«Опыт работы по развитию навыков альтернативной коммуникации у дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами PECS».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Альтернативная коммуникация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Альтернативная коммуникация15.38 КБ

Предварительный просмотр:

          «Опыт работы по развитию навыков альтернативной коммуникации у дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами PECS ».

Зехина Ольга Николаевна,

воспитатель МДОУ № 20 «Умка»

г. Углич

Часто при работе с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями коррекционные педагоги сталкиваются с отсутствием у детей речи. Бывает и так, что у ребёнка есть речь в виде слов, которые он умеет произносить, но нет общения. Ребёнок не понимает, что говорит, не умеет строить предложения из этих слов, да и просто не обращается к окружающим. Тем не менее, это не означает что данная категория детей не имеет желания и потребности общаться. В целом, работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы стремимся привести их к бытовой и социальной адаптации, но данная задача недостижима без овладения ребёнком навыками общения. Всегда ли общение = речь? Думаю, не всегда. Мы поставили себе задачу поиска форм, методов, систем, направленных на обучение «неговорящего» ребёнка с интеллектуальными нарушениями целенаправленному общению.

Из имеющихся на сегодняшний день систем альтернативной коммуникации мы выбрали и начали работу  по системе обмена изображениями PECS.   Система PECS – это не какие-то особые изображения (карточки), это способ обучения ребёнка общению с применением изображений. Основная идея системы в том, что мотивация для общения в виде материальных стимулов предшествует физической речевой деятельности. Есть сторонники данной системы, есть и противники, но практика педагогов, ежедневно сталкивающихся с проблемами детей, которые не услышаны, не поняты, а от этого тревожны, агрессивны, показывает, что система работает и проносит свои результаты, а именно: у детей с интеллектуальными нарушениями развиваются навыки общения, снижается тревога, а как следствие уменьшается количество случаев нежелательного поведения (такого как агрессия, самоагрессия).

Что же необходимо учесть перед началом работы по системе PECS? Важно обеспечить следующие условия:

- наличие у всех сотрудников, работающих с ребёнком и родителей мотивации и единого подхода для работы по данной системе;

- ориентировка всех взрослых, работающих с ребёнком, а также родителей в данной деятельности;

- материальные условия (карточки PECS, сделанные своими руками или покупные, коммуникационные книги, также покупные или сделанные своими руками);

- пополнение карточек по мере смены интересов ребёнка;

- обеспечение расширения поля использования карточек.

Перед началом работы по системе PECS мы изучили литературу, прошли обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению, составили план работы, который включал такие этапы:

- определения стимулов и антистимулов (мотивационных предметов и действий)

- подготовки мотивационных карточек;

-  обучения использованию карточек;

- обучения различению карточек;

- обучения выбору из 2 и более карточек;

- увеличение дистанции между партнёрами по общению;

-  обучения пользованию коммуникационной книгой.

Следует сказать, что согласно исследованиям PECS, всё же, нужно использовать в качестве начального этапа обучения, когда коммуникация изображениями даёт базу для получения ребёнком практики коммуникативного обмена.

Также обозначим важные плюсы в работе по системе PECS:

• снижение неправильного поведения (чем больше у ребёнка навыков коммуникации, тем меньше социально неодобряемого поведения);
• инициатива общения со стороны ребёнка (ребенок учится выражать желание, потребность, а далее мнение);
• усвоение устной речи (развитие навыков альтернативной коммуникации повышает и возможности словесного общения у ребёнка с интеллектуальным нарушением, имеющего крайне бедный словарь).

Работая по данной системе с начала 2023-2024 учебного года мы увидели первые результаты:

- у детей снизилась тревожность и проявления социально-неодобряемого поведения;

- появилось стремление выразить свою просьбу с помощью доступного каждому конкретному ребёнку действия (карточка или слово);

- появилось эмоционально положительное отношение к совместной коммуникативной деятельности со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук для дошкольников "Пальцы помогают говорить"

Известный педагого В.А. Сухомлинский сказал: " Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...

Опыт работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Опыт о важности развития математических представлений у дошкольников...

Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками

Статья описывающая  опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками....

Опыт работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников

Опыт работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольниковСохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного и ответственного поведения на сегодняшний день рассматриваются ...