ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
В данной статье представлены варианты коррекционного воздействия в работе с неговорящими детьми с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Аннотация
В данной статье представлены варианты коррекционного воздействия с неговорящими детьми с РАС.
Ключевые слова
Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, коррекционное воздействие.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) являются наиболее сложной группой «особенных» детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие речию. Большая часть детей данной категории поступает в деский сад и школу без речи. Речь говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико – грамматического строя, нарушение звукопроизношения, сформированности смысловой стороны.
В работе по развитию речи следует учитывать ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов, снижение в целом активности всей деятельности.
Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:
1. Создание предпосылок речевого развития.
2. Развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1. Развитие психических функций.
2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентаций.
3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
4. Развитие импрессивной речи (восприятие, понимание речи, анализ и синтез разных комбинаций звуков речи или письменных знаков, т.е. пассивной речи).
5. Развитие экспрессивной речи (произношение звуков речи, речевые высказывания).
Развитие психических функций.
Первый шаг – развитие произвольного внимания.
Важно, чтобы ребёнок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Далее начинается работа с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить подражать действиям с предметами (мячом, кубиками), движениями рук, ног, головы.
Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Работу по развитию импрессивной базы нужно начинать с создания сенсорной базы. Важно, чтобы процесс восприятия предметов был сопряжен со словом.
Развитие моторики, пространственных представлений и ориентации.
Развитию способствуют физминутки, речевые игры с движением. Педагог читает текст, а ребёнок выполняет соответствующее движение. Это ходьба на месте, носочках, пятках, с движениями рук, прыжки, игры в мяч (ловить, катать). Сжимание предметов, в кулак, сгибание и разгибание.
Построение из кубиков домика, работа с разборными игрушками, мозаикой, составление разрезных картинок, завязывание шнурков, пальчиковую гимнастику.
Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.
Здесь ведётся работа над формированием долгого выдоха с усилением воздушной струи. (Моем куклу, пена, перья).
Формирование простейших артикуляционных движений.
Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, вибрация. Упражнения для языка: движение языка вперёд – назад, вправо – влево, вверх, вниз, щёлканье.
Все упражнения даются дозированно, что-бы не утомить ребёнка.
Развитие импрессивной речи.
Дети с расстройством аутистического спектра имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращённой речи в пределах бытовой ситуации, у других практически отсутствует.
Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращённой к ребёнку речи. Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизации.
Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. (Все пособия должны быть под рукой в случае немедленной смены деятельности).
Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать её как средство общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-726748-1450344325.jpg)
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-857336-1480179716.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-389376-1423385943.jpg)
Выступление на семинаре "Речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра"
Выступление. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110341-1548961267.jpg)
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Статья. Особенности речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра
Это статья поможет родителям возможно более раньше выявить проблему у ребёнка в речевом развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1416967-1705131272.jpg)
"Развитие предпосылок речевого общения у неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра"
Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детеФормирование элементов невербальной коммуникации (жесФормирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расФормирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-95503-1390489119.jpg)
Общение родителей с детьми с расстройством аутистического спектра
Дети-аутисты уникальны и видят мир не так, как остальные люди. Их отличия ярко выражены в общении. Аутисты пользуются собственным языком. Если у вас есть знакомый ребенок с диагнозом аутизм, тогда вам...