Использование музыкотерапии в работе учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике

Захарова Ульяна Сергеевна

 Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка. Ученые доказали, что под действием классической музыки уже после 5 минут слушания у детей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя. Музыка влияет на настроение, концентрацию и способность к обучению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_v_integratsii_s_defektologom.docx20.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграция учителя-дефектолога и музыкального руководителя посредствам музыкотерапии.

Цель: развитие творческой активности детей посредствам синтеза слухового и музыкального восприятии.

Задачи:

-создание положительного эмоционального фона

-снятие фактора тревожности

-создание ситуации успех

-Развитие и коррекция сенсорных процессов  

       Музыка очень важна для развития мозга детей, поскольку она помогает создавать и укреплять нейронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации. Активизация коры головного мозга – это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень ребенка. Ученые доказали, что под действием классической музыки уже после 5 минут слушания у детей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя. Музыка влияет на настроение, концентрацию и способность к обучению.  

     Музыкотерапия— это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Эта методика позволяет раскрыть внутренний потенциал ребенка; способствует повышению уровня его самооценки; развивает социальные навыки.

     Занятие музыкотерапией дает возможность ребенку улучшить свою память, развить мышление, восприятие, внимание, развить навыки рефлексии. Музыкотерапия может применяться как в условиях коррекционного, так и инклюзивного образования.

     Зачастую большие трудности возникают при работе с детьми-инвалидами и детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Для таких детей характерны психическая неуравновешенность, раздражительность; несобранность, неорганизованность, нестабильность настроения; тревожность, замкнутость; робость, застенчивость или агрессивность и повышенная эмоциональность.

Задачами музыкотерапии  являются:

·     преодоление агрессивных и других негативных качеств обучающихся;

·     получение материала для диагностики развития личности;

·     установление контакта с ребенком и со сверстниками;

·     развитие самоконтроля и рефлексивных способностей ребенка;

·     концентрация внимания учащихся на собственных ощущениях  и  чувствах;

·     развитие творческих способностей дошкольников; создание ситуации успеха.

    В процессе занятий музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах у детей с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Музыкотерапия выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения, исправляет отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

     Музыкотерапию можно применять как в индивидуальной, так и групповой работе; как самостоятельное направление и как дополнение к другим методикам образования и воспитания. При этом важным моментом является то, что для занятий музыкотерапией не требуется длительная специальная подготовка.

Музыкотерапия является средством оптимизации творческих сил дошкольников в работе учителя-дефектолога. Она утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать и активизировать процесс личностного развития человека в условиях современной общественной жизни и является методикой преодоления различных психологических трудностей в образовательном процессе.

     Педагогическую музыкотерапию для детей можно проводить в достаточно свободных формах: пассивной, активной, интегративной.

Пассивная музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе воздействия музыки занимает лишь позицию слушателя. Учитель-дефектолог предлагает дошкольникам прослушать различные музыкальные произведения, либо вслушиваться в звучания, отвечающие его состоянию.

Активные методы музыкальной терапии основаны на включении детей в процесс исполнения на музыкальных инструментах и пение.

Интегративная музыкотерапия отличается тем, что в комплексе с музыкой используются возможности других видов деятельности. Это: рисование под музыку; подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация; создание рассказов и стихов.

     В ходе использования педагогической музыкотерапии в  процессе обучения и коррекции, дети начинают чувствовать друг друга, что создает обстановку взаимопонимания, единения, каждый ребенок осознает свою уникальность и неповторимость, у него развивается нестандартное мышление и уверенность в себе. Все это позволяет говорить об огромных возможностях воздействия музыки на личность ребенка.

     В заключении хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. К тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать вдохновение. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.

Приложение 1

СПИСОК  КЛАССИЧЕСКИХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ДЛЯ  РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО  СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

 

ДЛЯ  ОБЩЕГО  УСПОКОЕНИЯ 

  • «Симфония  №  6», «Ноктюрн соль-минор»  Л.ван  Бетховен,
  •  «Детский альбом», «Адажио» В.А. Моцарт,
  • «Колыбельная»  И. Брамс, 
  • «Аве  Мария»  И.С. Бах – Ш.Ф. Гуно, 
  • «Песни  без  слов»  Ф.  Мендельсон,
  • «Аве Мария» Ф. Шуберт,
  • «Мазурки» и «Прелюдии» Ф. Шопен,
  • «Вальсы» И. Штраус,
  • «Свет луны» К. Дебюсси.

ДЛЯ  ПРЕОДОЛЕНИЯ  ТРЕВОГИ  И  НЕУВЕРЕННОСТИ 

  • «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарт,
  • «Вальсы» И.  Штраус, 
  • «К  Элизе», «Симфония №6, часть 2», Л.ван  Бетховен,
  • «Аве Мария» Шуберт,
  • «Лебедь» К. Сен-Санс,
  • «Ноктюрн» К. Дебюсси.

ДЛЯ  УМЕНЬШЕНИЯ  РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ 

  • «Чакона», «Итальянский концерт», «Кантата №2» И.С.  Бах, 
  • «Лунная  соната»  «Симфония ля-минор» Л.ван Бетховен, 
  • «Турецкое  рондо» В.А. Моцарт,
  • «Ариетта»  А. Скултэ,
  • «Симфония» Й. Гайдн,
  • «Музыка на воде» Г.Ф. Гендель.

ДЛЯ  СНЯТИЯ  НАПРЯЖЕННОСТИ  В  ОТНОШЕНИЯХ  С  ДРУГИМИ  ЛЮДЬМИ

  • «Бранденбургский  концерт», «ХТК» «Кантата 21» И.С.  Бах,
  • «Симфония №4», «Свадебный марш» Ф. Мендельсон,
  • «Ноктюрн ре-минор» Ф. Шопен,
  • «Соната для фортепиано», «Квартет 5» Барток,
  • «Месса ля-минор» А. Брукнер.

ДЛЯ  СНЯТИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  НАПРЯЖЕНИЯ 

  • «Симфония  №  40»  В.А.  Моцарт,
  • «Венгерская  рапсодия  №  1»  Ф.  Лист, 
  • сюита  «Маскарад»  А.  Хачатурян, 
  • «Шутка»  И.С.  Бах,
  • «Прощание с Родиной» Полонез М.К. Огинский,
  • «Венгерская рапсодия-1» Ф. Лист,
  • «Юморески» А. Дворжак,
  • «Американец в Париже» Д. Гершвин.

ДЛЯ  ПОВЫШЕНИЯ  КОНЦЕНТРАЦИИ  ВНИМАНИЯ,  СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ 

  • «Времена  года», «Шестая симфония, часть №3» П.И. Чайковский, 
  • «Зима»,  «Осень»  А. Вивальди,
  • «Токката  и  фуга  ре  минор»  И.С. Бах,
  • «Увертюра Эдмонд» Л.ван Бетховен, 
  • «Дивертисмент №1», «Дивертисмент ре-мажор» В.А.  Моцарт,
  • «Утро» из «Пер Гюнта» Э. Григ,
  • «Прелюдия 1,опус 28», Ф. Шопен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.

Представленный дидактический материал  в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и...

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.

Учитель-логопед/|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современ...