Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.
картотека по коррекционной педагогике на тему
Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_s_narusheniem_sluha.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет коррекционной педагогики и психологии
Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.
Выполнила:
Жумагаженова Ф. Т.
Шадринск 2014г
1. Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
(Для глухих и слабослышащих детей).
Игра «Солнце или дождик?"
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Краткое описание:Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
2. Развитие слухового восприятия речью.
( Для глухих и слабослышащих детей).
Развитие слухового восприятия словами.
Игра “Найди нужные слова”
Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.
Краткое описание:
Логопед выставляет все картинки, даёт задания.
– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?
– В каких словах есть звук “Ш”?
– Назовите слова со звуком “Ц”.
– В каких словах есть звук “Ч”?
– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?
– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.
– Назовите слова со звуком “У”.
Игра “Делай правильно”
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Краткое описание:
Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят )
Игра “Кто первый?”
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
Краткое описание:
Перед детьми символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга Логопед показывает детям картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: “У-у-удочка”. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
3.Различение звуко - слоговой структуры слова.
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
4. Различение ритмической структуры слова.
Упражнение «Какое слово отличается».
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Игра с мячом.
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Упражнение «Повтори так же».
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Игра «Осенний дождик».
Цель игры: различение ритмов 4 – 5 звуков и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным символами.
Оборудование: металлофон, ширма, карточки с ритмическими рисунками.
Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки с записанными на них символами звуков. Логопед объясняет детям, что обозначает каждый символ: сколько звуков дети услышат перед паузой, сколько после паузы. Затем логопед за ширмой воспроизводит на металлофоне ритм из 4 – 5 звуков (в зависимости от уровня развития детей и задач коррекционной работы), например: два звука – пауза – ещё два звука. Дети внимательно слушают ритм. Ребёнок, у кого этот ритм записан на карточке, поднимает руку.
Игра «Пастушки»
Цель игры: развивать умение воспринимать и воспроизводить ритм с короткими и долгими звуками, соотносить ритм со схемой.
Оборудование: дудочки, карточки с записанными на них ритмами.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в пастушков. Дети по образцу логопеда воспроизводят на дудочках короткий и долгий звук. Затем логопед показывает детям карточки с ритмическими рисунками и вместе с детьми анализирует каждую схему. Карточки раздаются детям. Дети воспроизводят на дудочках ритм, записанный у них на карточках.
Игра «Угадай мелодию»
Цель игры: развивать умение различать ритмы звуков на слух и соотносить их со схематической записью ритма.
Оборудование: металлофон; карточки с записанными символами ритмами из 3 – 4 звуков с выделенным цветом громким звуком.
Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки с записанными на них ритмами с помощью нот: светлые ноты – тихие звуки, тёмная нота – громкий звук. Дети вместе с логопедом анализируют схемы: сколько звуков в этой мелодии, какой звук самый громкий. Затем логопед предлагает детям угадывать мелодии. Тот ребёнок, кто услышит такую же мелодию, которая написана у него на карточке, должен поднять руку. Логопед воспроизводит на металлофоне (или другом инструменте) каждую из мелодий, а дети отгадывают, у кого она записана нотками.
5. Развитие слухового восприятия текстами.
- Работа с табличками.
- Таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскладываются на столе; учитель произносит эти слова (фразы) за экраном; ученик должен их повторить.
- Учитель произносит фразу (слово), не показывая табличек; если после 2-3 повторений ученик не может ее воспринять, учитель показывает табличку и снова повторяет фразу за экраном.
- Ученик выбирает одну из табличек и, не заглядывая в нее, передает учителю, который читает ее за экраном; если после 2-3 повторений ученик не воспринимает ее содержание на слух, то оно предъявляется слухо-зрительно, а потом опять на слух.
- Выполнение поручений.
Краткое описание: поручение дается ребенку на слух, но если после 2-3 повторений ученик не воспринимает его, оно предлагается слухо-зрительно. Например: «Возьми ручку», «Попроси ложку», «Открой окно». Ученик выполняет поручения и сообщает: «Я взял ручку», «Я прочитал рассказ», «Я открыл окно».Необходимо следить при этом, чтобы ученик не повторял поручение, а сразу выполнял его и сообщал о выполненном. Различение на слух речевого материала.
3. Работа по закрытой и открытой картинке.
- Ученик рассматривает картинку. Затем ему предлагается на слух название изображенного на картинке предмета, действия или состояния. Ученик повторяет услышанное.
- Учитель не показывает картинку ученику и предъявляет на слух фразы, составляющие ее содержание. Когда ученик определяет содержание картинки, ее показывают ему и работа продолжается дальше.
- Игра "Отгадывание картинок".
Краткое описание: Перед учеником картинки: «Семья обедает», «Класс», «Семья». Учитель предлагает на слух фразы, ученик должен показать соответствующую картинку.
- мама наливает суп;
- папа читает газету;
- девочка убирает класс и т.д.
Игра «Верно - неверно».
Краткое описание: учитель показывает картинку «карандаш» и говорит: «это ручка?». Ученик дает положительный или отрицательный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха
Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.
Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...
Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...
Консультация " Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом"
В консультации представлены направления развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом...
Картотека игр для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом
В картотеке представлены игры для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом...