В каком возрасте стоит начать беспокоиться о развитии речи ребёнка?
консультация по коррекционной педагогике

Развитие речи — ключевой этап в становлении ребёнка. Поэтому родители переживают о своевременном и качественном развитии речи их детей, и часто задаются вопросом, когда стоит обратиться к специалисту.

Давайте разберёмся, какие проблемы с речью требуют внимания и коррекции в определённом возрасте, а в каких случаях можно подождать, пока ребёнок справится сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_nado_bespokoitsya_o_rechevom_razvitii.docx14.19 КБ

Предварительный просмотр:

В каком возрасте стоит начать беспокоиться о развитии речи ребёнка?

Для того чтобы ребёнок мог нормально говорить, необходимо, чтобы у него были развиты определённые навыки и умения.

Во-первых, должны быть сформированы определённые структуры головного мозга.

Во-вторых, должны быть развиты голосовые и дыхательные системы, а также органы артикуляции.

В-третьих, должны быть развиты слух и зрение, двигательные навыки и эмоции.

В-четвёртых, у ребёнка должна быть сформирована потребность в общении.

Чтобы ребёнок мог нормально говорить, он должен уметь:

произносить звуки; понимать, что говорят другие люди.

Развитие речи происходит поэтапно.

С первых дней жизни ребёнка необходимо постоянно разговаривать с ним, выражать свои эмоции с помощью интонации и ритма, подкреплять свои слова улыбкой и хвалить ребёнка.

Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) легче воспринимается ребёнком и способствует его полноценному развитию.

Ребёнок начинает подражать взрослым и стремится повторять за ними.

Если ребёнок изолирован от общения и не получает достаточного количества эмоциональных контактов, это может привести к задержке в развитии и изменениям в личности.

Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:

ребёнок не реагирует на звуки и не поворачивает голову в сторону взрослого; его крик не выразителен, не модулирован, отсутствует подготовительное кряхтение перед криком, гуление однообразное, смех отсутствует; ребёнок не обращает внимания на речь окружающих.

В возрасте 7-10 месяцев ребёнок начинает общаться со взрослыми и исследовать предметы, в том числе свои собственные руки и ноги.

Он начинает имитировать звуки, которые слышит от взрослых: тон, ритм, темп, мелодию и интонацию.

В 7-8 месяцев ребёнок начинает понимать многие слова и узнавать предметы, которые ему показывают.

Он начинает повторять за взрослыми и самостоятельно произносить звуки.

В 9 месяцев ребёнок начинает понимать простые команды, которые сопровождаются жестами.

В 8-9 месяцев активно развивается понимание речи и стремление общаться со взрослыми, используя игрушки.

Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:

- ребёнок не повторяет звуки за взрослым; не выполняет простые команды; не играет с игрушками.

- в возрасте 10-12 месяцев ребёнок может не реагировать на своё имя и не произносить лепетные слова (би-би, ав-ав, бах, дай и т.д.).

В возрасте 1-3 лет развитие речи происходит очень быстро. Ребёнок начинает испытывать потребность в общении и хочет не только узнать, что это за предмет, но и как с ним можно играть.

Если взрослые не отвечают на обращения ребёнка, это может привести к тому, что он перестанет хотеть общаться и его речь будет развиваться медленнее.

Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:

ребёнок не повторяет новые слова за взрослыми; ребёнок строит предложения, но они звучат неправильно или не полностью; ребёнок не говорит о себе в первом лице.

В возрасте 3 лет у ребёнка могут быть проблемы с произношением звуков, он может говорить с носовым оттенком или высовывать язык между зубами.

В возрасте 4-5 лет ребёнок может иметь ограниченный словарный запас и затрудняться в группировке предметов по общему признаку.

Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:

ребёнок не может заменить слово синонимом; не может подобрать антоним к слову; не может связно рассказать о происходящих событиях; неправильно произносит звуки; искажает слоговую структуру слов.

В возрасте 5-6 лет ребёнок должен уметь:

поддерживать беседу; правильно произносить слова; понимать значение слов; строить грамматически правильные предложения.

Кроме того, ребёнок должен уметь выражать свои мысли понятно и эмоционально.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен быть готов к обучению чтению и письму.

Признаки, которые могут указывать на проблемы в развитии речи:

неправильное произношение звуков; неправильное произношение слогов в словах; ограниченный словарный запас; непонимание значения слов; неправильное построение предложений; проблемы с выражением своих мыслей.

Кроме того, у ребёнка могут быть проблемы с голосом:

неправильное произношение звуков; нарушение силы, высоты и тембра голоса; отсутствие выразительности в речи.

Также у ребёнка могут быть проблемы с темпом речи:

слишком быстрый или слишком медленный темп речи; запинки; необоснованные остановки в речи; скандирование слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей"

«Не интеллектуальные преимуществасделали человека властелином над всем живущим,но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».Джордано Бруно       В народ...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

В какие игры играть с ребенком для развития речи?

Игры с ребенком для развития речи...

Совместная деятельность взрослых и детей, в рамках образовательного проекта с детьми младшего дошкольного возраста по театральной деятельности и развитию речи «Сказка – как средство развития речи» (изготовление куклы – хороводницы)

Сказка – это способ передачи знаний об окружающем мире, о системе взаимоотношений в социуме, о нормах и правилах поведения. Причем эти знания преподносятся в доступной для детей форме, носят нен...