Консультация для родителей и педагогов "ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей с ТНР"
консультация по логопедии (старшая группа)

Лукманова Яна Фанильевна

К консультации прилагается памятка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

«ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей

с тяжелыми нарушениями речи».

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с ТНР необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии, и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

- не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Начать работу нужно со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Используются игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок: Села мышка в уголок, Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала:);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей и педагогов

«ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей

с тяжелыми нарушениями речи».

Общие рекомендации:

1. Главное правило при обучении грамоте: согласные буквы называем без призвука «э», то есть не «бэ» или «эм», а «б», «м». Это поможет предотвратить возможные проблемы при обучении чтению, когда вместо слога МА ребенок будет читать ЭМ-А или МЭ-А.

2. У каждого звука есть своя буква. У звука [А] есть буква А, у звука [Б] – буква Б и т.д.

3. Звук – это то, что мы слышим, его можно услышать или произнести; буква – то, что мы видим, ее можно прочитать или написать самому.

4. Гласные – звуки, которые можно долго петь тянуть, они произносятся легко и свободно (звуки А, О, У, И, Ы, Э). Гласные буквы обозначаются красным цветом.

5. Согласные – звуки, при произнесении которых на пути воздушной струи во рту возникает какая-нибудь «преграда» - язык, губы, зубы. Например, при произнесении звука [М] губы плотно сжимаются, мешая свободно пройти воздушной струе.

6. Согласные бывают твердыми и мягкими. Например, буква М обозначает 2 звука: твердый [М], как в словах МУХА, МАК и т.д., и мягкий звук [Мь], как в словах МЁД, МЕЛ и т.д. Твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие звуки – зеленым, поэтому букву М нужно раскрасить двумя цветами – половину синим, половину зеленым цветом.

Есть буквы, которые обозначают только твердые звуки – Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие – Й,Ч, Щ.

7. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Звонкость-глухость звука можно определить так: произнести звук, приложив ладонь к горлу. Если чувствуется вибрация, «горлышко звенит» - звук звонкий (М, Р, Д, Л, Г и т.д.). Если вибрация не ощущается, «горлышко молчит» - звук глухой (Т, Х, К, П и т.д.)

Парные согласные – это звуки, одинаковые по артикуляции (произношению), отличающиеся по глухости-звонкости (Б-П, Г-К, Д-Т, В-Ф, З-С, Ж-Ш).

8. Обучение чтению начинается с чтения «дорожек»: необходимо длительно произнести звуки, ведя пальчиком по дорожке: длительно (ммммма), менее длительно, а затем произнести получившийся слог, например:

М______________________А

М____________А

МА

Далее ребенку предлагается чтение слогов, слов разной слоговой структуры. Очень важно всегда напоминать ребенку следить пальчиком за прочитанным. 

Основная единица чтения – слог.

Для более успешного овладения навыками чтения предлагаем ребенку подчеркивать карандашом прочитанное: слог подчеркивается скобкой, отдельная буква – точкой. Помним, что отдельная гласная – тоже слог. Примеры:

О-СА

КО-Т

А-ИСТ

ГО-РА

ТОРТ

9. Определение места звука в слове. Любое слово можно представить в виде поезда, в котором есть начало, середина и конец.

Пример: Определить место звука [А] в словах.

       АРБУЗ                             ЛУНА                              МАК

10. Выполнить звуко-буквенный анализ. Пример: выполнить звуко-буквенный анализ слова ПОНИ. Первый звук в этом слове – П: согласный, твердый, значит первый кружочек раскрашиваем синим. Второй звук – О: гласный, кружочек раскрашиваем красным. Третий звук – Нь: согласный, мягкий, кружочек раскрашиваем зеленым. Последний звук – И: гласный, кружочек раскрашиваем красным.

 П  О  Н  И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Оптимизация процесса обучения грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова дл...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы: "Подготовка к обучению грамоте. Звуковая культура речи."

Консультация для родителей подготовительной к школе группы "Подготовка к обучению грамоте. Играем со звуками" - развитие звуковой культуры речи....

Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Звуковой анализ слова в подготовке к обучению грамоте"

Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе.Ведь от того,насколько успешным будет начало школьного обучения,зависит успеваимость ученика.Обучение грамоте детей в детском саду это целен...