Опыт работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников
статья по обж (старшая группа)

Хайбулина Марина Александровна

Опыт работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников

Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного и ответственного поведения на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы дошкольного образования. Безопасность является одной из основных потребностей человека, она представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его в социуме, семье и государстве. В связи с этим формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста представляет особую актуальность.

Старший дошкольный возраст – исключительно важный период развития. Предстоящее ребёнку поступление в школу существенно меняет весь его образ жизни, требует высокой степени самостоятельности и ответственности. Если в первое время в школу ребёнка провожают родители, и они же встречают его после уроков, то впоследствии он сам идёт в школу и домой, а после уроков, пока родители на работе, остаётся дома один. Безусловно, это требует хорошего знания ребёнком правил безопасного поведения.

В этой связи формирование основ безопасного поведения – одна из важнейших задач воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Виды игр бывают разными, и каждый из них обладает определённым развивающим потенциалом. Однако существует особый вид игр, предназначенный для обучения детей. Речь идёт о дидактических играх, главное отличие которых от всех остальных, заключается в целевой установке на формирование у ребёнка определённых знаний. Не являются исключением и знания правил безопасного поведения. Это обусловливает актуальность темы.

Целью работы является разработка и реализация дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения.

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

  1. Выявить особенности формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
  2. Разработать дидактические игры по формированию основ безопасного поведения с детьми старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать каталог заданий к дидактической игре по формированию основ безопасного поведения с детьми старшего дошкольного возраста;
  4. Разработать памятку для родителей «Безопасность летом»;
  5. Разработать итоговое мероприятие. Эстафета «Юные спасатели» в старшей группе»;
  6. Осуществить рефлексивный анализ деятельности.

А

Анализ социальной, психолого-педагогической литературы показывает, что безопасность может определяться и как потребность, и как интерес и как ценность, и как социальное отношение, и как результат. Она может выступать социальной функцией защиты людей, их собственности, социальных объектов. Безопасность может выступать как система, представленная в виде организованной совокупности специальных структур,  мероприятий, которая позволяет реализовать функции обеспечения безопасности на основе нормативно-правовых актов. Безопасность необходима как человеку, но и всему обществу, она является отражением эффективность функционирования государства.

Безопасное поведение, как отмечает Н.В. Коломеец, – это поведение, которое обеспечивает безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Кроме того, безопасное поведение включает определенный опыт и навыки.

Под безопасным поведением принято понимать «изначальные знания основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения, способное привести к аварийным и трагическим ситуациям».

Формирование опыта безопасного поведения у детей в социуме с одной стороны подчинено общим закономерностям развития  навыков, а с другой стороны, должно опираться на физиологические и психические особенности, опыт ребенка.

В современных исследованиях отмечается, что дети дошкольного возраста особенно нуждается в обеспечении защищенности их интересов. Т. Г. Хромцовой выделяет следующие причины несчастных случаев:

- незнание детьми правил уличного движения;

- невнимательность к тому, что происходит;

- неумение владеть собой;

- отсутствие сознания опасности.

В соответствии с темой настоящего исследования, целью разработки дидактической игры для старших дошкольников является расширение и углубление представлений детей о правилах безопасного поведения.

Разработка дидактических игр по формированию основ безопасного поведения осуществлялось в соответствии с перспективным планированием по ОБЖ для старшей группы детского сада по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В соответствии с программой были поставлены следующие задачи дидактических игр по формированию основ безопасного поведения:

- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

С учётом специфики возраста и всех остальных вышеперечисленных требований к разработке и внедрению в практику работы с детьми дошкольного возраста дидактических игр, выбор был сделан в пользу такой разновидности

Нами были разработаны две настольные дидактические игры: «Безопасность дома» и «Безопасность на дороге».

Дидактические игры включают:

- Макет города;

- Макет квартиры;

- Описание и инструкции к играм.

Дидактическая игра «Безопасность дома»

Для этой дидактической игры нами разработан макет квартиры 50*102 см., который включает пять комнат. Сама квартира сделана из плит дсп, кухня и стены обклеены бамбуком, мебель сделана из дерева. Все предметы безопасны, сделаны из экологически чистых материалов и могут быть использованы детьми дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Безопасность на дороге»

Нами разработана дидактическая игра «Безопасность на дороге».

Для игры нами выполнен макет города, на котором расположены дорога, дома. Дорога сделана из двух листов картона 91*64 см., обклеивала цветной самоклеящейся пленкой. Домики выполнили из картонных коробок, покрашенных акриловой краской и гуашью, детская площадка (песочница, качели, забор) выполнена из деревянных палочек, предварительно покрашенных гуашью, дорожные знаки деревянные. Все предметы безопасны, сделаны из экологически чистых материалов и могут быть использованы детьми дошкольного возраста.

Анализ данных наблюдений за поведением детей и бесед с ними показал, что состояние основ безопасного поведения старших дошкольников, с которыми проводилась работа по формированию безопасного поведения, качественно улучшилось. Это позволяет сделать вывод не только о приемлемости, но и о необходимости разработки и внедрения дидактических игр в практику работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения.

Список литературы

  1. Гризик Т.И., Глушкова Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
  2. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: Сфера, 2008. –123 с.
  3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения. – Волгоград: Учитель, 2011. –  83 с.
  4. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 4. – С. 13–17.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_bezopasn.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников

Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного и ответственного поведения на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы дошкольного образования. Безопасность является одной из основных потребностей человека, она представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его в социуме, семье и государстве. В связи с этим формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста представляет особую актуальность.

Старший дошкольный возраст – исключительно важный период развития. Предстоящее ребёнку поступление в школу существенно меняет весь его образ жизни, требует высокой степени самостоятельности и ответственности. Если в первое время в школу ребёнка провожают родители, и они же встречают его после уроков, то впоследствии он сам идёт в школу и домой, а после уроков, пока родители на работе, остаётся дома один. Безусловно, это требует хорошего знания ребёнком правил безопасного поведения.

В этой связи формирование основ безопасного поведения – одна из важнейших задач воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Виды игр бывают разными, и каждый из них обладает определённым развивающим потенциалом. Однако существует особый вид игр, предназначенный для обучения детей. Речь идёт о дидактических играх, главное отличие которых от всех остальных, заключается в целевой установке на формирование у ребёнка определённых знаний. Не являются исключением и знания правил безопасного поведения. Это обусловливает актуальность темы.

Целью работы является разработка и реализация дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения.

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

  1. Выявить особенности формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
  2. Разработать дидактические игры по формированию основ безопасного поведения с детьми старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать каталог заданий к дидактической игре по формированию основ безопасного поведения с детьми старшего дошкольного возраста;
  4. Разработать памятку для родителей «Безопасность летом»;
  5. Разработать итоговое мероприятие. Эстафета «Юные спасатели» в старшей группе»;
  6. Осуществить рефлексивный анализ деятельности.

А

Анализ социальной, психолого-педагогической литературы показывает, что безопасность может определяться и как потребность, и как интерес и как ценность, и как социальное отношение, и как результат. Она может выступать социальной функцией защиты людей, их собственности, социальных объектов. Безопасность может выступать как система, представленная в виде организованной совокупности специальных структур,  мероприятий, которая позволяет реализовать функции обеспечения безопасности на основе нормативно-правовых актов. Безопасность необходима как человеку, но и всему обществу, она является отражением эффективность функционирования государства.

Безопасное поведение, как отмечает Н.В. Коломеец, – это поведение, которое обеспечивает безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Кроме того, безопасное поведение включает определенный опыт и навыки.

Под безопасным поведением принято понимать «изначальные знания основных правил поведения и мер предосторожности, которые направлены на исключение неверного поведения, способное привести к аварийным и трагическим ситуациям».

Формирование опыта безопасного поведения у детей в социуме с одной стороны подчинено общим закономерностям развития  навыков, а с другой стороны, должно опираться на физиологические и психические особенности, опыт ребенка.

В современных исследованиях отмечается, что дети дошкольного возраста особенно нуждается в обеспечении защищенности их интересов. Т. Г. Хромцовой выделяет следующие причины несчастных случаев:

- незнание детьми правил уличного движения;

- невнимательность к тому, что происходит;

- неумение владеть собой;

- отсутствие сознания опасности.

В соответствии с темой настоящего исследования, целью разработки дидактической игры для старших дошкольников является расширение и углубление представлений детей о правилах безопасного поведения.

Разработка дидактических игр по формированию основ безопасного поведения осуществлялось в соответствии с перспективным планированием по ОБЖ для старшей группы детского сада по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В соответствии с программой были поставлены следующие задачи дидактических игр по формированию основ безопасного поведения:

- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

С учётом специфики возраста и всех остальных вышеперечисленных требований к разработке и внедрению в практику работы с детьми дошкольного возраста дидактических игр, выбор был сделан в пользу такой разновидности

Нами были разработаны две настольные дидактические игры: «Безопасность дома» и «Безопасность на дороге».

Дидактические игры включают:

- Макет города;

- Макет квартиры;

- Описание и инструкции к играм.

Дидактическая игра «Безопасность дома»

Для этой дидактической игры нами разработан макет квартиры 50*102 см., который включает пять комнат. Сама квартира сделана из плит дсп, кухня и стены обклеены бамбуком, мебель сделана из дерева. Все предметы безопасны, сделаны из экологически чистых материалов и могут быть использованы детьми дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Безопасность на дороге»

Нами разработана дидактическая игра «Безопасность на дороге».

Для игры нами выполнен макет города, на котором расположены дорога, дома. Дорога сделана из двух листов картона 91*64 см., обклеивала цветной самоклеящейся пленкой. Домики выполнили из картонных коробок, покрашенных акриловой краской и гуашью, детская площадка (песочница, качели, забор) выполнена из деревянных палочек, предварительно покрашенных гуашью, дорожные знаки деревянные. Все предметы безопасны, сделаны из экологически чистых материалов и могут быть использованы детьми дошкольного возраста.

Анализ данных наблюдений за поведением детей и бесед с ними показал, что состояние основ безопасного поведения старших дошкольников, с которыми проводилась работа по формированию безопасного поведения, качественно улучшилось. Это позволяет сделать вывод не только о приемлемости, но и о необходимости разработки и внедрения дидактических игр в практику работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения.

Список литературы

  1. Гризик Т.И., Глушкова Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
  2. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: Сфера, 2008. –123 с.
  3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения. – Волгоград: Учитель, 2011. –  83 с.
  4. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 4. – С. 13–17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Презентация опыта работы и пояснительная записка....

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Титульный лист рабочей программы "Осторожно, малыш!" (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Титульный лист рабочей программы "Осторожно, малыш!" (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...