Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка».
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка» на 2018-2019 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающая программа по подготовке к школе «Первоклашка». | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая программа по подготовке к школе
«Первоклашка»
педагога-психолога: Кашниковой Елены Романовны
на 2018-2019 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Программа «Первоклашка», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
2. Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
3. Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности;
7. Снятие психоэмоционального напряжения.
4. Ожидаемые результаты.
Развитие:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
II. Содержательный раздел.
1. Специфика организаций занятий.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба» (Приложение 1), «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики» (Приложение 2), «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Продолжительность занятия 25-30 минут, каждое четвертое занятие релаксационное и направлено на снятие психоэмоционального напряжения. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом.
2. Перспективно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Форма контроля | Сроки проведения | Кол-во часов |
Занятие 1. «Беседа о школе» | Наблюдение, диагностика | 1-я неделя октября | 1 | |
Занятие 2. «Почему надо учиться?» (Приложение 3) | Наблюдение | 2- неделя октября | 1 | |
Занятие 3. «Почему надо учиться?» | Наблюдение | 3-я неделя октября | 1 | |
Занятие 4. Релаксационное занятие «Отпуск на море» | Наблюдение | 4-я неделя октября | 1 | |
Занятие 5. «Осень» | Наблюдение | 5-я неделя октября | 1 | |
Занятие 6. «Овощи» | Наблюдение | 1-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 7. «Фрукты» | Наблюдение | 2-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 8. Релаксационное занятие «Летний сон» | Наблюдение | 3-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 9. «Домашние животные» | Наблюдение | 4-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 10. «Дикие животные» | Наблюдение | 1-я неделя декабря | 1 | |
11. | Занятие 11. «В гостях у фантазерки» (Приложение 4) | Наблюдение | 2-я неделя декабря | 1 |
12. | Занятие 12. Релаксационное занятие «Ковер-самолет» | Наблюдение | 3-я неделя декабря | 1 |
13. | Занятие 13. «Совушка-сова» | Наблюдение | 4-я неделя декабря | 1 |
14. | Занятие 14. «Птицы» | Наблюдение | 2-я неделя января | 1 |
15. | Занятие 15. «Новый год» | Наблюдение | 3-я неделя января | 1 |
16. | Занятие 16. Релаксационное занятие «Путешествие по облаку» | Наблюдение | 4-я неделя января | 1 |
17. | Занятие 17. «Зимний спорт» | Наблюдение | 5-я неделя января | 1 |
18. | Занятие 18. «Человек» | Наблюдение | 1-я неделя февраля | 1 |
19. | Занятие 19. «Защитники отечества» | Наблюдение | 2-я неделя февраля | 1 |
20. | Занятие 20. Релаксационное занятие «Необыкновенная радуга» | Наблюдение | 3-я неделя февраля | 1 |
21. | Занятие 21. «Уходи лень» | Наблюдение | 4-я неделя февраля | 1 |
22. | Занятие 22. «Давай дружить» | Наблюдение | 1-я неделя марта | 1 |
23. | Занятие 23. «Буратино» | Наблюдение | 2-я неделя марта | 1 |
24. | Занятие 24. Релаксационное занятие «Весна пришла» | Наблюдение | 3-я неделя марта | 1 |
25. | Занятие 25. «Мы идем в школу» Игра КВН | Наблюдение | 4-я неделя марта | 1 |
26. | Занятие 26. «Школа» | Наблюдение, диагностика | 1-я неделя апреля | 1 |
Итого: | 26 недель | 26 |
3. Диагностика: психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Н. Семаго, М. Семаго) проводиться в конце учебного года.
III. Организационный раздел.
1. Материально-техническое оснащение.
Занятия проводятся в подготовительной группе с помощью воспитателя. В группе имеется доска для письма, разнообразные игрушки, мяч, палас.
IV. Список литературы.
1. Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Педагогика-пресс, 1996.
2. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
4. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
5. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятии по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
6. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша [Текст] / Е.И.Светлова. – М.: Эксмо, 2007.-160с.
7. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
8. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
9. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
10. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников [Текст] : Популярное пособие для педагогов и родителей/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с.
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Занятие 2. Почему надо учиться?
Цель: Подготовка к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых знаний и умений.
Задачи:
- развитие мелкой моторики, графических навыков;
- развитие концентрации и переключения внимания;
- развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета;
- развитие визуальной памяти.
1. Игра-разминка «Здравствуй, друг!».
Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половину и с тем, у кого она находится образовать пару.
Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
2. Сказкатерапия. «Сказка про отважного крабика».
Ребята, к вам в гости пришел, маленький крабик. Послушайте про него историю.
(Чтение сказки «Сказка про отважного крабика».
Ребята скажите, каким должен быть ученик в школе? (Ответы детей)
Правильно, внимательным, сосредоточенным, аккуратным, усидчивым, чтобы хорошо учиться и много знать.
3. Игра с мячом «Назови школьные предметы».
Дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав, называет школьный предмет и передает мяч следующему ребенку.
Молодцы! Как много вы знаете о школе.
Дети присаживаются за столы.
3. Корректурная проба.
Давайте, ребята покажем крабику, как надо быть внимательным на уроках.
(Раздается бланк, дети находят и раскрашивают желтым - звездочки, красным -флажки).
4. Работа в тетради.
Ребята, покажем, крабику как мы аккуратно работаем в тетради, но сначала разомнем наши пальчики.
Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Работа в тетради. (Дети обводят клеточки в тетради)
5. Игра «Сесть-встать».
Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сеть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. Игра «Волшебные квадратики».
Дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог, просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
Вот, крабик, наши ребята, очень внимательные, аккуратные, усидчивые, много знают.
7. Рефлексия.
Дети рисуют на морской звезеде свое настроение.
Приложение 4.
Занятие 11. В гостях у Фантазерки.
Цель: Подготовка к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых знаний и умений.
Задачи:
- развитие воображения, внимания;
- развитие мелкой моторики, графических навыков;
- развитие концентрации и переключения внимания;
- развитие словесно-логического мышления и наглядно-образного;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- профилактика дезадаптации к школе.
1. Приветстуие «Здравствуйте!».
Здравствуй, солнышко – дружок,
Здравствуй, носик-пяточок,
Здравствуйте, губки,
Здравствуйте, зубки.
Губками «почмокали»
Зубками «пощелкали»
Ручки вверх подняли
И ими помахали.
А теперь все вместе-
«Здравствуйте!» - сказали.
2. Игра «Бывает - не бывает».
Ребята, я получила письмо от Фантазерки, но чтобы прочитать его, нужно поиграть в игру, а просто так оно не открывается. Надо быть внимательными и ничего не перепутать. Сможем.
Я сейчас вам буду говорить предложения. Если то, о чем говориться в предложении бывает, вы хлопаете в ладоши, а если не бывает – топаете ногами. Попробуем.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле часка варится.
Кошка по крыше гуляет.
Собака по небу плывет.
Девочка ласкает собаку.
Домик девочку рисует.
3. Игра «Чунга-чанга».
Молодцы, ребята, не запутались. Открываем письмо. Пишет нам Фантазерка.
Здравствуйте! Ребята! Наслышана я от лесных жителей, что ребята в детском саду готовятся к школе. И захотелось мне познакомиться с такими внимательными, сосредоточенными, аккуратными, усидчивыми детьми. Я вас приглашаю к себе в гости.
Но, чтобы попасть ко мне, надо быть внимательными, веселыми, активными.
Инструкция предлагается.
Так, и что же это за инструкция.
Надо встать в круг друг за другом, и внимательно слушать песню, «Чунга-Чанга». На слова «Чунга-Чанга» хлопнуть в ладоши, развернуться и идти в другую сторону.
Приготовились. Молодцы!
3. Упражнение «Волшебная клякса».
Здравствуйте, ребята! Я, Фантазерка, а страна, где я живу, называется Фантазией. Вы любите фантазировать. (Ответы детей). Я то же люблю. Давайте попробуем.
Для этого нам нужен чистый лист и краска. Выливаем на лист бумаги немного краски и складываем лист пополам. Сейчас лист развернем и начинаем фантазировать. На что же похожа эта клякса. (Ответы детей)
Молодцы!
Присаживайтесь за столы.
3. Корректурная проба «Листочки, грибочки, цветочки и яблочки».
Ребята, я слышала о вас от лесных жителей. Они мне рассказывали что вы очень внимательные и сосредоточенные. Можно мне посмотреть.
Давайте покажем Фантазерке, какие мы внимательные.
(Работа на корректурных бланках)
Молодцы! Правду рассказала о вас лисичка.
4. Работа в тетради «Невиданная зверушка».
Сейчас, мы, тебе покажем как мы умеем аккуратно работать в тетради. Но сначала разомнем наши пальчики.
«Солнечные зайчики»
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Ребята, а кто это. Давайте подумаем на кого похоже это животное. (Ответы детей)
Работа в тетради. (Дети обводят клеточки в тетради)
5. Физминутка игра «Мы охотимся на льва».
Фантазерка, а ты знаешь какую-нибудь игру.
Конечно, знаю и сейчас я научу ребят.
Повторяйте за мной.
Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! Что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А это что? А это – море: Буль – Буль – Буль.
Ой! А это что?
А это тропинка: Шур-шур-шур.
Вышли на полянку.
- Кто это здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети трогают воображаемого льва.) Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой. По тропинке Шур-шур-шур. По морю: Буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу). Устали. Ух! (Произносят на выдохе).
6. Игра «Так не бывает».
Фантазерка, скажи, а чем ты занимаешься в свободное время.
Я люблю рисовать. Но я не просто рисую, а рисую, то чего не бывает. Смотрите.
Какие необычные рисунки, правда, ребята. Посмотрите, как нафантазировала Фантазерка. (Ответы детей).
7. Рефлексия «Дорисуй фигуру».
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться нам нужно пофантазировать. Превратить фигуру в рисунок. (Дети дорисовывают фигуры).
До свидания! Фантазерка.
До свидания! Ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.
В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....
Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе
Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...
Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьни...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу!»
Коррекционно-развивающая программа...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...