Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
Согласовано: Утверждено:
Родитель ___________ /___________ Заведующий МБДОУ №47
Дата _________г ____________ Уралкина Н.В.
Принято: Приказ от ___________№ _____
на заседании ППк
Протокол №_____от__________
Председатель ППк Бабушкина Е.А./ ________
Дата _______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ребенка с ОВЗ
Г. К. А. 27.05.2018г.
Разработан:
Болганюк А.В. учитель-логопед,
Бабушкина Е.А. учитель-дефектолог,
Протопопова Е.В. педагог-психолог
Богданова А. М. воспитатель
Шмонова Я.К. музыкальный руководитель
Ведущий специалист: Бабушкина Е.А. учитель-дефектолог
.
Канск 2024г.
I. Общие сведения о ребенке ОВЗ
По результатам психолого - медико-педагогического обследования ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии.
Протокол обследования ребенка от 30.01.2024 г. №7/8 (2). Ребенок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендована Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.
Ребенок посещает детский сад с 14.04.2021г. По заключению врача физическое развитие не соответствует возрасту.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад ребенок посещает регулярно, пропускает ДОУ редко, только по болезни.
В основном играет один, способен сам создать игровой замысел. На контакт с детьми идёт охотно. С взрослыми контактирует по инициативе взрослого. На занятиях не активен, не усидчив, не заинтересован. Игровая мотивация присутствует.
У ребенка недостаточно сформированы навыки общественного поведения. На данном этапе мальчик с программным материалом не справляется, работает только индивидуально и нуждается в организующей помощи взрослого на каждом этапе. Речь у ребенка на начальном этапе развития. Присутствует лепетная речь. Речевая моторика - пытается выполнять артикуляционные движения по подражанию.
С ребенком регулярно занимаются учитель-дефектолог, учитель- логопед и педагог - психолог.
Цель:
создание условий для развития ребенка с ОВЗ для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
* развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
*способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) собственных действий и поведения ребенка;
*формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность ребенка в собственных возможностях и способностях;
*развивать эмоциональную отзывчивость;
*формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
Познавательное развитие:
*формировать элементарные математические представления (соотнесение цифры и количества предметов от 0 до 9; составление и решение простых задач на сложение и вычитание; различение и умение называть геометрические фигуры;
* учить обобщать с помощью педагогического работника представления на основе существенных признаков.
*развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, мышление;
* учить различным приемам сравнения (по назначению, форме, весу и т.д.);
*совершенствовать умения ориентироваться в пространстве (на плоскости) и во времени (временах года, частях суток, днях недели);
*формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира;
Речевое развитие:
*стимулировать развитие голосовых реакций звукоподражания и собственной речевой активности;
*вводить для понимания действий карточки-символы;
*обогащать речь существительными;
*развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
*развивать артикуляционный аппарат.
Художественно-эстетическое развитие:
*формировать реальные образы предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;
*формировать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
*формировать реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыкальное развитие:
*вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
*развивать и совершенствовать музыкальные способности.
*формировать культуру слушания музыки.
*формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
*Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом.
Физическое развитие:
*приобретать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
*формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
*формировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании,
*овладевать подвижными играми с правилами;
*становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Принципы:
- Принцип систематичности;
- Принцип активности и самостоятельности;
- Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития
- Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании
- Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования
- Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач
- Принцип необходимости специального педагогического руководства
- Принцип непрерывности, последовательности, постепенности и доступности;
- Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
- Принцип соблюдения интересов ребёнка;
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности
работы «команды» специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;
Методы:
- Словесный
- Практический
- Игровой
- Наглядный
Формы работы:
- ООД;
- Утренняя гимнастика;
- Индивидуальная и подгрупповая работа;
- Праздники, развлечения.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
Особенности развития
Ребенок занимается только индивидуально, не проявляет интереса к учебной деятельности.
У мальчика наблюдается недоразвитие общей и мелкой моторики, недоразвитие в коммуникативной сфере. Ребенок не может переключать язык с одной артикуляционной позы на другую. Звукоподражание: повторяет за логопедом кукла плачет (а-а-а), воет волк (у-у-у), проговаривает слова первой слоговой структуры. Фраза у ребёнка отсутствует.
Уровень развития психического развития воспитанника не соответствует возрастной норме. Особенностями развития являются низкий уровень сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
Этапы | Деятельность специалистов | Деят-ть ребенка | Деят-ть родителей | Сроки |
1.Организа ционный | -Изучение и анализ мед.карты ребенка; -Анализ рекомендаций специалистов и педагогов; -Проведение мониторинга; - Разработка ИОМ; -Консультации для родителей. | Участие в мониторинге | Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование) Участие в консультациях | май |
2.Практический | ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.) Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию. Использование пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем дома. Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения. Праздники и развлечения совместно с родителями. Систематическое использование дидактических игр направленных на развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков. Пение с использованием логопедических распевок, распевок - чистоговорок, фонетических попевок; слушание; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах. Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. | Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом. Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой работе; Разучивание потешек и чистоговорок, коротких стишков, песен и т.д. Пересказ рассказов, сказок. Участие в различных видах игр. Участие в праздниках и развлечениях, а также в различных видах музыкальных игр – подвижных и дидактических. | Участие в инд.беседах по вопросам коррекционной работы дома Выполнение рекомендаций учителя-логопеда. Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком. Участие в досугах и праздничных мероприятиях совместно с ребенком. | сентябрь- апрель |
3.Заключительный | Проведение мониторинга; Анализ речевого развития ребёнка, коммуникативных качеств на конец учебного года; Обобщение опыта работы по составлению и организации ИОМ | Участие ребенка в мониторинге | Ознакомление с результатами мониторинга | Май |
Создание развивающей среды.
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | |||
Социально-бытовые условия | Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя – логопеда и педагога– психолога. | |||
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света). - не допускается на окнах использование темных штор | |||
Создание сенсорно-обогащенной среды. Сигнальные опоры | Зрительные | Звуковые | Обон-льные | Тактильные |
Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире -Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия зрительные ориентиры на спортивном оборудовании | -Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти. -Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире. | - Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта. | |
Специально структурированная информация | - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра. - Таблицы по лексическим темам - Детская художественная литература | |||
Игровые пособия по развитию зрительно-моторной координации Учебно-дидактическое обеспечение | - Натуральные объекты, игрушки. Набор геометрических фигур и тел. Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки). Мозаика. Конструктор «Лего» с крупными деталями. Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Раскраски по лексическим темам; -Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например: мяч-еж) Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор). |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Направление работы (специалист) | Продолж. Занятий (мин) | Количество занятий в неделю | Форма проведения занятий (индивидуальная, групповая) | Используемые программы | Ф.И.О специалиста |
Педагогическая помощь (воспитатель) | 20 | 2 | индивидуальная, групповая | АООП для детей с ЗПР | Богданова А.М. |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | 20 | 2 | индивидуальная | АОП ДО для обучающихся с ОВЗ Н. В. Нищева «Образовательная программа логопедической работы для детей с ТНР» | Болганюк А.В. |
Дефектологическая (дефектолог) | 20 | 1 | индивидуальная | АООП для детей с ЗПР Неретина Т.Г. «Система работы с дошк.с ЗПР в ДОУ» | |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | 25 | 1 | индивидуальная | АОП ДО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР); Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР Л.Б.Баряева. | Протопопова Е.В. |
Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) | 20 | 2 | индивидуальная, групповая | АООП для детей с ЗПР | Шмонова Я.К. |
Физическое развитие (инструктор по физ.воспитанию) | 20 | 2 | Индивидуальная, групповая | АООП для детей с ЗПР | Богданова А.М. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590055-1423496391.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-242207-1515603521.jpg)
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1137960-1555484793.jpg)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1218133-1581489473.jpg)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/01/picture-79017-1714547393.jpg)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/09/picture-640306-1499593513.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499544-1413402754.jpg)
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....