Дополнительная и альтернативная коммуникация
консультация по коррекционной педагогике
Краткая информация для родителей о том, что такое дополнительная и альтернативная коммуникация, какие системы разработаны и применяются
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнительная и альтернативная коммуникация | 99.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация – это обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Речь – средство вербальной (словесной) коммуникации. Именно появление речи ждут с нетерпением родители у своих детей. Но речь – далеко не первое и не единственное средство коммуникации, доступное нам и нашим детям.
Помимо словесной речи мы передаем друг другу различные сообщения с помощью эмоциональных возгласов (вокализаций), мимики, жестикуляции, положения тела, изображений, фотографий, значков, пиктограмм, шифров и многого другого. Все невербальные способы передачи информации называются дополнительной и альтернативной коммуникацией.
Порой мы даже не замечаем, как сами пользуемся этими средствами передачи информации, облегчающими нам возможность ориентироваться в окружающем: дорожные знаки, таблички с указанием полок с нужными нам товарами в магазинах, знак, указывающий направление к туалету в торговом центре, символы на одежде, подсказывающие, как за ней ухаживать, звуковые и световые сигналы бытовой техники и многое другое. Если убрать все эти дополнительные сигналы, то мы окажемся в полной растерянности, потеряв огромное количество информации, которую раньше даже не замечали.
Так и наши дети, у которых в силу различных обстоятельств возникли трудности с пониманием вербальной речи и ее использованием, продолжают нуждаться в получении информации об окружающем их мире и явлениях посредством дополнительной и альтернативной коммуникации, представленной символами, значками, пиктограммами, жестами и т.д.
Наиболее распространенными системами альтернативной коммуникации в настоящее время являются: система карточек PECS, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами, метод пиктограмм, жестовый язык Макатон, язык жестов глухих, язык Брайля для слепых, коммуникационные карточки-подсказки, карточки визуального расписания.
Система PECS разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи. Для использования этой системы требуется обучение. Но отдельные элементы этой системы доступны для применения в семье и в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи с элементами альтернативной коммуникации Дидактическая игра "Кошкин дом"
Тема: «Кошкин дом». Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.Цели: формирование у детей необходимых для жизни социально значимых навыков,развитие коммуникативной компетентности де...
Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР
Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....
Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.
Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ....
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным ...
Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации
Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...
Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"
Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...
Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не о...