Использование палочек Кюизенера, как универсального дидактического материала для формирования элементарных математических представлений.
статья по математике

Костина Светлана Владимировна

Использование палочек Кюизенера для развития математических представлений у детей дошкольного возраста позволяет разнообразить занятия с детьми, знакомить со сложными математическими понятиями в доступной детям форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование палочек Кюизенера как универсального  дидактического материала  для формирования элементарных математических представлений дошкольников

Костина Светлана Владимировна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 435»

Город Нижний Новгород

Аннотация: использование палочек Кюизенера для развития математических представлений у детей дошкольного возраста позволяет разнообразить занятия с детьми, знакомить со сложными математическими понятиями в доступной детям форме.

Ключевые слова: математическое развитие, палочки Кюизенера, дидактический материал.

         В наше время цифровых технологий математическое развитие в большей мере нужно огромному числу людей различных профессий.

Особая роль математического развития  - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для умственного развития детей с младшего дошкольного возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Поэтому, математическое развитие по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

На современном этапе  требования к организации образовательного процесса в ДОУ определяет ФГОС. Это:

  • Развитие познавательной мотивации, формирование познавательных действий у детей
  • Переход от учебной модели организации образовательного процесса      к сотрудничеству взрослого и ребёнка
  • Использование полифункционального материала в работе с детьми
  • Обеспечение свободного выбора детей (вариативность среды).

Для выполнения этих требований необходимо подбирать соответствующий дидактический материал, который будет интересен детям и в игровой форме решать обучающие задачи.

Как отмечает М. Монтесори: "Игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка". К таким обучающим играм можно в полной мере отнести палочки Кюизенера. 

Дети с удовольствием занимаются с палочками Кюизенера. Они привлекают их своей яркостью, удобной формой, разными размерами, что позволяет реализовать любой детский замысел, выполнить любое задание с опорой на этот разноцветный материал.

Елизавета Ивановна Тихеева  напрямую ставила  зависимость эффективности дидактических игр от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность самостоятельно.

Алексей Николаевич Леонтьев  отмечал, что дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

   Как и всякая работа с детьми, работа с палочками Кюизенера строится на общедидактических принципах. Одним из них является принцип усложнения. Работа с палочками делится на три этапа.

       Свою работу начинаю с детьми среднего возраста. Главная цель этого этапа - выявление и освоение свойств палочек Кюизенера: форма, цвет, длина, установление связи между цветом и длиной. Дети используют палочки как игровой материал: играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают разные постройки, изображения, складывают в коробку. С первых занятий предлагала детям складывать  палочки в определенной последовательности – это помогает им в развитии аккуратности. Во время игр на первом этапе детей привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Я использовала игры: «Заборчики», «Зоопарк», «Разноцветные дорожки», «Строим мост» и игровые задания на выкладывание изображений  как по образцу, сначала накладывая палочки на готовый образец, потом перенося изображение на стол, так и без образца, по собственному замыслу.  Эти игры позволили детям заметить эквивалентность палочек по длине и цвету, то есть то, что все одноцветные палочки одинаковы по длине. Выстраивая лесенку из палочек, у детей «через руки», то есть наглядно формируется понимание числовой последовательности.  

      Второй этап – математический. В старшем возрасте дети усваивают соответствие цвета, длины палочек и чисел, так называемая «цветная алгебра». Начинается работа со схемами. Палочки обозначаются числом. Дети быстро учатся переносить игру красок в  числовые отношения. С помощью «чисел в цвете» детей легко подвести к осознанию отношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», научить делить целое на части, познакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, научить пользоваться условной меркой.  Усваивая пространственные отношения, дети учатся моделировать предмет по словесной инструкции.

 На втором этапе я использовала игры «Разноцветные вагончики», где дети выкладывают вагоны поезда по увеличению длины палочек, и устанавливают соответствие   между цветом, длиной и числом, отвечая на вопросы – в каком вагоне по цвету или счету ты едешь?, какой по цвету или счету вагон едет после желтого вагона? какой по цвету или счету вагон едет между розовым и красным вагонами? и т.д.

Использовала в своей работе игры на соответствие цвета, длины и числа «Вопросы-ответы», где дети дают ответы, подбирая соответствующую цветную палочку.

      Затем мы с детьми работали над элементами комбинаторики (чередование, перестановка). Дети строили поезда сначала из двух чередующихся цветов, затем количество цветов постепенно увеличивалось. Поезда дети описывали в числах. Эти упражнения помогли понять то, что разные по количеству и цвету палочек поезда имеют одинаковую длину, как бы не переставлялись вагончики, длина сохраняется; пользуясь палочками трех цветов, можно построить шесть поездов из двух вагончиков.

Дальше шла работа над действиями сложения и вычитания. При сложении дети присоединяли палочки друг к другу. Слово «присоединить» заменяли словом «прибавить», «сложить». Палочка, длина которой подходит  длине присоединённых палочек, является суммой. Всё это записывалось в числах.  При вычитании мы узнаём какая палочка больше, какая меньше.  Палочки выкладываем одну под другой и выясняем, какая палочка подойдёт по длине. Упражнение заканчивается записью в числах.

Играя в игру «Коврики», дети легко осваивают состав числа, а «Цветные лесенки» - знакомят со свойствами чисел натурального ряда, количественным, порядковым и обратным счётом, соседями числа, чётными – нечётными числами. В результате этой работы дети осваивают  не только состав чисел, но и основанные на нём действия сложения и вычитания, в   дальнейшем осуществляют их в уме.

Цветные палочки я использовала при знакомстве с делением целого числа на части, а также с дробными числами.

       Третий этап работы с палочками Кюизенера – творческий.  Дети учатся моделировать. На этом этапе дети учатся работать со схемами, декодировать изображения, то есть подбирать цвет палочки по соответствующей цифре, приобретают навыки работы по разгадыванию кроссвордов.  

А также учатся конструировать и переносить на схемы свои собственные проекты. В этом очень хорошо помогают игры  – «Кростики» и «Посудная лавка», составленные по принципу японских сканвордов, которые знакомят детей с понятием «симметрии», с «системой координат», вертикальным и горизонтальным направлением.

     Палочки Кюизенера легко помогают детям освоить счет и действия с числами второго десятка. При присоединении к оранжевой палочке, обозначающей число десять любой другой палочки, наглядно образовывается двузначное число.

  Мы с воспитанниками придумали модели года и недели, используем их для закрепления   знания  названий и очерёдности месяцев года и дней недели. Дети легко запоминают названия месяцев, их последовательнось, могут показать на схеме текущий месяц, месяц своего рождения.

   Использование дошкольниками палочек Кюизенера формирует у них  познавательное мышление, воображение, умение использовать нестандартные материалы для решения как стандартных, так и творческих задач. Это  актуально для всех образовательных областей, а так же же для применения в самостоятельной и в дальнейшем  в учебной деятельности.

     И в заключение хочу еще раз отметить то, что  палочки  Кюизенера  это универсальный дидактический материал, повышающий интерес детей к образовательному процессу, использование которого способствует успешному усвоению основ математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

                                             Литература.

     Комарова Л.Д «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, 2008 г.

     Непомнящая Р.Л., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников.// Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. ЛГПИ им. А.И.Герцена, Л., 1990.

   Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика –Синтез, 2010.

 Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (в двух выпусках)

   Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э.  «На золотом крыльце»,  «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений

Дифференцированный подход по формированию элементарных математических представлений основан на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях детей. Он предполагает вариатив...

Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактический материалпо формированию элементарных математических представленийу детей дошкольного возраста....

"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша

quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...

«Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша

laquo;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша...

Использование дидактического материала для формирования элементарных математических представлений

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение математике в современной жизни приобретает все большее значение.Обучение дошкольн...