Консультация для родителей и педагогов на тему: «ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей
с тяжелыми нарушениями речи
Слайд 2. В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения.
Исходя из того, что структура дефекта у детей с речевой патологией сложна, многообразна по своим проявлениям и не ограничивается только речевой сферой, готовность к овладению грамотой не формируется спонтанно и самостоятельно.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.
Слайд 3. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и призвано помочь избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы дошкольник старшего возраста:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь как процесс обучения чтению, когда на самом деле это слишком узкое представление данного вопроса.
Слайд 4. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формирование умения работать со схемой слова, разрезной азбукой и овладение навыками послогового чтения.
Работу по подготовке к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи целесообразно проводить в несколько этапов
Подготовительный этап
Слайд 5. Начать работу нужно со знакомства с неречевыми звуками для формирования тонального звукоразличения или, другими словами, шумового восприятия. На этом этапе даётся понятие "звук":
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги): дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Используются игры в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" делятся на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.
Знакомство с гласными звуками
Слайд 6. Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, что поможет избежать нарушений слоговой структуры и научиться верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказывается, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используется символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняется, что воздух не встречает препятствие, и вводится понятие «гласный звук» (используется карточка красного цвета). Говорится, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками с использованием символа или буквы:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- Во-первых, научить детей выделять первый звук в слове. (Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом).
- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова.
- В середине слова.
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
Знакомство с согласными звуками
Слайд 7. Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что:
- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию можно увидеть и почувствовать.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с прикладыванием ладони к горлышку - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звонкий звук. Используем символ звонка или колокольчика.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, облачко или вата - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик или наушники - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами
Слайд 8. В логопедической работе по подготовке к обучению грамоте буква произносится коротко, как звук. Говорится, что буква читается. Предлагается её запомнить через ассоциации ребёнка. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы буквы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Например, при знакомстве с буквой С заучивается стишок: Села мышь в уголок, Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой. Например:
- Написать букву в воздухе, на столе.
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек.
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе.
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов.
- Вырезать из бумаги образ буквы и получить в подарок букву.
- Вылепить из пластилина, теста.
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета.
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуется начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
- двусложные со стечением (скала:);
- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Слайд 9. Обучение грамоте - ответственный период в жизни каждого ребенка, а тем более с тяжелыми нарушениями речи. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов и родителей, от нашего терпения и доброжелательности. Пусть от занятия к занятию дети проживают ситуации успеха, делают какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идут на каждое занятие.
Список литературы
- Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. СПб.: Питер, 2009, 240 с.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф, 2014. – 42с. [Электронный ресурс: https://vk.com/wall-41432459_852 Доступ по ссылке: 22.01.2022г]
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.–М.:Просвещение,1985.-207с. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtml Доступ по ссылке: 22.01.2022г]
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 города Шатуры Городского округа Шатура»
Консультация для родителей и педагогов
на тему:
«ФГОС дошкольного образования:
подготовка к обучению грамоте
детей с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила и провела:
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 5 города Шатуры»
Ловыгина Оксана Юрьевна
г. Шатура
Январь 2022г
ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей
с тяжелыми нарушениями речи
Слайд 2. В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения.
Исходя из того, что структура дефекта у детей с речевой патологией сложна, многообразна по своим проявлениям и не ограничивается только речевой сферой, готовность к овладению грамотой не формируется спонтанно и самостоятельно.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.
Слайд 3. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и призвано помочь избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы дошкольник старшего возраста:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь как процесс обучения чтению, когда на самом деле это слишком узкое представление данного вопроса.
Слайд 4. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формирование умения работать со схемой слова, разрезной азбукой и овладение навыками послогового чтения.
Работу по подготовке к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи целесообразно проводить в несколько этапов
Подготовительный этап
Слайд 5. Начать работу нужно со знакомства с неречевыми звуками для формирования тонального звукоразличения или, другими словами, шумового восприятия. На этом этапе даётся понятие "звук":
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги): дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Используются игры в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" делятся на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.
Знакомство с гласными звуками
Слайд 6. Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, что поможет избежать нарушений слоговой структуры и научиться верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказывается, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используется символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняется, что воздух не встречает препятствие, и вводится понятие «гласный звук» (используется карточка красного цвета). Говорится, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками с использованием символа или буквы:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- Во-первых, научить детей выделять первый звук в слове. (Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом).
- Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова.
- В середине слова.
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
Знакомство с согласными звуками
Слайд 7. Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что:
- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию можно увидеть и почувствовать.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с прикладыванием ладони к горлышку - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звонкий звук. Используем символ звонка или колокольчика.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, облачко или вата - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик или наушники - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Знакомство с буквами
Слайд 8. В логопедической работе по подготовке к обучению грамоте буква произносится коротко, как звук. Говорится, что буква читается. Предлагается её запомнить через ассоциации ребёнка. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы буквы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Например, при знакомстве с буквой С заучивается стишок: Села мышь в уголок, Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой. Например:
- Написать букву в воздухе, на столе.
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек.
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе.
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов.
- Вырезать из бумаги образ буквы и получить в подарок букву.
- Вылепить из пластилина, теста.
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета.
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуется начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
- двусложные со стечением (скала:);
- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Слайд 9. Обучение грамоте - ответственный период в жизни каждого ребенка, а тем более с тяжелыми нарушениями речи. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов и родителей, от нашего терпения и доброжелательности. Пусть от занятия к занятию дети проживают ситуации успеха, делают какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идут на каждое занятие.
Список литературы
- Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 (15), 2006.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. СПб.: Питер, 2009, 240 с.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф, 2014. – 42с. [Электронный ресурс: https://vk.com/wall-41432459_852 Доступ по ссылке: 22.01.2022г]
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.–М.:Просвещение,1985.-207с. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0255/1_0255-1.shtml Доступ по ссылке: 22.01.2022г]
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и призвано помочь избежать некоторых специфических ошибок . Важно, чтобы дошкольник старшего возраста: - не пропускал буквы, не смешивал их при написании; - умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; - под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь как процесс обучения чтению, когда на самом деле это слишком узкое представление данного вопроса.
Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте: • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров ). • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формирование умения работать со схемой слова, разрезной азбукой и овладение навыками послогового чтения .
Подготовительный этап На этом этапе даётся понятие "звук": - сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); - затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); - узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек) Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал ?«, «Найди пару».
Знакомство с гласными звуками Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками с использованием символа или буквы: • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о ( с показом артикуляции, позднее без показа); • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам , ан, ас); • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис); • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).
Знакомство с согласными звуками При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию можно увидеть и почувствовать. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с прикладыванием ладони к горлышку - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звонкий звук. Используем символ звонка или колокольчика. Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы: кирпич - твердый, облачко или вата - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик или наушники - глухой.
Знакомство с буквами Рассматриваются элементы буквы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Например, при знакомстве с буквой С заучивается стишок: Села мышь в уголок, Съела сыра кусок. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой. Например: • Написать букву в воздухе, на столе. • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек. • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе. • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов. • Вырезать из бумаги образ буквы и получить в подарок букву. • Вылепить из пластилина, теста. • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета. • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация
У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...
Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Одежда» по автоматизации звука «Л» для детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "Л" в словах,словосочетаниях и предложениях по средствам лексической темы "Одежда"...
Консультация для родителей и педагогов "ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей с ТНР"
К консультации прилагается памятка....
Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)
Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц нашей Белгородской области....