Рекомендации родителям "Развитие связной речи у детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)
Особенности развития связной речи у детей 3-4 лет; требования , предъявляемые к подбору картины, общие принципы обучению рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_sr.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям на тему «Развитие связной речи у ребенка 3-4 лет»
Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов родители учат показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами.
Чтобы ребенок лучше понял содержание картины, нужны:
- предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребенка;
- воспоминание о событиях, сходных с изображенными на картине. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой.
Переход от беседы к рассматриванию картины должен быть логически последовательным и плавным. Важно сразу выделить центральный образ.
Основной методический прием – вопрос.
С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.
Переход от анализа одной группы факторов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.
Далее идет обобщающий рассказ взрослого.
Неудачные вопросы побуждают ребенка к простому перечислению и нарушают целостное восприятие картины, снижают интерес ребенка.
(Пример: Что нарисовано на картине?)
Речь родителя должна быть четкой, лаконичной, выразительной, образной, эмоциональной.
Итак, цель занятия: учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
Требования предъявляемые к подбору картин
Младший возраст (3-5 лет )
Содержание картины должно быть ребенку доступно.
На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе ) игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .
Композиция картины должна быть простой, т.е. картины одноплановые.
Количество персонажей от 1 до 4 .
Подготовка к восприятию картины
Ребенку предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят за ранние, ее показывают ребенку только после подготовки к восприятию.
Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов.
1. Опора на опыт ребенка – беседа о том, что с ребенком происходило.
2. Опора на знание ребенка – краткая беседа, уточняющая какие либо знания ребенка, имеющих отношение к сюжету картины.
3. Использование небольших поэтических произведений, загадок.
4. Просмотр видеофильмов.
5. Послушать грамзаписи.
Рассматривание картины
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку , если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .
Приемы при рассматривании картины.
Вопросы
Работа над названием картины , кличками персонажей .
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.
Что вы видите на картине? Например (на картине дети)
Что делают дети? (Играют с матрешками)
Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .
Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.
Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .
Эти вопросы заставляют ребенка думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи ребенка.
Вопросы для перехода от одного персонажу к другому .
–как мальчик играет , а как девочка играет.
Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте.
Как вы думаете , что говорит мальчик ?
Что говорит девочка?
Название картины.
В младшем возрасте название говорит сам взрослый .
Рассказ взрослого.
Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.
А) рассказ взрослого должен быть длинным. Младший возраст –от 7 до 13 предложений Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .
В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины .
Общие принципы обучению рассказыванию
1.Основной прием образец взрослого показывает ребенку какой должен быть рассказ по объему, какова последовательность изложения.
Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале, повторяя его, ребенок учится составлять рассказ. Если при повторении образца, ребенок включают свое, взрослый за это его хвалит, поощряя творчество.
2.Приемы указания к составу рассказа
Перед тем как ребенок начнет составлять рассказы, взрослый обязательно должен дать указания с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить .
3.Прием, анализ детских рассказов после оценки родитель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе
Анализ должен даваться после каждого рассказа, что бы ребенок стремился избегать ошибок .
Что родитель отмечает в детских рассказах:
1.Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .
2.Внимательность .
3.Полноту рассказа (начало, середина, конец).
4.Последовательность.
5.Выразительность изложения.
Заключительная часть.
После знакомства с картиной и ее описания, можно всей семьей сделать куклы (персонажи картины) из разных материалов (картон, ткань, пластилин, глина и т.д.),в дальнейшем используя их для инсценировки действия персонажей на картине (или придумывая новый сюжет), что способствует воображению и развитию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...
Рекомендации родителям по развитию связной речи у детей 4-5 лет.
Советы родителям по развитию связной речи у детей 4-5 лет....
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР (Общее недоразвитие речи) от 4 до 7 лет
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни...
Развитие связной речи у детей 2-3 лет Аннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить речь.
Развитие связной речи у детей 2-3 летАннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить ре...