Развивающая программа по подготовки к школе "Дошколята"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развивающая программа по подготовки к школе "Дошколята"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский «Тополек» комбинированного вида Маслянинского района
Новосибирской области
Развивающая программа по подготовке к школе
«Дошколята»
Срок реализации 1 год
Составил педагог-психолог:
Кошкиной Марии Валерьевны
Маслянино 2021г.
I.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения, но так же у него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Данная программа разработана на основании программы Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.— СПб.: Речь, 2007.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, развитие коммуникативных умений
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4.Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения, мышления, творческих способностей
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности;
7. Снятие психоэмоционального напряжения.
1.3. Психологические особенности детей 6-7 лет.
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
В качестве результатов подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
II. Содержательный раздел.
2.1. Специфика организации работы.
Данная программа предусмотрена для работы с детьми подготовительной группы.
Группа | Кол-во детей | Направленность | Частота встреч | Кол-во часов |
Подготовительная группа «А» «Капитошка» | 23 | Развитие ВПФ, формирование познавательной активности | 1 раз в неделю | 26 |
Подготовительная группа «В» «Солнышко» | 15 | Развитие ВПФ, формирование познавательной активности | 1 раз в неделю | 26 |
Программа рассчитана на 26 занятий, предусмотренных на один год обучения. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Проводятся один раз в неделю.
Этапы работы по данной программе:
Этап | Что включает | Сроки |
Диагностический | Диагностика, наблюдение | Август-Сентябрь |
Развивающий | Коррекционно-развивающие занятия | Октябрь-Апрель |
Контрольный | Итоговая диагностика | Май |
На диагностическом этапе проводится диагностика по следующим методикам:
Методика «Домик» (выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки)
Методика «4-й лишний» (определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка)
Методика «10 слов »(оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти)
Методика «Последовательные картинки» (выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок)
Методика «Разрезные картинки» (выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей)
Методика «Найди недостающий» (диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор)
Методика «На что похоже?» (выявление развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления)
Методика «Рисунок человека» (выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях)
Методика «Лесенка» (изучение самооценки ребенка)
Развивающий этап.
Программа «Дошколята» предусматривает следующие формы организации:
1.Фронтальное (групповое) занятие.
2. Индивидуальная работа. (работа в тетрадях)
Структура занятий:
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения).
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба» (Приложение 1), «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики» (Приложение 2), «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает», «Кулак-ребро-ладонь».
Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи, поэтому в каждое занятие включены такие упражнения, которые направленны на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях».
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Перспективно-тематическое планирование к программе психологической подготовки детей к школьному обучению «Дошколята»
№ п/п | Тема занятия | Форма контроля | Сроки проведения | Кол-во часов |
Занятие 1. «Как в школе?» | Наблюдение, диагностика | 1-я неделя октября | 1 | |
Занятие 2. «Почему надо учиться?» | Наблюдение | 2- неделя октября | 1 | |
Занятие 3. «Почему надо учиться?» | Наблюдение | 3-я неделя октября | 1 | |
Занятие 4. «Осень» | Наблюдение | 4-я неделя октября | 1 | |
Занятие 5. «Насекомые» | Наблюдение | 5-я неделя октября | 1 | |
Занятие 6. «Овощи» | Наблюдение | 1-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 7. «Фрукты» | Наблюдение | 2-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 8. | Наблюдение | 3-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 9. «Домашние животные» | Наблюдение | 4-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 10. «Дикие животные» | Наблюдение | 1-я неделя декабря | 1 | |
11. | Занятие 11. «Зима» (Приложение 4) | Наблюдение | 2-я неделя декабря | 1 |
12. | Занятие 12. «Зимние забавы» | Наблюдение | 3-я неделя декабря | 1 |
13. | Занятие 13. «Новый год» | Наблюдение | 4-я неделя декабря | 1 |
14. | Занятие 14. «Птицы. Мудрая сова» | Наблюдение | 2-я неделя января | 1 |
15. | Занятие 15. «Зимний спорт» | Наблюдение | 3-я неделя января | 1 |
16. | Занятие 16. «Человек»» | Наблюдение | 4-я неделя января | 1 |
17. | Занятие 17. «Профессии | Наблюдение | 5-я неделя января | 1 |
18. | Занятие 18. | Наблюдение | 1-я неделя февраля | 1 |
19. | Занятие 19. | Наблюдение | 2-я неделя февраля | 1 |
20. | Занятие 20. «Защитники отечества» | Наблюдение | 3-я неделя февраля | 1 |
21. | Занятие 21. «Транспорт» | Наблюдение | 4-я неделя февраля | 1 |
22. | Занятие 22. «Весна пришла» | Наблюдение | 1-я неделя марта | 1 |
23. | Занятие 23. «Водоемы» | Наблюдение | 2-я неделя марта | 1 |
24. | Занятие 24. Викторина | Наблюдение | 3-я неделя марта | 1 |
25. | Занятие 25. «Космос» | Наблюдение | 4-я неделя марта | 1 |
26. | Занятие 26.
| Наблюдение, диагностика | 1-я неделя апреля | 1 |
Итого: | 26 недель | 26 |
Контрольный этап.
В конце учебного года проводится психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Н. Семаго, М. Семаго)
III. Организационный раздел.
1. Материально-техническое оснащение.
Занятия проводятся в подготовительной группе с помощью воспитателя. В группе имеется доска для письма, разнообразные игрушки, мяч, палас.
IV. Список литературы.
1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 1996.
2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
4. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
5. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
6. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.
7. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
8. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
9. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
10. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.
Приложение 1.
Приложение 2.
1 | 3 | 2 |
3 | 2 | 1 |
2 | 1 |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.
В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе
Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...
Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьни...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...
Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка».
Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка» на 2018-2019 учебный год....

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу!»
Коррекционно-развивающая программа...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...