Игры и упражнения для развития межличностных отношений в группе старшего дошкольного возраста (на сплочение детского коллектива)
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребенок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребенка, идущего в детский сад, счастливым и не обремененным непосильными для его возраста заботами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_mezhlichnostnyh_otnosheniy.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
"Игры и упражнения для развития межличностных отношений в группе старшего дошкольного возраста (на сплочение детского коллектива)"
Упражнение «Как меня зовут»
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)
Игра «Грозди винограда»
Под тихую спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину кладётся гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Педагог просит одного ребёнка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть её и передать своему соседу. После того, как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать её по второму кругу, отрывая «ягодки», при этом дети представляются, т.е. должны назвать себя.
Внимание обращается на то, что как гроздь состоит из ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки висят на веточке все вместе, крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны и вместе и крепко дружить.
Этюд «Лучи солнца»
От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
Игра «Дотронься до...»
Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Этюд « Скажем хорошие слова о друге»
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства друг друга.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.
Игра «Найди друга»
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
Игра «Передай мяч другу»
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
Игра «Ветер дует на... »
Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Этюд «Сочиним историю про друзей»
Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
Игра «Слон»
Дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» слона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.
«Волшебные нитки»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаётся клубок следующему ребёнку.
«Животные на спину»
Каждому ребенку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, ребенок может задавать вопросы детям, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если ребенок быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты детей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.
«Поздороваться за руку»
Каждый ребенок должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством детей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
Волшебный магазин
Ведущий предлагает детям подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лень, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. Д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. Д.
«Да», «нет», «не знаю»
Заранее заготовленные карточки с ответами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ» перед началом игры крепятся по противоположным частям комнаты.
Ведущий зачитывает вопрос, ребята, выбрав тот или иной ответ, встают к стене с нужной карточкой. Ведущий поочередно опрашивает участников о своем выборе. Задача — отстоять свою точку зрения в выборе ответа, доказать ее правильность.
Используемая литература:
- Барто А. Любимые стихи. Белгород, 2012.
- Богуславская З., Смирнова Е. Развивающие игры для дошкольников. – М.: 2011.
- Бодалева А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – М.: 2013.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2010.
- Воронова А.П., Защиринская О.В. Азбука общения. – М., 2012.
- Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – М.: 2009.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 2013.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
- Даренская Л. Воспитание культуры общения / Л. Даренская // Ребенок в детском саду. – М., 2010.
- Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 2012.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова. – М.: Издательство Оникс, 2011.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова. – М.: Издательство Оникс, 2011.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 2009.
- Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2011.
- Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Издательство «Москва» Ун-та, 2008.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Педагогика, 2010.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2012.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. – М.: «Академия», 2000.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. – Воронеж, 2009.
- Нифонтова О.В. Психологические особенности управления конфликтами дошкольников со сверстниками. Череповец, 2001.
- Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 2013.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2011.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2012.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. - № 6.
- Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. – Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста
В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"
В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....
Психологический игровой тренинг для детей старшего дошкольного возраста на сплочение детского коллектива
В материале представлены игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ
В данной статье рассмотрены особенности развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с гиперметропией....
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются проблемы социально-личностного развития старших дошкольников в процессе становления системы межличностных отношений. Отмечены основные факторы, влияющие на успешное развитие м...
Игры для детей старшего дошкольного возраста на сплочение детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности.
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования согласно требованиям ФГОС ДО является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития дошкольников как п...