Коррекционно - развивающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Посуда" у детей с ТНР подготовительного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект коррекционно-развивающего занятия логопеда по формированию лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_teme_posuda.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
у детей подготовительного дошкольного возраста с ТНР
Лексическая тема: «Посуда»
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи по теме «Посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обобщать знания детей о разных видах посуды, её функции;
- активизировать словарь детей по теме;
- учить отвечать полным ответом;
- совершенствовать грамматический строй речи посредством словообразования, употреблением предложно-падежных конструкций; образованием сложноподчиненных предложений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать элементы логического мышления и пространственного восприятия;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- технология обучения на основе опорных сигналов;
- здоровьесберегающая технология;
- ИКТ технология.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- словесные, наглядные, практические, игровые методы;
- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, вопросы, художественное слово;
Предварительная работа: чтение произведения «Федорино горе», просмотр мультфильма, беседа по сказке, знакомство с историей создания посуды, современными технологиями производства.
Оборудование:
- презентация по лексической теме;
- индивидуальные фланелеграфы;
- карточки – «фразовый конструктор»;
- аудио запись неречевых звуков (кто-то пьёт чай, режет ножом продукты, размешивает чай, жарит на сковороде, кипятит чайник);
- дидактическая игра «Фонарики»;
- ватман, фломастеры, клей, предметные картинки;
- маркеры;
- разрезные картинки;
- игрушечная посуда.
План – конспект
- Организационный момент
- Приветствие гостей.
Цель:
- развивать коммуникативную функцию;
- формировать положительный настрой на игровую деятельность.
Дети проходят, садятся вокруг педагога на ковре. Логопед предлагает рассмотреть предметы на подносе (камень, бумага, пластмасса, стекло, металл) и сделать предположение о чём пойдет речь на занятии, назвав обобщающим понятием (Мы будем говорить о посуде).
- Введение в тему занятия
- Задание 1 Упражнение «Послушай – назови»
Цель:
- развивать слуховое восприятие, внимание.
- активизировать в речи обобщающее понятие «посуда».
Логопед предлагает детям послушать неречевые звуки (пьет горячий чай, режет ножом, кипит чайник, жарят на сковороде, режут ножом овощи; назвать предмет, с которым происходит действие; найти этот предмет на карте и выделить цветом.
2. Основная часть
- Задание 2. Беседа по лексической теме.
Цель:
- обобщать знания детей о посуде;
- делать правильное умозаключение о видах посуды её назначении, способах изготовления, внешнем виде, материале из которого сделана посуда;
Логопед предлагает детям составить «карту» о посуде. Подводит к обобщающему понятию, которое предлагает напечатать одному из детей в центре карты. Дальше логопед с детьми отправляется в «историческое путешествие».
«Музей» - цель закрепить представления о посуде в древнем и современном мире. Совершенствовать умение образовывать и включать в предложение относительные прилагательные (каменная, деревянная, стеклянная, плетёная, фарфоровая, медная).
«Завод, гончарная мастерская» - цель закрепить представления о месте производства посуды, расширить предикативный, номинативный словарь.
«Интернет, телевизор», «магазин, «книги» - цель закрепить представления о месте сбора информации о посуде; о месте приобретения посуды.
После беседы, дети на карте приклеивают изображение музея, завода, мастерской, телевизора.
- Задание 3. Игра с фонариком «Найди посуду».
Цель:
- активизировать предметный словарь существительных по лексической теме;
- развивать зрительное восприятие (умение узнавать зашумлённое изображение предмета);
- развивать пространственное восприятие;
- совершенствовать умение строить фразу с предлогами (В, НА, ПОД, ЗА).
Логопед с детьми проводит беседу по произведению «Федорино горе». Предлагает детям на время стать сыщиками с помощью фонариков найти посуду, которая у Федоры хранилась в разных местах. Дети просвечивают картинку, называют посуду, составляют фразу с включением предлога по символу.
- Задание 4. Игра «Мамины помощники»
Цель:
- учить классифицировать посуду по видам (столовая, кухонная, чайная, кофейная, посуда для хранения), образовывать относительные прилагательные;
- расширять глагольный словарь (кипятит, жарит, печёт, варит, режет, отрезает, насыпает);
- совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательным суффиксом (чашечка, тарелочка, кастрюлька, вазочка, вилочка, ложечка, самоварчик, чайничек);
- развивать коммуникативную функцию, работать в команде.
Логопед предлагает детям отправиться на кухню и помочь маме навести порядок (разложить посуду по видам функции) и составить «карточку», исключив лишний предмет. Перед выполнением задания, дети делятся на пары (собирают разрезную картинку из двух частей, определяют место выполнения задания самостоятельно). После того, как дети «разложили посуду по полкам» они свои «карточки» фиксируют на карте слева от общего понятия, вместе с педагогом проговаривают видовые понятия (столовая, кухонная, чайная, кофейная, посуда для хранения).
- Задание 5. Игра «Что хотел приготовить повар?»
Цель: Совершенствовать умение строить сложноподчиненное предложение с опорой на фразовый конструктор.
Логопед предлагает детям взять карточку с изображением продуктов и найти подходящую по смыслу на карте, объяснив свой выбор, составив сложноподчиненное предложение (Повар взял кастрюлю, потому что решил сварить кашу).
3. Итог занятия
- Рефлексия.
Цель:
- вспомнить основные компоненты деятельности на занятии, дать эмоциональную оценку событию.
Логопед предлагает детям рассмотреть получившуюся «карту путешествий», проговаривает ключевые виды деятельности; предлагает поставить штамп каждому ребенку возле задания, которое было интересно выполнять. Планирует с детьми дальнейшую работу по карте в рамках данной темы.
10.12.2024 год
Л.А. Бойко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить обобща...
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Занятие построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Насекомые"
Целью данного занятия является расширение и активизация словаря по теме: "Насекомые". Задачи занятия направлены на формирование навыка подбора слов-антонимов, употребления предлогов простран...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР "Неожиданный гость"
Коррекционно-развивающее занятие направлено на формирование пространственных представлений и понятия предлога НА, посредством создания проблемной ситуации. В занятии учтена последовательность формиров...
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Конспект будет интересен нетолько, учителям - логопедам, но и воспитателям комбинированных групп ДОУ....
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
Конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первого года обучения) «В гостях у бабы Фёклы»
Представляю авторский конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первог...