3 Планируемые результаты реализации программы
У ребёнка должен сформироваться интерес к логопедическим занятиям, развиться слуховое внимание, память, фонематическое восприятие и артикуляционная моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. Ребёнок должен овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.
В итоге логопедической работы ребенок должен научиться:
- правильно артикулировать изученные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать изученные звуки;
- проводить звуковой анализ и синтез слов.
2.4 Условия реализации образовательной программы
- Наличие специально оборудованного кабинета для логопедических занятий;
- наличие необходимых материалов и оборудования (карточки, зеркало, музыкальные инструменты, наглядные пособия, учебная литература и т.д.);
- сотрудничество с родителями (консультации и памятки по речевому развитию);
- привлечение специалистов учреждения к работе с детьми (учитывать результаты диагностики других специалистов);
- обеспечение систематических занятий;
- последовательное выполнение всех задач.
2.5 Оценка результативности прохождения программы
Программой предусмотрены следующие формы контроля: начальный, промежуточный, итоговый контроль:
- наблюдение,
- беседа,
- диагностические задания,
- сравнительный анализ выполнения диагностических заданий. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал учета посещаемости занятий по программе,
- логопедическое обследование обучающегося.
Оценка результативности деятельности обучающегося отслеживается по логопедическому обследованию. Результативность коррекционной работы проявляется в сравнительном анализе начальных, промежуточных и итоговых обследований.
- Список литературы
- Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Методическое наследие. – Москва, «Владос», 2003.
- О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. – Москва, «Владос», 2008.
- Н. В. Нищева. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у ст. дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
- Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. Основы логопедии.-Москва, «Просвещение», 1989.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- Москва,1998.
- В.И. Руденко. Логопедия. Практическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2006.
- Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».
- Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения» Москва Эксмо 2008г.
- Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений» Москва, Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.: ГНОМ и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.
Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Данная программа разработана для обучающихся с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....

Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого р...
Индивидуальная программа работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи 6-7 лет....
Консультация для воспитателей «Использование пластилинографии в коррекционно-логопедической работе с обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей работы....