Деловая игра «Сохранение и укрепление благоприятного социально – психологического климата в ДОУ»
материал

Попова Людмила Валерьевна

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

Обеспечить реальную  гуманизацию  взаимодействия детей, педагогов и родителей; способствовать сохранению психического здоровья.

 Задачи:

- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

– формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и детьми;

 – создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов;

 - выработать рекомендации для педагогов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

 Материалы и оборудование:

 - эмблемы;

 - распечатка теста «Самооценка конфликтности»;

 - жетоны;

 - карточки с тезисами;

 - распечатка рекомендаций.

Содержание

1.Введение. Актуальность проблемы.

2.Инструктаж.

3.Регламент, правила.

4.Распределение ролей.

5.Формирование групп.

6.Работа с ведущим.

7.Самодиагностика.

8.Мозговой штурм – стратегия взаимопомощи.

9.Выступление групп.

10.Релаксация.

11.Работа экспертов.

12.Анализ, рефлексия.

13.Выводы, обобщение.

14.Рекомендации

Ход игры

1.Актуальность проблемы

2.Разминка

3.Самооценка конфликтности

4.Стратегия взаимопомощи – мозговой штурм

5.Выступление групп

6.Упражнение «Кто это маска?»

7.Упражнение «Искусство общения»

8.Упражнение «Рука»

9.  Упражнение «Фантики - сантики »

10.Упражнение «Желаю Вам…»

11.Аффирмация   на привлечение успеха в   профессиональной самореализации

12.Работа экспертов

13.Анализ, рефлексия. Упражнение «Все у меня в руках»

14.Притча

15.Рекомендации (печатный материал)

1.Актуальность проблемы

 Интенсивные преобразования системы дошкольного образования в наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования к квалификации. Сегодня воспитатель должен показывать не только высокий профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми, так и  со  взрослыми (коллегами, администрацией, родителями).

 Уровень развития коммуникативных умений педагогов-дошкольников имеет огромное значение в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. От этих умений зависит и результат – воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка.

  Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

  Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых воспитателей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Молодые специалисты, получающие верхушки разнообразных знаний, на самом деле, в последнее время, плохо владеют даже методикой проведения занятий с дошкольниками. В итоге, на практике, во время работы в детском саду мы имеем неуверенных в себе педагогов. Именно поэтому важна задача повышения уровня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей, родителями и сотрудниками.

   С другой стороны профессия педагога относится  к  духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

  Если проводить  с коллективом педагогов работ по   совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучить их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его профилактике, провести профилактическую работу по эмоциональному выгоранию педагогов, то психологический климат в коллективе улучшиться,   улучшится психическое здоровье педагогов.

Что такое социально-психологический климат?

 Термин происходит от греческого термина "klimatos" - наклон и означает качественную сторону межличностных отношений, способствующих, либо препятствующих продуктивной совместной деятельности в малой группе или большой социальной группе.

  В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны".

  Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

  Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

  Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата.

         Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата.  Преобладают   пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг другу; критические замечания носят характер  явных или скрытых выпадов, позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения     главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных  членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть  или   злорадство.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

 - личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);

 - профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);

 - ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического

климата в детском коллективе

  Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий  между членами коллектива.

       Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов. Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально - психологического  климата являются следующие:

 - так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности, межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность , инициативу, креативность;

 - находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе

организовывать общие дела;

 - формировать традиции группы;

 - создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе;

 - поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в ДОУ и сохранению стабильно - положительных отношений между собой;

- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

  И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь",   которые     могут быть полезны педагогам:

 - Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что – либо сделать.

 - Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

 - Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

 - Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности. -  Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

-  Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

-  Забудьте  о покровительственном тоне.

-  Создавайте условия, а не диктуйте их.

 - Верьте людям, с которыми работаете.

 - Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

 - Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

 - Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

 Работа с педагогическим коллективом рекомендуется начинать с диагностики, которая включает в себя: диагностику психологического климата в коллективе, диагностику эмоционального выгорания Бойко, диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), диагностику уровня тревожности и агрессивности педагогов, диагностику на  стрессоустойчивость. Затем   проводить тренинги по взаимодействию с различными категориями  детей, консультации по сохранению психического здоровья, тренинг по психотерапии профессиональной усталости, тренинги по обучению методам саморегуляции и релаксации, обучению дыхательным техникам, коммуникативные тренинг и как с воспитателями, так и с младшими воспитателями, семинар по здоровому образу жизни, рекомендации по сохранению психического здоровья, обучить педагогов как вести себя в стрессовых  ситуациях, приемам  противострессовой переделки дня и многое другое. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд  самых  актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно   – образовательного

 процесса.

   Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ необходимо решать в трех направлениях:

 Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.  

 Повышение педагогической культуры родителей.

 Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные задачи работы в следующем: 

  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

  объединить усилия для развития и воспитания детей;

  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

  поддерживать их уверенность в собственных педагогических  возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны  категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим  не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний  сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. 

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

 5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

  Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей

своих воспитанников.

  Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

  Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение,

можно условно разделить на т и группы.

   Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

  Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

 Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.

  Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

  Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

  конфликты между родителями из-за детей;

  родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

  жалобы воспитателей на пассивность родителей;

  невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.  

      Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические  достижения.  

Способы повышения авторитета воспитателя:

 торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

 оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

 организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

 оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

  Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

  Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

  Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых  мер.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по  разному. Важно только избегать формализма.

  Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из следующих частей: разминка; проведение теста самооценки конфликтности; стратегия взаимопомощи – мозговой штурм; упражнения на сплочение коллектива, на совершенствование коммуникативных навыков педагога и создание положительного эмоционального климата в группе; релаксация. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе соведущих. Начнем нашу игру с разминки.

 2. Разминка

Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителям и , обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите условия, при которых может снизиться   компетентность педагога?

(ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7. Назовите условия для  преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

 8. Назовите  методы изучения   семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж,  наблюдение за игровой деятельностью малыша,  «Родительское сочинение»,   диагностические рисуночные  методы, и т.д.)

 9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

3. Тест Самооценка конфликтности (см. Приложение)

4.Стратегия взаимопомощи – мозговой штурм (решение педагогических ситуаций) Задание для первой команды: 

1.Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

 2.Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?

Задание для второй команды: 

1.Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?

 2. В список для представления на Доску Почета администрация ДОУ выдвинула молодого специалиста ( активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта?

5.Выступление групп

6.Упражнение «Кто это маска?»

 Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

 Вопросы к упражнению:

  Что было проще создать образ или угадать его?

  Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

 Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

 7.Упражнение «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы:

1.Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны. 2.Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3.Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4.Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5.Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6.В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7.Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

8.Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами. По завершении делается общий вывод.

 

8.Упражнение «Рука»

 Инструкция. Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.

9.Упражнение «Фантики - сантики»

Инструкция. Участники становятся в круг и выбирают «добровольца», который выходит за дверь. Среди  оставшихся   в кругу выбирается водящий, который будет показывать движения. Всем необходимо повторять движения, которые начинает делать водящий. При этом нужно выполнять движения незаметно ( не смотреть на водящего в упор), чтобы его не выдать. Игра начинается с хлопков в ладоши и присказки «Фантики –сантики - лимпопо». Услышав это, из-за двери выходит доброволец, становится в центр круга и начинает угадывать, кто водящий. После того, как водящий обнаружен, он выходит за дверь вместо добровольца. Игра продолжается.

10.Упражнение «Желаю Вам»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент - похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

1.Что вы чувствовали, высказывая пожелания?

2.Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3.Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

11. «Аффирмация на привлечение успеха в   профессиональной самореализации» 

 Аффирмации  - это позитивные утверждения о себе и своей работе. Повторяйте аффирмации  лучше перед сном или сразу после пробуждения, и в те моменты, когда вам нужна дополнительная поддержка.

«Я с огромной радостью каждое утро иду на свою любимую работу. Я люблю свою работу.   Я спокойна и уверена в своих силах. Я достойна любимой работы. Я - отличный сотрудник! Меня ценят на работе. Моя работа приносит удовлетворение и радость самореализации. В работе я реализую свой потенциал. В работе я использую свои таланты. У меня отличные отношения с коллегами. В нашем коллективе атмосфера понимания и уважения. Моя работа полностью удовлетворяет меня. Я профессионал. Мою работу высоко ценят».

12. Работа экспертов

13. Анализ, рефлексия

Упражнение «Все у меня в руках»

 Цель: подведение итогов  деловой игры, предоставление возможности высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы.

 Процедура проведения: У каждого участника лист бумаги А4.

 Обводится ладонь, на пальцах записываются ответы на следующие вопросы: Большой - «над этим я хотел бы поработать», Указательный - «здесь мне были даны конкретные указания», Средний - «это мне совсем не понравилось», Безымянный - «я себя чувствую», Мизинец - «мне здесь не хватало».

Участники демонстрируют рисунки и комментируют, какие мысли   и чувства о прошедшей деловой игре они изначально хотели выразить с их помощью, насколько получившееся в итоге изображение отвечает их исходным замыслам и что оно, с их точки зрения, выражает в окончательном варианте участников группы.

 14. Притча 

В старинном городе жил Мастер сотню лет,
На все вопросы мог он дать ответ.
Однажды юный, дерзкий ученик
Решил  поставить Мастера в тупик.
В полях он бабочку -  красавицу нашел,
В ладонях спрятал, к Мастеру пришел.
- Ответь, учитель, - попросил юнец, смеясь,
Жива ли бабочка в ладони у меня?
И билась бабочка, попав в смертельный плен,
Ведь он готов был сжать ладонь в момент!
Со снисходительной улыбкой на устах
Ответил Мастер:
- Всё в твоих руках.

 Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и  за  плохие и за хорошие.

 Приложение

Тест Самооценка конфликтности

 Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности. Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по7- балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

 

1

Рветесь в спор

7654321

Уклоняетесь от спора

2

Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

7654321

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3

Считаете, что добьетесь своего, если будете возражать

7654321

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4

Не обращаете внимания на то, что другие не принимают твоих доводов

7654321

Сожалеете, если видите, что другие не принимают твоих доводов

5

Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7654321

Рассуждаете о спорных вопросах в отсутствие оппонента

6

Не смущайтесь, если попадаете в напряженную обстановку

7654321

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7

Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

7654321

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8

Не уступаете в спорах

7654321

Уступаете в спорах

9

Считаете, что люди легко выходят из конфликта

7654321

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10

Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

7654321

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины.

Оценка результатов. На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма,  равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую;  50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕОЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Цель данной игры является Создания позитивного психологического климата в старшой дошкольной  группе...

Игры на создание благоприятного психологического климата

Игры помогут снять физическую агрессию, помогут развить чувство эмпатии....

Доклад на семинаре: «Обеспечение благоприятного психологического климата в группе, как средство сохранения и укрепления психологического развития детей группы».

Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным....

Деловая игра: «Сохранение и укрепление здоровья»

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья дошкольников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении....

Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...

Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате Психологический климат в коллективе.

Беседа заведующего с коллективом о психологическом климатеПсихологический климат в коллективе....