ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Романенко Анна Николаевна

 

 

 

В данной статье представлены варианты коррекционного воздействия в работе с неговорящими детьми с РАС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ami_statya_61.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Аннотация

В данной статье представлены варианты коррекционного воздействия с неговорящими детьми с РАС.

Ключевые слова

Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, коррекционное воздействие. 

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) являются наиболее сложной группой «особенных» детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие речию. Большая часть детей данной категории поступает в деский сад и школу без речи. Речь говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико – грамматического строя, нарушение звукопроизношения, сформированности смысловой стороны.

В работе по развитию речи следует учитывать ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов, снижение в целом активности всей деятельности.

Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:

1. Создание предпосылок речевого развития.

2. Развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1.  Развитие психических функций.

2.  Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентаций.

3.  Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

4. Развитие импрессивной речи (восприятие, понимание речи, анализ и синтез разных комбинаций звуков речи или письменных знаков, т.е. пассивной речи).

5. Развитие экспрессивной речи (произношение звуков речи, речевые высказывания).

 Развитие психических функций.

Первый шаг – развитие произвольного внимания.

Важно, чтобы ребёнок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Далее начинается работа с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить подражать действиям с предметами (мячом, кубиками), движениями рук, ног, головы.

Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Работу по развитию импрессивной базы нужно начинать  с создания сенсорной базы. Важно, чтобы процесс восприятия предметов был сопряжен со словом.

Развитие моторики, пространственных представлений и ориентации.

Развитию способствуют физминутки, речевые игры с движением. Педагог читает текст, а ребёнок выполняет соответствующее движение. Это ходьба на месте, носочках, пятках, с движениями рук, прыжки, игры в мяч (ловить, катать). Сжимание предметов, в кулак, сгибание и разгибание.

Построение из кубиков домика, работа с разборными игрушками, мозаикой, составление разрезных картинок, завязывание шнурков, пальчиковую гимнастику.

Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

 Здесь ведётся работа над формированием долгого выдоха с усилением воздушной струи. (Моем куклу, пена, перья).

  Формирование простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, вибрация. Упражнения для языка: движение языка вперёд – назад, вправо – влево, вверх, вниз, щёлканье.

Все упражнения даются дозированно, что-бы не утомить ребёнка.

Развитие импрессивной речи.

Дети с расстройством аутистического спектра имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращённой речи в пределах бытовой ситуации, у других практически отсутствует.

Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращённой к ребёнку речи. Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизации.

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.  (Все пособия должны быть под рукой в случае немедленной смены деятельности).

Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать её как средство общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Статья. Особенности речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Это статья поможет родителям возможно более раньше выявить проблему у ребёнка в речевом развитии....

"Развитие предпосылок речевого общения у неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра"

Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детеФормирование элементов невербальной коммуникации (жесФормирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расФормирование...

Общение родителей с детьми с расстройством аутистического спектра

Дети-аутисты уникальны и видят мир не так, как остальные люди. Их отличия ярко выражены в общении. Аутисты пользуются собственным языком. Если у вас есть знакомый ребенок с диагнозом аутизм, тогда вам...