Художественное слово сказок как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
статья по психологии (старшая группа)

Лазарева Лариса Николаевна
Аникина Елена Викторовна
Лазарева Лариса Николаевна
Образ психологически здорового ребёнка — это счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый, познающий себя и окружающую действительность не только разумом, но и чувствами, эмоциями, интуицией. Одним из приоритетных направлений социально-коммуникативного развития, согласно ФГОС ДО, является формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Развитие эмоциональной сферы ребенка – одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показали, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Исторически сложилось, что со сказки начинается познание себя и окружающего мира. Именно сказка должна стать одним из главных путей решения проблемы, а художественное слово как инструмент развития эмоциональной компетентности детей. Почему сказка способствует развитию эмоционального интеллекта? Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, наиболее эффективно, получается, развивать его эмоции и чувства. Ценность работы со сказкой заключается и в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления» и «приобретать знания» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Для организации работы по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников используются различные виды сказок (народные, дидактические, авторские, психокоррекционные и психотерапевтические,                  медиативные), с опорой на «Хрестоматию художественной литературы по развитию личностного потенциала», содержание которой разработали эксперты ГБУК города Москвы «Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара».

Цель-развитие эмоционального интеллекта и обогащение эмоционального опыта дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом сказок.

Задачи:

1.Изучать методическую литературу по данной теме;

2.Изучать возрастные особенности социально эмоционального развития детей – дошкольников;

3. Способствовать формированию интереса к сказкам;

4.Создавать необходимые условия и сказочно - игровую среду для организации форм и методов работы со сказкой;

5.Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев;

6.Развивать у детей навыки самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями;

5.Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня развития эмоционального интеллекта

6.Сделать подборку консультаций для родителей по темам: «Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников», «Роль сказки в развитии ЭИ» и т.д.  Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.

Методы и приёмы, направленные на развитие эмоционального интеллекта -наблюдение за детьми в ходе занятий, на прогулках и в свободной деятельности,  занятия с использованием сказок, рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы, игры, арттерапия, музыкальная деятельность, свободное и тематическое рисование, чтение, рассказывание, инсценировка, беседа-обсуждение. При обсуждении смысла сказки используются сказкотерапевтические моменты: например, сказка «Заюшкина избушка». Помните момент, когда лиса выгнала зайчика? Зайчик идёт, плачет грустный печальный. «Как было зайчику?»- спрашиваем ребят. «Обидно», отвечают они. Мы перекидываем мостик в реальность: «А так бывает, позовёшь друга в игру, а он тебя из этой игры выгонит. Пригласите ли вы такого друга в игру в следующий раз? Будете ли вы с ним дружить?». Конечно, ребята ответят: «Нет». Рассмотрим ситуацию с другой стороны. «Если вы придёте в игру, а друг не захочет с вами играть, вы выгоните друга из игры?». Дети ответят: «Нет». Если вы зовёте друга в игру, подумайте, не выгонит ли он вас. А если позвали вас в игру, постарайтесь, чтобы вашего друга не выгнали. Вот так, перенося моменты сказки в реальность, дети понимают смысл сказки.    

Рассматривание иллюстраций известных художников Ивана Билибина, Сергея Васнецова, Николая Кочергина, Владимира Лебедева, Евгения Чарушина и других.   Рисование иллюстраций к сказке, героев сказки, свои любимые сказки. Рисование под музыку. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли.

Во время беседы при обсуждении героев сказки проигрывается их эмоциональное состояние. Это способствует развитию социально-эмоционального интеллекта ребёнка. Способности распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также использовать это понимание для управления собственным поведением и построения межличностных отношений. Например, мы спрашиваем: «Как чувствовал себя зайчик, когда его выгнала лиса? Ему было обидно. Изобразите зайчика». Детям нравится отгадывать загадки и ребусы, кроссворды о сказках.

Дидактические игры на материалах знакомых сказок: «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие. Необходимо отметить, что каждая игра сопровождается беседой по обсуждению героев, их поведения. Важно вести беседу непринуждённо, это делает ребёнка открытым для общения со взрослым.

Совместная работа с родителями очень важна, так как семья-основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Используя интернет-ресурсы, создан ряд консультаций для родителей «Ребёнок в семье и детском саду», «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта дошкольника» и рекомендаций «Развитие эмоций и чувств», «Развитие читательского интереса у дошкольников» Периодически обновляется информация в уголке для родителей под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…».  По результатам бесед с родителями сформировался  вывод, что они предоставляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать и обсуждать сказки!

Итоговыми мероприятиями могут стать тематические выставки творческих рисунков детей: «В гостях у сказки», организация семейного фотоконкурса-инсценировки: «Мой любимый сказочный герой», создание книжного уголка: «Мои любимые сказки», фотоальбом: «Сказочные персонажи», квест-игра: «Путешествие в мир сказок».

В результате систематической педагогической деятельности в группе создается предметно-пространственная среда, способствующая развитию эмоционального интеллекта детей. Воспитанники узнают сюжеты из многих сказок, учатся выделять сюжет, выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями.  Расширяются знания детей о «положительных и отрицательных» качествах людей в ходе беседы по сказке, обсуждении поступков героев, проецировании на себе и в своей повседневной жизни, попытке дать оценку своим и чужим поступкам. Что очень важно, дети становятся более отзывчивыми добрее и внимательнее относятся к окружающим.

Развитие положительной эмоциональной сферы является одним из центральных новообразований в дошкольном возрасте. Неиссякаемым источником развития положительных эмоций детей дошкольного возраста являются сказки. Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в сказочной форме ребёнок способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка и становления его эмоциональной сферы.                                                                                                                    

Литература

журналы «Дошкольное воспитание»: Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПБ, Речь, 2010., Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год; Гнездилов А.В. Лабиринты волшебного замка. СПБ. 1998. Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год; О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год.; Замораев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПБ, Речь, 2010., Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития, 1997, Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1997, Интернет-ресурсы.


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...

Использование сказок как средства развития речи обучающихся дошкольного возраста

Данная публикация будет полезна воспитателям и логопедам...

«Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую фун...

Художественное слово сказок как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие положительной эмоциональной сферы является одним из новообразований в дошкольном возрасте. Неиссякаемым источником развития положительных эмоций детей дошкольного возраста являются сказки...