Методическая разработка "Речевые круги"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Свое внимание я заострила на методе, который назвали «Круги Луллия». Это своеобразная пирамидка с изображениями, словами, цифрами. Сверху над кругами расположена стрелка. Все кольца подвижны, их можно крутить в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. При повороте кругов стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. На секторах могут быть нанесены рисунки, загадки и целые предложения. Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Полученную комбинацию можно истолковать как ответ на вопрос, а для расшифровки подключают воображение и логику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_krugi_lulliya.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким образом создать благоприятные условия для развития детей? Как научить ребенка жить в окружающем его мире? Как развивать в нем качества
активного созидателя? Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы? Вопросы, которые ставит перед нами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
И там, и здесь на помощь приходит «ТРИЗ-технология». Чем хороша эта технология? Как помогает ТРИЗ-технология решать коррекционные задачи учителя-логопеда? Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития: морфологический анализ, метод Синектики (аналогии); моделирование, мнемотехника, мозговой штурм, метод фокальных объектов и др.
Свое внимание я заострила на методе, который назвали «Круги Луллия». Это своеобразная пирамидка с изображениями, словами, цифрами. Сверху над кругами расположена стрелка. Все кольца подвижны, их можно крутить в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. При повороте кругов стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. На секторах могут быть нанесены рисунки, загадки и целые предложения. Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Полученную комбинацию можно истолковать как ответ на вопрос, а для расшифровки подключают воображение и логику.
Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным. Предлагаю вниманию несколько игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием пособий, созданных на основе кругов Луллия.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты? Расскажи»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, обучение детей связной речи с опорой на план рассказа.
Ход игры: Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: нужно выстроить цепочку выбранному животному. Выбрав на нижнем, самом большом по диаметру кольце, животное, о котором хочется рассказать, установить его на уровне стрелки. Затем определить, к каким животным оно относятся: домашним или диким. Далее подобрать ему соответствующего детеныша, назвать его (например: лиса – лисенок), на самом верхнем круге подобрать относящуюся к этому животному часть тела и назвать ее (например: лисий хвост).
По выстроенному сектору (лиса-лисенок-лисий хвост) детям предлагается составить описательный рассказ, предварительно проведя с ними работу по активизации словаря: подбор слов-действий, признаков, метафор; по умению грамматически правильно с использованием отработанных слов, составлять разного типа предложения.
Дидактическая игра «Букварик»
Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.
Ход игры: Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: на внешнем (большом) круге наклеены картинки, первый звук которых соответствует букве в среднем круге. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон) Далее предлагает соотнести первый звук слова с цветовым обозначением в схемах (например: [Т`] – зеленый (мягкий согласный звук)).
Дидактическая игра «Слоговая цепочка»
Цель: обучение детей слоговому анализу слов, дифференцируя понятия «слог», «слово».
Ход игры: Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: выбрать любую картинку. К заданной картинке необходимо составить слово из слогов. Сначала подобрать слог (кук), который определен на среднем круге, затем подобрать на следующем кольце слог (ла), самом малом по диаметру кольце чтобы получилось слово. Получилось слово кукла и т.д.
Дидактическая игра «Зарядка для язычка. Посмотри и покажи»
Цель: совершенствование артикуляционных способностей детей.
Ход игры: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: выбрать любую картинку. К заданной картинке необходимо подобрать картинку с соответствующими артикуляционным упражнением. (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
- «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану и нисколько не устану.
- «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
- «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.
- «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
- «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
- «Почистим зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели, чтоб они.
- «Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» убрать обратно.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
- «Чашка» Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше.
Подержать вот этот ковшик.
Подготовили: ст. воспитатель Медведева И.О.
учитель-логопед Кузнецова Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Круг, квадрат, треугольник".
Методическая разработка....
Методическое пособие "Круги Луллия"
Методическое пособие "Круги Луллия"...
Методический материал "Круги Эйлера" к ОС по логике (автор Л.А. Венгер).
Цель:развитие у детей логического мышления...
Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников
Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...
Методические рекомендации "Круги Луллия"
Методические рекомендации "Круги Луллия"...
методическая разработка ""Круги Луллий - как средство развития музыкальных способностей дошкольников".
данное методическое пособие содержит в себе актуальность данного пособия, ее изготовление и приминения в образовательном процессе....
Методическая разработка"Круги Луллия как инструмент развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ" .
Основной целью использования кругов Луллия для формирования у детей с ОВЗ навыков описательного рассказа является системная работа над формированием навыка по каждому элементу описания через графическ...