10.01.2025г.Конспект занятия формирование благоприятного социально-психологического климата старших дошкольников
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Формирование благоприятного социально-психологического климата. Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 6 лет
Цель: развитие умения у детей принимать друг друга; развитие групповой сплоченности.
Форма проведения: игровое занятие.
Необходимые материалы: листы бумаги для рисования, влажные салфетки, толстые нити по количеству детей, цветные карандаши или фломастеры, пластилин, дощечки для лепки, магнитофон, запись спокойной музыки, стулья, мягкое напольное покрытие (или гимнастические коврики). Процедура проведения
Ведущий: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие (включена спокойная музыка) на космической ракете. Садитесь на стульчиках удобно, закройте глаза. Раз, два, три – полетели».
Упражнение 1 «Пересядьте все, кто…»
Цель упражнения: включение участников в групповую работу; развитие взаимопонимания между обучающимися.
Ведущий: «Ребята, все мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Давайте в этом убедимся. Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т. п. Участники сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Упражнение 2 «Сиамские близнецы»
Цель упражнения: формирование умения обучающихся согласовывать собственное поведение с поведением других.
Ведущий: «Мы с вами оказались в сказке. А в сказке живут разные сказочные герои. И про такого сказочного героя я хочу вам рассказать. В одной стране жил-был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом – единый шаг двумя боковыми ногами (ведущий выбирает двоих участников и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте причесаться. Помните, что у вас на двоих всего две руки». После выполнения упражнения ведущий задает детям вопрос: «Ребята, как вы думаете, чему нас учит эта игра?» Обучающиеся отвечают. Ведущий: «Важно помнить, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится».
Упражнение 3 «Массаж эмоциями»
Цель упражнения: содействие улучшению общения со сверстниками. Ведущий: «Ребята, вы уже знакомы со многими эмоциями. А вы знали, что эмоции можно передавать не только выражением лица, но и при помощи пальцев рук?» Участники садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впереди сидящего участника. По сигналу ведущего обучающиеся изображают подушечками пальцев различные эмоции: радость, злость, страх, любовь и др.
Упражнение 4 «Закончи рисунок»
Цель упражнения: способствовать развитию умения делиться со сверстниками, помогать в процессе совместной деятельности. Необходимые материалы: листы бумаги, наборы карандашей. Обучающиеся сидят в кругу. У каждого участника – набор фломастеров или цветных карандашей и лист бумаги.
Ведущий: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Участники начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку ведущего передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.
Упражнение 5 «Большой круг – маленький круг»
Цель упражнения: способствовать развитию у обучающихся умения сотрудничать.
Ведущий: «Ребята, мы с вами отправились в путешествие на космической ракете. Давайте представим, что каждый из вас – это частичка единого космического пространства. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки». Обучающимся необходимо, не разнимая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.
Упражнение 6 «Волшебные ожерелья»
Цель упражнения: развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества друг друга, радоваться за другого.
Необходимый материал: пластилин. Обучающиеся сидят за столами. У каждого набор пластилина.
Ведущий: «Сегодня мы с вами будем делать ожерелья друг для друга. Сначала каждый из вас сделает бусинки для каждого в нашей группе, а потом мы нанижем ваши бусинки на ожерелья каждого. У каждого из вас будет ожерелье, состоящее из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в ожерельях всех ваших друзей». Когда все участники сделали нужное количество бусинок, ведущий вместе с первым ребенком обходит всех детей по кругу. Ведущий: «Ребята, частичкой каких положительных качеств вы хотели бы поделиться с другими?» Ведущий: «Посмотрите, какие бусы у каждого получились! Какие они яркие, разноцветные, красивые! Это потому, что все бусинки разные! Так же, как и мы с вами. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Так и я хочу, чтобы все дети в нашей группе тоже были сплоченными и дружными».
Заключение
Выставка ожерелий и рефлексия:
– О чем вам могут напомнить эти бусы?
– Что было самым интересным на занятии?
– Что оказалось самым трудным?
Литература
1.Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. – Москва: Генезис, 2006.
2.Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – Москва : ВЛАДОС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ
консультация для педагогов о социально-психологическом климате в ДОУ...
Цикл занятий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников
Занятия в старшей группе...
Формирование и развитие творчества у старших дошкольников на музыкальных занятиях
Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное усл...
Формирование основ образного мышления у старших дошкольников через занятия изобразительной деятельностью сопровождаемое музыкой
Выкладываю материал из опыта работы. Информация будет интересна музыкальным руководителям и воспитателям....
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматривается теоретический аспект проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации....
Деловая игра «Сохранение и укрепление благоприятного социально – психологического климата в ДОУ»
Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей...
Рекомендации для педагога. по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе 1.Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам,воспитанникам. Нетерпимость привод...