Консультация для сурдопедагогов "Содержание и методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха"
консультация по коррекционной педагогике
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_metody_razvitiya_sluhovogo_vospriyatiya_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. В содержании работы также включается обучение детей правильному пользованию звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными аппаратами.
Специальная работа предусматривает формирования умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение.
Развитие слухового восприятия происходит по этапам. Первоначально детей учат реагировать на различные речевые и неречевые звуки.
В процессе этой работы у детей вырабатывается условная реакция на звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определённые действия.
Формируется реакция на звучание различных игрушек: дудочки, металлофона, погремушки, шарманки. Работа по формированию условно – двигательной реакции на неречевые звучания ведётся на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Параллельно формированию условно – двигательной реакции на неречевые звучания проводится работа по выработки условной реакции на неречевые звучания, которыми являются в основном различные слогосочетания. В процессе условно – двигательной реакции на звуки выясняется расстояние от уха ребёнка, на котором он воспринимает речевые звуки, предъявляемые голосом нормальной громкости, а при отсутствии реакции – голосом повышенной громкости.
На всех годах обучения проводится работа по различению неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его выбора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, табличек, схем.
В ходе работы по РСВ детей учат не только реагировать на звучание различных муз. инструментов и игрушек, но и различать звучащие инструменты, определять громкость, длительность, высоту, слитность, темп, ритм, дифференцировать жанры муз. произведений /вальс, марш, полька/, различать голоса животных, некоторые бытовые шумы. Эта работа проводится на фронтальных занятиях, ее элементы включаются также в муз занятия.
В процессе работы по развитию речевого слуха большое внимание уделяется различению речевого материала. В качестве речевого материала в зависимости от этапа обучения и состояния слуха ребенка используются звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, различные типы фраз. При отборе речевого материала педагог руководствуется необходимостью слов и фраз для общения, степенью понимания их значения. Начинается эта работа с различения двух слов /лепетных или полных/ при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются слухо - зрительно, а затем педагог предъявляет слова только на слух. После прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку. Постепенно увеличивается количество слов для различения-3-4-5 и более.
Более высокий уровень развития слухового восприятия дошкольников связан с обучением опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления. К обучению опознаванию приступают после того, как ребенок научился различать небольшое количество лепетных и полных слов. Для опознавания предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился различать. Ребенок слушает, называет слово и демонстрирует действие. В случае правильного ответа педагог показывает соответствующую табличку или картинку. Обучение различению и опознаванию речевого материала тесно взаимосвязано. Новые речевые единицы дети сначала учатся различать при наличии наглядной опоры, а затем опознавать.
В качестве речевого материала для обучения опознаванию используются не только слова и фразы, но и короткие стихи, тексты. Более сложной оказывается для детей работа с содержанием небольших текстов. Подготовка к восприятию текстов связана с обучением его пониманию на слухо-зрительной основе, а затем различению и опознаванию нескольких взаимосвязанных фраз повествовательного характера. О полноценном восприятии на слух небольшого текста свидетельствует точное опознавание отдельных слов и фраз, правильные ответы на вопросы по его содержанию.
По мере формирования навыков опознавания речевого материала детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фразы. Т.е. распознавать их. Обучение распознаванию связано с предъявлением сразу на слух новых по звучанию слов или фраз. Обучение распознаванию имеет очень большое значение для детей со сниженным слухом, т. к. оно стимулирует слуховые возможности детей, учит связывать знакомые по значению слова с их звучанием. При обучении распознаванию детей побуждают повторить слово так, как они его услышали. В случае затруднений распознавания речевой единицы она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатывается на уровне различения и опознавания.
В качестве методических приемов при обучении различению или опознаванию речевого материала используется демонстрация предмета или картинки, выполнения действий, ответы на вопросы, рисование. Работа с сюжетной картинкой, серией картин, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, дидактические игры. Разнообразие методических приемов при обучении различению и опознаванию речевого материала имеет важноезначение для детей дошкольного возраста, потомучто превращает слуховые тренировки в интересную для ребенка игру.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
-использование и учет ограниченных физиологических возможностей глухих и слабослышащих детей4
-активизация психических, индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих детей;
-усиление слухового компонента в общем слухо-зрительном восприятии речи;
-формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей с нарушением слуха;
-совершенствование произносительной стороны речи;
-сочетание работы по РСВ с общим развитием детей;
-вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;
-гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей;
-организация речевой среды как условия овладения средствами общения.
Педагогическая система по РСВ использует наиболее эффективные методы обучения, такие как частично-поисковый, продуктивный и др., а также осуществляет введение новых подходов в пределах известных методов, частности творческий подход, когда детям предлагается создать новый конец, середину, начало сказки и т.д.
В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) организовывали при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...
Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.
Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....
Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.
Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...
Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...
Консультация " Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом"
В консультации представлены направления развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом...
Картотека игр для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом
В картотеке представлены игры для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом...