Вестибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вестибулярная сенсорная система и её влияние на
познавательно-речевое развитие воспитанников
В нашем детском саду две группы компенсирующей направленности. Сюда входят дети с тяжёлыми нарушениями речевого развития (аллалия, ОНР, дизартирия), у многих сопровождается двигательными нарушениями, в трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес кратковременен, часто отсутствует мотивация к развитию.
По мнению многих педагогов, основными, являются три базовые сенсорные системы, которые оказывают важное и фундаментальное влияние на развитие ребенка. Это проприоцептивная, тактильная и вестибулярная системы.
Особое внимание хочется обратить на вестибулярную сенсорную систему, а именно, вестибулярному восприятию у детей. Основной задачей вестибулярного восприятия является распознавание вестибулярных сигналов, поступающих от разнообразных движений тела в пространстве, например: вращения, движения в медленном и быстром ритме, перемещение веса, остановка, движения рук в процессе изучения окружающего мира, любое другое изменение положения тела, зрительное внимание и т.д.
Инструментом, для распознавания этих сигналов, служит вестибулярный аппарат, который в свою очередь, входит в вестибулярную сенсорную систему. Комплекс таких упражнений входит в занятия по нейрокоррекции. С помощью специально подобранных физических упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. То есть, выполняя определённые физические упражнения мы заставляем работать головной мозг. Каждое из упражнений нейрокоррекции, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.
Опыт инклюзивного лагеря «Трудово» показал, что, несмотря на короткий временной период, занятия по нейрокоррекции с элементами темпо - ритмических упражнений с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дают очень хорошую положительную динамику. Ниже представлен комплекс упражнений из личной практики, который адаптирован и применяется мною в сопровождаемой группе компенсирующей направленности. Систематическое выполнение данного комплекса показало положительную динамику в познавательно-речевом развитии воспитанников:
1.«Здороваемся»(учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары ; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).
2. «Почувствуй своё тело» (проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху- вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как-будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движение проводя по бокам туловища протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями).
3.«Кнопочки» (Толкашки)(два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение: «Толкашки ногами» Контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.
4.«Месим тесто» (ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам, тем самым снимаем «зажимы», приводим в норму тонус мышц) .
5.«Тряска или Прокачка»(ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево)(длительность упражнения от 5 до 30 минут). Это упражнение считается универсальным по своей важности и эффективности, оно способствует дозреванию клеток головного мозга ребёнка.
6.«Растяжечки-Колечки»
- протягивание мышц руки от ладони к локтю, потом к плечу;
-протягивание мышц руки от локтя к плечу и от локтя к ладони двумя руками одновременно; затем двигаемся от предплечья к кисти руки протягивая большими пальцами от середины к низу, как-бы делая пальцами кольцо;
-добиваемся расслабления;
7.«Лошадки»(стоя на четвереньках).
Задача: научить перетекать из одного состояния в другое; научить стоять на тех опорах, какие есть. Позже ребёнок должен удержать позу, когда толкают, отрывают то руку, то ногу и т.д.
8.«Парашютисты».Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.
Задача: «ловить пружинку в ногах».
9.«Цапля» Стояние на одной ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
Игры с мячом:
Мяч – 10 раз от груди, начиная с маленького расстояния, 10 раз из-за головы, 10 раз с отскоком от пола.
Теннисный мяч - перекидывать 1 мячик друг другу, потом перекидывать 2 мячика, потом сбивать кеглю между ног противника.
Игры на межполушарное взаимодействие.
«Кулак-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь»
«Пишем» в воздухе или на листах бумаги пальцами рук или ног круги, квадраты, восьмерки, спирали – одноименно, разноименно
Выполнение разных заданий для разных конечностей одновременно, например, правая рука описывает круг над головой, левая – треугольник и сжата в кулак. И т.п.
«Карандашики» Задача: собрать карандаши одной рукой на скорость.
Обязательно включаются упражнения на дыхание и глазодвигательные упражнения.
Таким образом, использование в коррекционной работе приведённых выше упражнений способствует удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, обеспечивает развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
- Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
- Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
- Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/14/picture-278570-1376476824.jpg)
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573736-1422290743.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...
Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Арттерапия, ее виды, значение, новизна в работе с дошкольниками....
Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Арттерапия - средство познания себя и окружающего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/26/picture-937007-1501055816.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-483497-1417521359.jpg)
Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/30/picture-1177844-1730307619.jpg)
Сценарий познавательно-речевого развлечения для воспитанников подготовительных групп "Путешествие в Цветочный город"
Данное мероприятие проводится в рамках долгосрочного межгруппового педагогического проекта "Готовимся к школе". Главные герои - жители Цветочного города из произведений Н.Носова....