Дополнительная и альтернативная коммуникация
консультация по коррекционной педагогике

Литвиненко Татьяна Валерьевна

Краткая информация для родителей о том, что такое дополнительная и альтернативная коммуникация, какие системы разработаны и применяются

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

              КОММУНИКАЦИЯ

                        Коммуникация – это обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Речь – средство вербальной (словесной) коммуникации. Именно появление речи ждут с нетерпением родители у своих детей. Но речь – далеко не первое и не единственное средство коммуникации, доступное нам и нашим детям.

        Помимо словесной речи мы передаем друг другу различные сообщения с помощью эмоциональных возгласов (вокализаций), мимики, жестикуляции, положения тела, изображений, фотографий, значков, пиктограмм, шифров и многого другого. Все невербальные способы передачи информации называются дополнительной и альтернативной коммуникацией.

        Порой мы даже не замечаем, как сами пользуемся этими средствами передачи информации, облегчающими нам возможность ориентироваться в окружающем: дорожные знаки, таблички с указанием полок с нужными нам товарами в магазинах, знак, указывающий направление к туалету в торговом центре, символы на одежде, подсказывающие, как за ней ухаживать, звуковые и световые сигналы бытовой техники и многое другое. Если убрать все эти дополнительные сигналы, то мы окажемся в полной растерянности, потеряв огромное количество информации, которую раньше даже не замечали.

        Так и наши дети, у которых в силу различных обстоятельств возникли трудности с пониманием вербальной речи и ее использованием, продолжают нуждаться в получении информации об окружающем их мире и явлениях посредством дополнительной и альтернативной коммуникации, представленной символами, значками, пиктограммами, жестами и т.д.

        Наиболее распространенными системами альтернативной коммуникации в настоящее время являются: система карточек PECS, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами, метод пиктограмм, жестовый язык Макатон, язык жестов глухих, язык Брайля для слепых, коммуникационные карточки-подсказки, карточки визуального расписания.

        Система PECS разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. Для использования этой системы требуется обучение. Но отдельные элементы этой системы доступны для применения в семье и в детском саду.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи с элементами альтернативной коммуникации Дидактическая игра "Кошкин дом"

Тема: «Кошкин дом». Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.Цели: формирование у детей  необходимых для жизни социально значимых навыков,развитие коммуникативной компетентности де...

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР

Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.

Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...

Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"

Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...

Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не о...