Методические рекомендации по развитию связной речи у детей с ТНР
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Особенности использования приёма визуальной поддержки (фразовый конструктор) в работе логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazovyy_konstruktor_kak_priyom_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразовый конструктор
как прием развития связной речи у дошкольников
Если спросить у родителей, что в вашем понимании хорошо говорящий ребенок, то самый частый ответ: это ребенок, который проговаривает все звуки. И практически все забывают, что речь – это средство общения с другими людьми. Невозможно общаться, умея только чисто произносить все звуки. Нужно еще и уметь правильно выражать с помощью слов, предложений, фраз свои мысли, чувства, передавать нужную информацию.
Очень часто мы, взрослые, сталкиваемся с ситуацией, когда на предложение детям поговорить по какой-либо теме, сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. На занятиях дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.
Одним из этапов развития связной речи является формирование фразовой речи, которая подразумевает употребление разнообразных частей речи, последовательную взаимосвязь их в предложении.
Эффективным приемом для формирования предложения, фразы является фразовый конструктор. Конструктор фразы - ЭТО НАГЛЯДНАЯ ОПОРА ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Как костыли хромому облегчают хождение, так и "опираясь на глаза" (каждый "кирпичик"- слово Фразового конструктора ВИДЕН) мозг ребёнка формирует способность к планированию и проговариванию последовательности слов. "Мама спит". "Мама пьет сок".
В русском языке сначала КТО, потом ЧТО ДЕЛАЕТ, потом прямое дополнение. При этом происходит не заучивание слов и предложений, а именно формирование ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ.
Обучать детей построению фраз с помощью различных опорных схем очень удобно.
Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т. д.)
Он необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом.
Цель: Формировать умение составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки.
Работа с конструктором строится по следующей схеме: педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.
Усложнение: «Добавь слова» - игра на распространение предложений. Педагог предлагает ребенку послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (шелковое, легкое, красивое и т. д.?
Фразовый конструктор является прекрасной опорой для ребенка при формировании речевых высказываний. Ребенок запоминает последовательность слов, оттачивает умение строить фразу благодаря многократному повторению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...
Рекомендации родителям "Развитие связной речи у детей 3-4 лет"
Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет; требования , предъявляемые к подбору картины, общие принципы обучению рассказыванию....
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу ...
Методические рекомендации по развитию связной речи во второй младшей группе
Методические рекомендации по развитию связной речи во второй младшей группе...