Использование музыкотерапии в работе учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике
Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка. Ученые доказали, что под действием классической музыки уже после 5 минут слушания у детей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя. Музыка влияет на настроение, концентрацию и способность к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интеграция учителя-дефектолога и музыкального руководителя посредствам музыкотерапии.
Цель: развитие творческой активности детей посредствам синтеза слухового и музыкального восприятии.
Задачи:
-создание положительного эмоционального фона
-снятие фактора тревожности
-создание ситуации успех
-Развитие и коррекция сенсорных процессов
Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка. Ученые доказали, что под действием классической музыки уже после 5 минут слушания у детей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя. Музыка влияет на настроение, концентрацию и способность к обучению.
Музыкотерапия— это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Эта методика позволяет раскрыть внутренний потенциал ребенка; способствует повышению уровня его самооценки; развивает социальные навыки.
Занятие музыкотерапией дает возможность ребенку улучшить свою память, развить мышление, восприятие, внимание, развить навыки рефлексии. Музыкотерапия может применяться как в условиях коррекционного, так и инклюзивного образования.
Зачастую большие трудности возникают при работе с детьми-инвалидами и детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Для таких детей характерны психическая неуравновешенность, раздражительность; несобранность, неорганизованность, нестабильность настроения; тревожность, замкнутость; робость, застенчивость или агрессивность и повышенная эмоциональность.
Задачами музыкотерапии являются:
· преодоление агрессивных и других негативных качеств обучающихся;
· получение материала для диагностики развития личности;
· установление контакта с ребенком и со сверстниками;
· развитие самоконтроля и рефлексивных способностей ребенка;
· концентрация внимания учащихся на собственных ощущениях и чувствах;
· развитие творческих способностей дошкольников; создание ситуации успеха.
В процессе занятий музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах у детей с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Музыкотерапия выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения, исправляет отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Музыкотерапию можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе; как самостоятельное направление и как дополнение к другим методикам образования и воспитания. При этом важным моментом является то, что для занятий музыкотерапией не требуется длительная специальная подготовка.
Музыкотерапия является средством оптимизации творческих сил дошкольников в работе учителя-дефектолога. Она утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать и активизировать процесс личностного развития человека в условиях современной общественной жизни и является методикой преодоления различных психологических трудностей в образовательном процессе.
Педагогическую музыкотерапию для детей можно проводить в достаточно свободных формах: пассивной, активной, интегративной.
Пассивная музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе воздействия музыки занимает лишь позицию слушателя. Учитель-дефектолог предлагает дошкольникам прослушать различные музыкальные произведения, либо вслушиваться в звучания, отвечающие его состоянию.
Активные методы музыкальной терапии основаны на включении детей в процесс исполнения на музыкальных инструментах и пение.
Интегративная музыкотерапия отличается тем, что в комплексе с музыкой используются возможности других видов деятельности. Это: рисование под музыку; подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация; создание рассказов и стихов.
В ходе использования педагогической музыкотерапии в процессе обучения и коррекции, дети начинают чувствовать друг друга, что создает обстановку взаимопонимания, единения, каждый ребенок осознает свою уникальность и неповторимость, у него развивается нестандартное мышление и уверенность в себе. Все это позволяет говорить об огромных возможностях воздействия музыки на личность ребенка.
В заключении хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.
Приложение 1
СПИСОК КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
ДЛЯ ОБЩЕГО УСПОКОЕНИЯ
- «Симфония № 6», «Ноктюрн соль-минор» Л.ван Бетховен,
- «Детский альбом», «Адажио» В.А. Моцарт,
- «Колыбельная» И. Брамс,
- «Аве Мария» И.С. Бах – Ш.Ф. Гуно,
- «Песни без слов» Ф. Мендельсон,
- «Аве Мария» Ф. Шуберт,
- «Мазурки» и «Прелюдии» Ф. Шопен,
- «Вальсы» И. Штраус,
- «Свет луны» К. Дебюсси.
ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ
- «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарт,
- «Вальсы» И. Штраус,
- «К Элизе», «Симфония №6, часть 2», Л.ван Бетховен,
- «Аве Мария» Шуберт,
- «Лебедь» К. Сен-Санс,
- «Ноктюрн» К. Дебюсси.
ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ
- «Чакона», «Итальянский концерт», «Кантата №2» И.С. Бах,
- «Лунная соната» «Симфония ля-минор» Л.ван Бетховен,
- «Турецкое рондо» В.А. Моцарт,
- «Ариетта» А. Скултэ,
- «Симфония» Й. Гайдн,
- «Музыка на воде» Г.Ф. Гендель.
ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
- «Бранденбургский концерт», «ХТК» «Кантата 21» И.С. Бах,
- «Симфония №4», «Свадебный марш» Ф. Мендельсон,
- «Ноктюрн ре-минор» Ф. Шопен,
- «Соната для фортепиано», «Квартет 5» Барток,
- «Месса ля-минор» А. Брукнер.
ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
- «Симфония № 40» В.А. Моцарт,
- «Венгерская рапсодия № 1» Ф. Лист,
- сюита «Маскарад» А. Хачатурян,
- «Шутка» И.С. Бах,
- «Прощание с Родиной» Полонез М.К. Огинский,
- «Венгерская рапсодия-1» Ф. Лист,
- «Юморески» А. Дворжак,
- «Американец в Париже» Д. Гершвин.
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ
- «Времена года», «Шестая симфония, часть №3» П.И. Чайковский,
- «Зима», «Осень» А. Вивальди,
- «Токката и фуга ре минор» И.С. Бах,
- «Увертюра Эдмонд» Л.ван Бетховен,
- «Дивертисмент №1», «Дивертисмент ре-мажор» В.А. Моцарт,
- «Утро» из «Пер Гюнта» Э. Григ,
- «Прелюдия 1,опус 28», Ф. Шопен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.
Представленный дидактический материал в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и...

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"
Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)
Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?
Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""
Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.
Учитель-логопед/|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современ...