ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (6-7 лет)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Фердерер Ирина Александровна

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения, одна из насущных проблем, стоящих перед учителем-логопедом. Воспитание речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с нарушениями звукопроизношения и организация коррекционно-развивающих занятий позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и подготовить их к обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ferderer.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 4» города Сосновоборска

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(6-7 лет)

Разработчик:

учитель-логопед

Фердерер И.А.

2024-2025 учебный год

Оглавление

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи программы

II

Содержательно-организационный раздел

2.1

Содержание коррекционной работы

2.2

Календарно-тематическое планирование

2.3

Планируемые результаты реализации программы

2.4

Условия реализации образовательной программы

2.5

Оценка результативности прохождения программы

2.6

Список литературы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения, одна из насущных проблем, стоящих перед учителем-логопедом. Воспитание речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с нарушениями звукопроизношения и организация коррекционно-развивающих занятий позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и подготовить их к обучению в школе.

Программа разработана в соответствии:

- с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. с документами Министерства просвещения РФ:

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной Приказом от 24.11.2022г. №1022 Министерством просвещения Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023г. №72149);

- Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

С локальными документами ДОУ:

- Уставом МАДОУ ДСКН № 4 г. Сосновоборска;

- с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

- Образовательной программой МАДОУ ДСКН № 4;

 -Адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ ДСКН № 4.

В МАДОУ ДСКН № 4 г. Сосновоборска содержание образовательно-воспитательного процесса построено в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность, повторяемость материала.

Программа рассчитана на обучающихся старшего дошкольного возраста (6 лет) с ОНР 3 уровня.

Длительность программы: 10 часов, 2 занятия в неделю (вторник, четверг) продолжительностью 30 мин;

Форма работы индивидуальная. Условия реализации: отдельный кабинет, в наличии которого имеется: стол и стул для ребенка; большое зеркало; маленькое настольное зеркало; развивающие игры и игрушки; методические пособия.

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-логопедических занятий для преодоления ребёнком с общим недоразвитием речи 3 уровня нарушений звукопроизношения, недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Постановка звуков и ввод их в речь.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие психических функций: слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

II Содержательно-организационный раздел

2.1 Содержание программы

 Работа по устранению недостатков в произношении того или иного звука включает следующие этапы:

I этап. Подготовительный. 

Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе занимаясь развитием:

  • слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
  • артикуляционной моторики;
  • физиологического и речевого дыхания;

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи: устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

На этом этапе осуществляется:

- знакомство с артикуляцией звука;

- постановка звука;

- автоматизация поставленного звука;

- дифференциация звуков.

Автоматизация поставленного звука осуществляется:

- в слогах; в словах; во фразе; в предложении; в тексте; в пословицах, поговорках, стихах; в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Допустимы изменения, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. 

2.2 Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы, приемы коррекционно-

педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1

Знакомство с органами артикуляции.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Подготовка органов

речи к постановке звука [р], [р'].

Выработать умение держать подвижный передний край

языка широким и поднимать его к альвеолам.

Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Отрабатывать опорные звуки [д], [ж].

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Набор картинок с показом артикулярных упражнений.

2

Постановка звука [р], [р'].

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], [р'], с добавлением воздушной струи и голоса.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Набор картинок с артикуляционными упражнениями.
  3. Предметные картинки со звуком [р], [р'].

3

Автоматизация звука [р], [р'] в слогах.

Постепенно,

последовательно ввести поставленный звук [р], [р'] в слоги.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Карточки со звукосочетаниями и слогами.
  3. Дидактический материал.

4

Автоматизация звука [р], [р'] в словах.

Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р], [р'] на конце слов, в середине и в начале. Развивать фонематический слух.

Формировать навыки звукового анализа слова. Активизировать словарь.

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Предметные картинки.
  3. Картинки- загадки.
  4. Дидактический

материал.

5

Автоматизация звука [р], [р'] в предложениях.

Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в словах предложений.

Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Сюжетные картинки.
  3. Карточки с предложениями.
  4. Дидактический материал.

6

Автоматизация звука [р], [р'] в связной речи.

Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.

Развивать фонематический слух.

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Сюжетные картинки
  3. Дидактический материал.

7

Дифференциация звуков [р] и [л], [р'] и [л'].

Учить различать звуки [р] и [л], [р'] и [л'] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение. Развивать чувство языка.

Словарная работа.

«Чистим зубки»

«Лопаточка»

«Индюк»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Грибок»

«Гармошка»

«Лошадка»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Барабанщик»

«Пулемет строчит»

  1. Зеркала.
  2. Картинки        – символы.
  3. Предметные картинки.
  4. Сюжетные картинки.
  5. Дидактический материал.

2.3 Планируемые результаты реализации программы

У ребёнка должен сформироваться интерес к логопедическим занятиям, развиться слуховое внимание, память, фонематическое восприятие и артикуляционная моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. Ребёнок должен овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.

В итоге логопедической работы ребенок должен научиться:

- правильно артикулировать изученные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцировать изученные звуки;

- проводить звуковой анализ и синтез слов.

2.4 Условия реализации образовательной программы

- Наличие специально оборудованного кабинета для логопедических занятий;

- наличие необходимых материалов и оборудования (карточки, зеркало, музыкальные инструменты, наглядные пособия, учебная литература и т.д.);

- сотрудничество с родителями (консультации и памятки по речевому развитию);

- привлечение специалистов учреждения к работе с детьми (учитывать результаты диагностики других специалистов);

- обеспечение систематических занятий;

- последовательное выполнение всех задач.

2.5 Оценка результативности прохождения программы

Программой предусмотрены следующие формы контроля: начальный, промежуточный, итоговый контроль:

- наблюдение,

- беседа,

- диагностические задания,

- сравнительный анализ выполнения диагностических заданий. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- журнал учета посещаемости занятий по программе,

- логопедическое обследование обучающегося.

Оценка результативности деятельности обучающегося отслеживается по логопедическому обследованию. Результативность коррекционной работы проявляется в сравнительном анализе начальных, промежуточных и итоговых обследований.

  1.  Список литературы

  1. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Методическое наследие. – Москва, «Владос», 2003.
  2. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. – Москва, «Владос», 2008.
  3. Н. В. Нищева. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у ст. дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
  4. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. Основы логопедии.-Москва, «Просвещение», 1989.
  5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- Москва,1998.
  6. В.И. Руденко. Логопедия. Практическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2006.
  7. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».
  8. Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения» Москва Эксмо 2008г.
  9. Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений» Москва, Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
  10.  Т.Б. Филичева,        Т.В.        Туманова.        Дети        с        фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.: ГНОМ и Д, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.

Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Данная программа разработана для обучающихся с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....

Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого р...

Индивидуальная программа работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи 6-7 лет....

Консультация для воспитателей «Использование пластилинографии в коррекционно-логопедической работе с обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей работы....