Индивидуальная программа работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnoy_raboty_s_detmi_s_tnr_6-7_let.docx | 94.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Согласовано:
Старший воспитатель
МБДОУ д/с-к/в №15
________ ___А.А. Некрасова
«_____»__________2021 год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ВОСПИТАННИКОМ ДОУ
Царик Таисой Денисовной
02.09.201 года рождения
Группа «Колокольчик»
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Специалист ответственный за реализацию программы:
педагог-психолог Ляшко Татьяна Николаевна
г. Кропоткин, 2021 год
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………………… | 3 |
2 | Психологическая характеристика ребёнка ……………………………… | 3 |
3 | Цель и задачи реализации Программы …………………………………… | 4 |
4 | Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ……… | 5 |
5 | Содержание коррекционно-развивающей работы ……………………… | 6 |
6 | Организация коррекционно-развивающей работы ……………………… | 19 |
7 | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 19 |
8 | Методическое обеспечение Программы ………………………………… | 19 |
9 | Динамика развития ребёнка ……………………………………………… | 20 |
10 | Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе …… | 20 |
- Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ Царик Таисой Денисовной 02.09.2015 года рождения воспитанником подготовительной группы компенсирующей направленности «Колокольчик» (далее – Программа) составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом рекомендаций ПМПК.
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № 1900742 от 23.07.2020 года.
- Психологическая характеристика ребёнка
№ п/п | Характеризуемые параметры | Характеристика ребёнка |
Особенности эмоциональной сферы | ||
1 | Эмоциональные проявления | Ребенок доброжелателен, коммуникабелен, проявляет сочувствие к другим детям, играет в группе самостоятельно, дружит с одним ребенком. |
Преобладающий эмоциональный фон | У девочки преобладает доброжелательное, позитивное настроение. | |
Эмоциональный контроль | В случаях недопонимания и конфликта между детьми, ребенок обращается к педагогу с возникшей ситуацией, но контроль эмоций ребенок не переносит на взрослого, успокаивается самостоятельно. На критику педагогов реагирует нормально. | |
Особенности поведения | ||
2 | Проблемы в поведении | Ребенок в режимных моментах при проведении образовательной деятельности часто копирует других детей, часто расторможен, не усидчив, не проявляет интереса к интеллектуальной деятельности. В развитии культурно-гигиенических навыков ребенка можно сказать, что ребенок неряшлив, не умеет следить за внешним видом, за порядком в шкафчике, не умеет правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, при употреблении пищи ребенок пищу глотает не прожевывая. Плохо развита мелкая моторика, игры однообразны по своему содержанию. |
Особенности развития познавательной сферы | ||
3 | Восприятие | У ребенка присутствует пространственное нарушение, снижение координации. Девочка не определяет положение предметов по отношению к себе или другим предметам. Показатели физического развития также снижены, ребенок не успевает двигаться в общем темпе и ритме. Задания, направленные на проверку развития ориентировки, на форму и величину выполняет методом проб. |
Мышление | Целостное восприятие сюжетного изображения на картинке вызывает затруднения, в условиях обучения не выполняет даже методом наложения картинок. Смысл сюжетного изображения не передает, не видит причинно-следственную связь, дает ответы, не отражающие смысловую сторону сюжета картинки. При сравнении картинки не решает задачу даже после обучения. При изучении картинки не может составить связный рассказ, но сюжет понимает, на наводящие вопросы отвечает односложными фразами. Речевое развитие девочки не соответствует возрасту, речь невнятная. Словарный запас низкий, отсутствуют произвольные высказывания. | |
Внимание | Внимание не устойчивое, даже если интерес к заданию, часто отвлекается. Не всегда понимает и принимает инструкцию педагога, задаваемую в вербальной форме. | |
Память | Стихи запоминает с трудом. Слуховая память не соответствует возрасту, имеет падающий характер запоминания. Объём кратковременной памяти составляет 4 слова. Зрительная память не соответствует возрастным требованиям. | |
Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ||
4 | Особенности контакта со взрослыми | Взаимодействие со взрослыми поверхностное, ребенок не внимателен к словам взрослого, повторяет нежелательные действия, несмотря на оценку и указания. |
Особенности контакта со сверстниками | У девочки в группе один друг, с которым она играет, на контакт с другими сверстниками ребенок идет с нежеланием. Часто играет в одиночестве. |
Выявленные проблемы:
- Низкий уровень развития внимания.
- Низкий уровень развития зрительной памяти и слуховой памяти.
- Несформированность наглядно-образного, логического мышления.
- Недостаточная сформированность мелкой моторики, координации.
- Бедность представлений об окружающем мире.
- Несформированность сенсорных эталонов.
- Цель и задачи коррекционно-развивающей работы
Цель: развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
Задачи:
- Развивать внимание, память и мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Обогащать представления ребёнка об окружающем мире.
- Формировать умение определять эмоциональное состояние людей по ситуации.
- Формировать умение передавать чувства, используя различные выразительные средства.
- Формировать умение находить в своём опыте различные эмоциональные переживания.
- Формировать умение соотносить графическое изображение с эмоцией.
- Способствовать отреагированию актуальных эмоций.
- Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
- Эмоциональные реакции ребёнка адекватны и устойчивы, ребёнок эмоционально стабилен.
- Ребёнок умеет определять такие эмоциональные состояния людей, как радость, грусть, злость, удивление, вина по ситуации.
- Ребёнок способен передавить такие чувства, как радость, грусть, злость, удивление, вина, используя различные выразительные средства.
- Ребёнок находит в своём опыте такие эмоциональные переживания как радость, грусть, злость, удивление, вина.
- Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы;
- Ребёнок показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
- Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя.
- У ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
- Ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их.
- Ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой.
- У ребёнка улучшилось внимание, память.
- У ребёнка расширилось представление об окружающем мире.
- Содержание коррекционно-развивающей работы
Месяц/ неделя | № занятия/ Лексическая тема | Задачи | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Октябрь 1-я неделя | Занятие № 1 «Детский сад. День знаний» |
|
|
|
Октябрь 2-я неделя | Занятие № 2 «Огород. Овощи» |
|
|
|
Октябрь 3-я неделя | Занятие № 3 «Сад. Фрукты» |
|
|
|
Октябрь 4-я неделя | Занятие № 4 «Лес. Грибы и лесные ягоды» |
|
|
|
Ноябрь 1-я неделя | Занятие № 5 «Одежда» |
|
|
|
Ноябрь 2-я неделя | Занятие № 6 «Обувь» |
|
|
|
Ноябрь 3-я неделя | Занятие № 7 «Игрушки» |
|
|
|
Ноябрь 4-я неделя | Занятие № 8 «Посуда» |
|
|
|
Декабрь 1-я неделя | Занятие № 9 «Зима. Зимующие птицы» |
|
|
|
Декабрь 2-я неделя | Занятие № 10 «Домашние животные зимой» |
|
|
|
Декабрь 3-я неделя | Занятие № 11 «Дикие животные зимой» |
|
|
|
Декабрь 4-я неделя | Занятие № 12 «Новый год |
|
|
|
Январь 2-я неделя | Занятие № 13 «Мебель» |
|
|
|
Январь 3-я неделя | Занятие № 14 «Грузовой и пассажирский транспорт» |
|
|
|
Январь 4-я неделя | Занятие № 15 «Профессии на транспорте» |
|
|
|
Февраль 1-я неделя | Занятие № 16 «Детский сад. Профессии» |
|
|
|
Февраль 2-я неделя | Занятие № 17 «Ателье. Закройщица» |
|
|
|
Февраль 3-я неделя | Занятие № 18 «Наша армия» |
|
|
|
Февраль 4-я неделя | Занятие № 19 «Стройка. Профессии строителей» |
|
|
|
Март 1-я неделя | Занятие № 20 «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» |
|
|
|
Март 2-я неделя | Занятие № 21 «Комнатные растения.» |
|
|
|
Март 3-я неделя | Занятие № 22 «Пресноводные и аквариумные рыбы» |
|
|
|
Март 4-я неделя | Занятие № 23 «Наш город» |
|
|
|
Март 5-я неделя | Занятие № 24 «Весенние работы на селе» |
|
|
|
Апрель 1-я неделя | Занятие № 25 «От куда хлеб пришёл» |
|
|
|
Апрель 2-я неделя | Занятие № 26 «Космос» |
|
8. Игра "Фантазии". |
|
Апрель 3-я неделя | Занятие № 27 «Почта» |
|
|
|
Апрель 4-я неделя | Занятие № 28 «Правила дорожного движения» |
|
|
|
Май 1-я неделя | Занятие № 29 «Лето. Насекомые» |
|
|
|
Май 2-я неделя | Занятие № 30 «Лето. Цветы на лугу» |
|
|
|
6.Организация коррекционно-развивающей работы
Количество занятий на весь период сопровождения | Количество занятий в неделю | Длительность занятия | Форма занятия | Расписание занятий |
30 | 1 | 25 мин. | Индивидуальная | Четверг 11.00-11.30 |
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 8 |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 2 |
2 | Магнитофон | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 2 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 8 |
3 | Магнитная доска | 1 |
- Методическое обеспечение Программы
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Дидактическая игра «В мире эмоций» (Автор: Королёва М.В.) | 1 |
2 | Чувства внутри нас. Карточки для развития эмоционального мира детей 4-7 лет. (Автор: Королёва М.В.) | 1 |
3 | Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» | 1 |
4 | Сюжетные картинки различной тематики | 1 |
5 | Кинетический песок | 1 |
6 | Формочки | 1 набор |
7 | Юнгианская песочница | 1 |
8 | Камни марблс | 1 набор |
9 | Тематические комплекты с дидактическими играми по следующим лексическим темам: «Деревья», «Урожай», «Гардероб», «Игрушки», «Цветы», «Насекомые», «Грибы», «Профессии», «Транспорт», «Мой дом», «Животные леса», «Жизнь на ферме», «Птицы», «Времена года» | 14 |
10 | Игры: лото, пазлы, разрезные картинки | |
Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. | 1 |
2 | Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М., 2003 | 1 |
3 | Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: развитие памяти, 2016 г. | 1 |
- Динамика развития ребёнка[1]
- положительная - не значительная - динамика отсутствует - волнообразная
- Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе[2]
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог _________________ / Фамилия И.О.
[1] Заполняется по итогам реализации Программы
[2] Заполняется от руки в конце реализации Программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.
В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...
Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи
данная программа расчитана на работу с детьми (4-5 лет) с ТНР на период с февраля по май учебного года, содержащую промежуточную и итоговую диагностики....
Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушения...
Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на 2023 – 2024 учебный год
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа р...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...