«Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматривается технология проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое внимание уделено специфике организации проектной деятельности для данной категории детей, которая требует индивидуализированного подхода и адаптации педагогических методов с учётом их особенностей развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ»
Аннотация. В статье рассматривается технология проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое внимание уделено специфике организации проектной деятельности для данной категории детей, которая требует индивидуализированного подхода и адаптации педагогических методов с учётом их особенностей развития.
Развитие познавательного интереса и речевой развития в различных областях и видах деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей. Интенсивное изменение окружающей жизни диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интенсивных технологий. Одним из перспективных методов развития познавательной и речевой активности является технология проектной деятельности, направленная на развитие ключевых компетенций ребенка, в том числе его когнитивных и социальных навыков. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проектная деятельность приобретает особое значение, поскольку она не только способствует их образовательному развитию, но и является эффективным средством социальной адаптации и интеграции в коллектив.
Проект-это форма организации образовательного процесса, которая позволяет детям совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Прежде всего, важно понимать, что проектная деятельность с детьми с ОВЗ должна строиться на принципах индивидуализации и адаптации образовательного процесса. Каждому ребенку, исходя из его особенностей развития, необходимы специальные условия, которые позволят ему включиться в проектную работу на уровне, соответствующем его возможностям. Для этого педагогам необходимо разрабатывать проектные задания и мероприятия таким образом, чтобы они были адаптированы к потребностям каждого ребенка, учитывали его возможности и обеспечивали постепенное наращивание сложности задач.
Проекты, в которых дети работают совместно, создают условия для развития умения сотрудничать, выстраивать коммуникативные связи и принимать участие в коллективной работе. Важным аспектом является также участие в проектной деятельности родителей и специалистов коррекционно-развивающей среды, таких как дефектологи, логопеды и психологи. Совместная работа всех участников образовательного процесса способствует более гармоничному и успешному развитию ребёнка с ОВЗ, а также созданию поддержки, необходимой для его успешной адаптации в детском коллективе.
Вся работа строится по лексическим темам, но часто направление изучаемой темы, определяют сами дети. В этом году мы объединили несколько лексических тем в один большой проект «Мой город – Усолье - Сибирское», который состоял из четырех частей.
Первая часть проекта была посвящена «Истории возникновения города и его основателям. Символики города». Дети на занятиях рассматривали иллюстрации возникновения города, проводили опыты, и эксперименты с солью. С родителями был проведен мастер-класс «У Соли». Совместно с воспитателями разучивали стихотворения о городе, играли в сюжетно-ролевые игры: «Прогулка по городу», «Детский сад» и др. Родители вместе с детьми собирали материал про улицы нашего города. По собранному материалу создали презентацию «Улицы моего города».
Вторая часть «Природный мир Прибайкалья» была посвящена изучению таких тем как: «Сезонные изменения в природе Сибири», «Деревья и кустарники родного края», «Дары Сибирской осени: ягоды и грибы», «Перелетные птицы Сибири. Подготовка птиц к отлету», «Дикие животные Прибайкалья. Подготовка животных к зиме», «Зима. Зимние забавы в Сибири». Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. И мы — взрослые, родители, педагоги — можем дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. Итоговым продуктом проекта стало изготовление лэп-бука «Лекарственные растения Прибайкалья».
Третья часть проекта называлась «Достопримечательности города». «Почетные люди города Усолье - Сибирское». Педагоги, родители вместе с детьми посещали памятники, которые есть в нашем городе, изучали историю их появления. Родители с большим удовольствием принимали активное участие в подготовке презентации «В памятниках наша история». С воспитанниками посетили ряд экскурсии по предприятиям города, в музей, ДК «Мир» и ДК «Химик». Родители совместно с детьми принимали активное участие в выставках рисунков и поделок. Благодаря родителям собрали много информации о почетных жителях города.
Четвертая часть «Из глубин времени: знать и помнить». Великий праздник — 9 мая. Он был, есть и будет праздником со слезами на глазах. Дети страдают дефицитом знаний о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ, поэтому решили этой проблемой заняться более глубоко и серьезно. Родители вместе с ребенком подбирали материал о своих прадедушках, рисовали рисунки, делали фотоальбом. Воспитанники принимали участие в акции «Георгиевская лента». Посетили ДК «Химик» музей «Искатель» имени Засухина». Поисковики рассказали о деятельности поисковиков или поисковом движении. Показали экспонаты раскопок со времен ВОВ. Писали «Письмо солдату».
Результатом данного проекта стал Концерт посвященный Дню Победы и Изготовление книги «Мой город – Усолье - Сибирское».
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, обогащается словарный запас, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".
обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....
Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение: Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...
«Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей у старших дошкольников»
Сообщение ...
«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности» / консультация для воспитателей/
«Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности»/ консультация для воспитателей/...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «п...
Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ.
Статья раскрывает специфику внедрения проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР....
" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"
Проект развивает самостоятельную и познавательную деятельность детей;развивает познавательную сферы, расширяет кругозор....