«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Лычакова Татьяна Фёдоровна

В условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольным образовательным организациям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приемов, которые бы обеспечили решение комплекса задач по современному воспитанию ребенка. Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику.

     Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на занятиях. Мы используем нетрадиционное  дидактическое средство бельгийского математика – палочки Кюизенера.

     Они представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу.  Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу – 1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10.

     Пособие является хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление. Его можно с успехом применять и в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

     Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для коррекции недостатков развития речидетей, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Игры и упражнения с палочками Кюизенера способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palochki_kyuizenera.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ»

Т.Ф.Лычакова, учитель-логопед ДОУ № 64, г. Сызрань, Самарской области.

В условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольным образовательным организациям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приемов, которые бы обеспечили решение комплекса задач по современному воспитанию ребенка. Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику.

     Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на занятиях. Мы используем нетрадиционное  дидактическое средство бельгийского математика – палочки Кюизенера.

     Они представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу.  Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу – 1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10.

     Пособие является хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление. Его можно с успехом применять и в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

     Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для коррекции недостатков развития речидетей, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Игры и упражнения с палочками Кюизенера способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет  решать следующие задачи:

  1. Развитие познавательной активности детей с нарушениями речи, их интеллектуальных умений.
    2. Активизация и обогащение словаря.
    3. Формирование правильного звукопроизношения.
    4.Развитие мелкой моторики.
    5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

6. Развитие связной речи.

          Почти каждая лексическая тема нам дает возможность  использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на занятиях.

Формирование фонематического восприятия и слуха.
1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»

Цель: Автоматизация звуков [Л] и [Ль] в словах.

-Возьмите желтую палочку и положите перед собой, она означает слово «лимон», повторите его. Возьмите фиолетовую палочку, положите рядом с желтой, она означает слово «баклажан», повторите это слово. А сейчас слушайте внимательно меня, повторяйте слова и выкладывайте нужную палочку.

Также мы можем автоматизировать другие звуки, например [Р] и [Рь] в словах помидор, редиска.

2) Игровое упражнение «Посчитай звуки»

Цель: Умение определять количество звуков в слове.

-Я называю слово, а вы выкладываете столько маленьких палочек, сколько звуков в слове.  Например, слово рак,  стол, доска, сапоги, коробка.

3) Игровое упражнение «Найди ударный звук»

Цель: Формирование правильного определения ударного слога.

-Произнесите любое слово, состоящее из двух или более слогов.

Положите столько палочек, сколько слогов, на ударный слог кладем длинную палочку.

Например, в сентябре мы проходили тему«….»

2) Игровое упражнение «Один-много»

Цель: Умение употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.

Предлагаю каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовая – баклажан, синяя –слива, оранжевая – морковь.

-Я буду называть один предмет и показывать одну палочку, а ты – много и показать несколько палочек нужного цвета, например: лимон – лимоны. (яблоко, баклажан, слива, редиска, морковь).

3) Игровое упражнение «Посчитай».

Цель: Согласование количественных числительных и существительных.

-Я беру одну красную палочку, а вы возьмите 3 красные палочки.

-У меня одно красное яблоко, а сколько у вас?

(желтая – лимон, фиолетовая – баклажан, синяя – слива).

Например, «….»

7) Игровое упражнение «Построй лестницу»

Цель: Развитие умения правильного употребления в речи предлогов «на», «по»

-Я предлагаю вам взять  оранжевую, бордовую, фиолетовую, красную, и розовую палочку и построить из нее лестницу. Расположите на ней мелкие игрушки. Расскажите, кто сидит на верхней ступеньке лестницы, а кто шагает по лестнице.

8) Игровое упражнение «Построй пирамидку»

Цель: Формирование  правильного употребления в речи предлогов «от», «за», «перед», «около».

-Я предлагаю построить пирамидку, сначала найдите самую длинную палочку из 10 различных цветов, потом короче, еще короче и т.д. пока не получится красивая, ровная разноцветная пирамидка.

Поставьте маленькую игрушку слева от пирамидки, перед…, около…, за пирамидкой. Играя с игрушками, дети учатся не только употреблению глаголов в речи, но и ориентировки в пространстве.

Игровое упражнение «Что длиннее?»

Цель: Формирование правильного употребления сравнительных прилагательных.

Возьмите бордовую палочку, над нею положите синюю палочку, что о ней можно сказать? (она длиннее). Возьмите оранжевую палочку и положите над синей, что о ней можно сказать (самая длинная).

Например, «….»

Работа с палочками Кюизенера приносит как детям, так и педагогам большое удовольствие. А самое главное – дети получают знания, накапливают опыт, действуя с предметами, экспериментируют, фантазируют, а значит, развиваются.  

     Наработанный опыт позволяет сделать вывод: методический комплекс с использованием палочек Х. Кюизенера развивает логическое мышление у детей дошкольного возраста и обеспечивает успешное усвоение программных задач, что способствует развитию предпосылок к учебной деятельности.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

4) Игровое упражнение «Повтори за мной»

Цель: Автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.

- Выложите столько самых коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую целое слово.

САНИ, САПОГИ, ВЕЛОСИПЕД

-Нажимайте на каждую из палочек, произносите слоги и слова. (Какая палочка обозначает 2 слога…)

5

6) Игровое упражнение «Найди букву»

Цель: Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.

-Найдите букву (П, Т, А, Г, Е, И) и выложите её из палочек.

9)

Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. При выполнении этих условий, результат не заставит себя ждать

Литература:

  1. Береславский Л.Я. Азбука логики. – М.: Изд. «Астрель», 2001.- 160 с., илл.
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? – М.: Изд. ГНОМ и Д., 2006.
  3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

Проект «Палочки Кюизенера, как дидактическое средство развития математических способностей у дошкольников»

Цель: разработка системы деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера, как средство развития логического мышления в дошкольном воз...

Использование палочек Кюизенера, как универсального дидактического материала для формирования элементарных математических представлений.

Использование палочек Кюизенера для развития математических представлений у детей дошкольного возраста позволяет разнообразить занятия с детьми, знакомить со сложными математическими понятиями в досту...