21.01.2025 г. " Особенности работы с детьми ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна

Особенности работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_raboty_s_detmi_ovz.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы с детьми ОВЗ

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования.

Поэтому получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования

является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,

обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями

здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными

возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в

обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений.

Все большее распространение получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Дети со

значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с

ограниченными возможностями совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

 Ребенок с расстройствами аутистического спектра:

Такому ребенку характерны такие черты как:

• стереотипное поведение;

• чрезмерная психомоторная возбудимость;

• трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром, не играет со

сверстниками;

стараются избегать каких – либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким

образом, активно этому сопротивляется;

• задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);

• играет только с определенными игрушками.

Учитывая особенности ребенка, перед нами стоят следующие задачи:

• сформировать коммуникативные навыки в стереотипных ситуациях;

• формировать умения выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми с учетом

определенных правил поведения;

• формировать умение преодолевать отрицательные формы поведения;

• стимулировать подражание и речевую активность.

Для достижения поставленных задач создаются следующие условия:

1) совместно с узкими специалистами, со старшим воспитателем разработана

адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с лёгкой

умственной отсталостью, с учётом психофизического развития ребёнка с расстройствами

аутистического спектра;

2) создана развивающая предметно – пространственная среда в группе с учетом интересов и

потребностей ребенка. Среди оборудования и материалов доступных для него, имеются его любимые игрушки, предметы (фигурки животных, пирамидки, мозайка). При организации пространства используются дополнительные визуальные средства: фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения. Имеются уголки активности, моделирующие реальные ситуации общественной жизни (улица, магазин, аптека, дом и т.д.). Весь материал находиться в пределах видимости ребенка, он может его самостоятельно выбрать или указать на него. Также для расширения социального опыта ребенка, для развития его познавательного и эмоционального интереса к занятиям в РППС имеется уголок для игр с песком, различными сыпучими материалами и водой. Для развития познавательной деятельности, ориентировки в пространстве используем материал М.

Монтессори: «Цветные штанги», «Блоки с цилиндрами - вкладышами», «Геометрический

комод», «Геометрические тела», «Шершавые буквы» и т.п.

3) проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия не только с педагогами группы, но и узкими специалистами (учитель – логопед, педагог – психолог).

Коррекционная работа проходит с нескольких флангов:

Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.

Логопедическая работа не менее важна для ребёнка, ведь речь и развитие взаимосвязаны.

Логопед диагностирует ребёнка и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.

Музыкальный руководитель развивает эстетическую сторону ребёнка, применяет

музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;

Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания

ребёнка, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;

Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.

И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом

индивидуальных особенностей и возможностей.

4) кадровые условия, пройдены курсы по теме «Особенности организации образовательной

деятельности с детьми с ОВЗ дошкольных образовательных организациях в соответствии с

ФГОС ДО», являюсь активным слушателем онлайн – конференции, вебинаров, семинаров.

Безусловно, большую роль в работе с таким ребенком играет заинтересованность

родителей. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой», «подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) мы также, обучаем и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем   увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.

Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического

коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги группы на

достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители

ребенка отметили положительную динамику, как в физическом состоянии ребенка, так и в

психоэмоциональном.

У одной женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду.

Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего

недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой

стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это благодаря тебе. У каждого из нас есть недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и

окружающих людей такими, какие они есть. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещиной», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...