Шкала крупных моторных функций или GMFCS
консультация по коррекционной педагогике

 Вохмянина Лариса Владимировна

       Система классификации моторных функций крупной моторики – представляет собой пятиуровневую систему классификации, которая описывает функции крупной моторики детей с церебральным параличом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkala_krupnyh_motornyh_funktsiy.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»

620017, Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 1б,  тел./факс 300-19-41, E-mail:centrraduga@inbox.ru

                                                                                   

                                                                        Составитель:

                                                                                Вохмянина Л.В.,

                                                                                             инструктор по ФК, ВКК

Шкала крупных моторных функций или GMFCS

(Gross Motor Function Classification System)

       Система классификации моторных функций крупной моторики – представляет собой пятиуровневую систему классификации, которая описывает функции крупной моторики детей с церебральным параличом на основе их самостоятельных движений с особым упором на сидение, ходьбу и передвижение с помощью вспомогательных средств. Различия между уровнями основаны на функциональных способностях, потребности во вспомогательных технологиях, включая ручные устройства для передвижения (ходунки, костыли или трости).

       Классификация используется для планирования лечения, отслеживания лечения, отслеживания прогресса коммуникации функциональных возможностей детей с детским церебральным параличом. Это полезно, поскольку дает семьям и педагогам четкое описание текущее двигательной функции ребенка и представление о том, какое оборудование или средства передвижения могут понадобиться ребенку в будущем.

GMFCS содержит 5 возрастных групп

(до 2-х лет, 2-4 года, 4-6 лет, 6-12 лет, 12-18 лет).

До 2х лет

       Уровень1: могут самостоятельно садиться и вставать из положения сидя, сидя на полу, их руки свободны для манипуляций с предметами. Дети  ползают, используют руки и колени, могут подтянуться, чтобы встать, сделать несколько  шагов, держась за мебель. Дети в возрасте от 18 месяцев до 2х лет ходят самостоятельно, не нуждаясь в использовании вспомогательных устройств для передвижения.

       Уровень 2: дети удерживаются, сидя на полу, но могут нуждаться в использовании рук для балансировки. Дети ползают на животе или ползают с использованием рук и колен. Дети могут подтянуться, чтобы встать и шагать, держась за мебель.

        Уровень 3: дети удерживаются, сидя на полу, когда их нижняя часть спины поддерживается. Они переворачиваются и ползут на животе.

        Уровень 4: дети удерживают голову, но нуждаются в поддержке туловища в положении сидя на полу. Они могут переворачиваться на живот.

        Уровень 5: физические нарушения ограничивают произвольный контроль движений. Дети не удерживаю голову и туловище против силы тяжести в положении на животе и сидя. Они нуждаются в помощи взрослого, чтобы повернуться.

От 2х до 4х лет.

          Уровень 1: дети сидят на полу с обеими руками свободными для манипуляций с предметами. Садятся и встают с пола и стоят без помощи взрослых. Дети предпочитают ходьбу как основной способ передвижения, при этом не нуждаясь в каких – либо вспомогательных устройствах.

         Уровень 2: дети могут сидеть на полу, но у них могут возникнуть трудности с балансировкой, когда обе их руки свободны для манипуляции с предметами. Садятся и встают с пола без помощи взрослых. Дети подтягиваясь, могут встать на твердую поверхности. Могут ползать на четвереньках реципрокным (возвратно- поступательным) способом, передвигаются, держась за мебель. При ходьбе  используют вспомогательные приспособления для передвижения. Ползание, передвижение вдоль опоры и ходьба являются преимущественными способами передвижения.

           Уровень 3: дети удерживаются, сидя на полу часто по типу «W – сидения» (сидят между  согнутыми и ротированными внутрь бедрами и коленями) и могут нуждаться в помощи взрослого для сидения. Дети ползают на животе, или на четвереньках (часто невозвратно- поступательным способом), что  является преимущественным способом передвижения. Дети могут подтянуться, чтобы встать на устойчивой поверхности и передвигаться на короткие дистанции. Могут проходить короткие расстояния в помещении, используя ручные приспособления для передвижения(ходунки) и помощь взрослых для поворотов и управления движением.

             Уровень 4: дети посаженные на пол, могут сидеть, но не в состоянии удерживать равновесие без помощи своих рук. Они часто нуждаются в специальных приспособлениях для сидения и стояния. Самостоятельно передвигаются на короткие дистанции (в пределах комнаты), достигая этого с помощью перекатывания, ползания на животе или на четвереньках, не используя возвратно- поступательный способ.

              Уровень 5: физические нарушения ограничивают самостоятельный контроль движений и возможность удерживать голову и туловище против градиента тяжести. Все области моторных функций ограничены. Функциональные ограничения сидения и состояния не могут полностью компенсироваться использование вспомогательных устройств и поддерживающих технологий. На 5-м уровне дети не могут самостоятельно двигаться и в основном перевозятся другим лицом. Некоторые дети достигают самостоятельной мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.

От 4х до 6ти лет

            Уровень 1: дети легко садятся и встают с кресла без помощи рук. Могут сами вставать из положения сидя на полу и из кресла без использования  поддержки окружающих предметов. Дети ходят внутри и вне помещений, поднимаются по лестнице. Способны прыгать и бегать.

            Уровень 2: дети сидят в кресле с обеими свободными для манипулирования предметами руками. Могут вставать из положения  сидя с пола и кресла но часто они нуждаются в устойчивой поверхности, чтобы опереться или оттолкнуться руками. Дети ходят сами, не нуждаясь в ручных приспособлениях для передвижения, в помещении и на короткие расстояния по горизонтальной поверхности вне дома. Дети поднимаются по лестнице, держась за перила,, но не в состоянии бегать и прыгать.

              Уровень 3: дети сидят на обычном стуле, но могут нуждаться в поддержке таза и туловища для максимального высвобождения рук для манипуляции. Дети могут садиться и вставать со стула, используя устойчивую поверхность для подтягивания или упора руками. Дети ходят с помощью ручных приспособлений для передвижения по ровной поверхности и поднимаются  по лестнице с помощью взрослого.

               Уровень 4: дети сидят на стуле, но нуждаются в специальных приспособлениях для удержания туловища и максимального высвобождения рук. Дети могут сесть и встать с кресла с помощью взрослого, либо подтянуться или опереться на устойчивую поверхность. Дети могут в лучшем случае ходить на короткие расстояния с помощью ходунков и под наблюдением взрослого, но часто испытывают трудности при поворотах и балансировке на неровных поверхностях. В общественные места их перевозят. Дети могут научится передвигаться в моторизированном кресле.

               Уровень 5: физические нарушения ограничивают, самостоятельный контроль движений и удержание головы и туловища против  градиента тяжести функциональные  ограничения в положении сидя и стоя полностью не компенсируются использованием специальных адаптированных устройствах вспомогательных технологий. На 5м уровне , дети могут передвигаться независимо, и их перевозят. Некоторые дети могут достигнуть самостоятельной мобильности, используя высококачественные электрические инвалидные кресла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

"Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"

Раскрывается роль двигательных анализаторов в развитии речевой деятельности, особенности моторики при стертой дизартрии. Обследование проводится по методике Е.Ф. Архиповой. Представлены этапы  ко...

Презентация. "Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"

Краткая презентация роли моторных функций, особенностей моторики у детей со стертой формой дизартрии. Представлено содержание коррекционной работы и использование нетрадиционных технологий....

«Формирование моторных функций у детей с задержкой психоречевого развития». (Из опыта работы).

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно инте...

«GMFCS – международная система классификации моторных функций детей с ДЦП»

GMFCS -  Международная система классификация моторных функций детей с ДЦП...