21.01.2025 г. " Особенности работы с детьми ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Особенности работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_raboty_s_detmi_ovz.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы с детьми ОВЗ
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования.
Поэтому получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными
возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в
обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений.
Все большее распространение получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Дети со
значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с
ограниченными возможностями совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Ребенок с расстройствами аутистического спектра:
Такому ребенку характерны такие черты как:
• стереотипное поведение;
• чрезмерная психомоторная возбудимость;
• трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром, не играет со
сверстниками;
стараются избегать каких – либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким
образом, активно этому сопротивляется;
• задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
• играет только с определенными игрушками.
Учитывая особенности ребенка, перед нами стоят следующие задачи:
• сформировать коммуникативные навыки в стереотипных ситуациях;
• формировать умения выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми с учетом
определенных правил поведения;
• формировать умение преодолевать отрицательные формы поведения;
• стимулировать подражание и речевую активность.
Для достижения поставленных задач создаются следующие условия:
1) совместно с узкими специалистами, со старшим воспитателем разработана
адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с лёгкой
умственной отсталостью, с учётом психофизического развития ребёнка с расстройствами
аутистического спектра;
2) создана развивающая предметно – пространственная среда в группе с учетом интересов и
потребностей ребенка. Среди оборудования и материалов доступных для него, имеются его любимые игрушки, предметы (фигурки животных, пирамидки, мозайка). При организации пространства используются дополнительные визуальные средства: фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения. Имеются уголки активности, моделирующие реальные ситуации общественной жизни (улица, магазин, аптека, дом и т.д.). Весь материал находиться в пределах видимости ребенка, он может его самостоятельно выбрать или указать на него. Также для расширения социального опыта ребенка, для развития его познавательного и эмоционального интереса к занятиям в РППС имеется уголок для игр с песком, различными сыпучими материалами и водой. Для развития познавательной деятельности, ориентировки в пространстве используем материал М.
Монтессори: «Цветные штанги», «Блоки с цилиндрами - вкладышами», «Геометрический
комод», «Геометрические тела», «Шершавые буквы» и т.п.
3) проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия не только с педагогами группы, но и узкими специалистами (учитель – логопед, педагог – психолог).
Коррекционная работа проходит с нескольких флангов:
Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.
Логопедическая работа не менее важна для ребёнка, ведь речь и развитие взаимосвязаны.
Логопед диагностирует ребёнка и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.
Музыкальный руководитель развивает эстетическую сторону ребёнка, применяет
музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;
Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания
ребёнка, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;
Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.
И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей.
4) кадровые условия, пройдены курсы по теме «Особенности организации образовательной
деятельности с детьми с ОВЗ дошкольных образовательных организациях в соответствии с
ФГОС ДО», являюсь активным слушателем онлайн – конференции, вебинаров, семинаров.
Безусловно, большую роль в работе с таким ребенком играет заинтересованность
родителей. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой», «подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) мы также, обучаем и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.
Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического
коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги группы на
достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители
ребенка отметили положительную динамику, как в физическом состоянии ребенка, так и в
психоэмоциональном.
У одной женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду.
Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего
недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой
стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это благодаря тебе. У каждого из нас есть недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и
окружающих людей такими, какие они есть. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещиной», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...
Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательной организации»
В помощь руководителям и педагогам общеобразовательных организаций....
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...
Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога
Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...