Логоневроз (заикание).
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

 В таблице в краткой форме дано определение заикания, описания форм, степеней, видов, причин возникновения, симптоматики и направления логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоневроз (заикание). 40.35 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение, определение

Заика́ние — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

2.

Формы

заикания

 Степени заикания

Виды заикания

Тоническая форма,  при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается. Наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц-тонус «т – ополь».

   Клоническая форма,  характеризующаяся

 повторением отдельных звуков, слогов или слов.

Наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц-клонус «то-

то-то-поль».

   Смешанная форма, при которой наблюдаются

и тонические и клонические судороги.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях:

  1. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению.
  2. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.
  3. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Виды заикания по форме судорог:

  • респираторное (дыхательное) заикание — судороги дыхательного аппарата;
  • вокальное (голосовое) заикание — судороги голосового аппарата;
  • артикуляционно-фонетическое заикание — судороги артикуляционного аппарата;
  • смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).

Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:

  • инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
  • экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе.

3.

Причины возникновения

  Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы:

1. Возрастные особенности – 2–6 лет, когда речь находится в стадии развития, становясь уязвимой в силу неполного созревания.
2. Половые особенности – мальчики чаще подвергаются расстройству, чем девочки.
3. Поражение ЦНС внутриутробное, постнатальное: 

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

4.

Наследственность

4. Наследственность. Наследование от родителей особенностей нервной системы – гипервозбудимость, ускорение двигательной, речевой активности. Наследование может происходить в течение нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин риск рождения потомства с подобным расстройством меньше, чем у заикающихся женщин. У мужчин с расстройством вероятность появления сыновей с дефектом составляет 20%, дочерей – 9%. У женщин: сыновья – 35%, дочери – 17%.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает
  • дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

4.

Механизмы

возникновения

Заикание у детей может появиться в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.    Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

   Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

5.

Симптоматика

   Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

     Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью.

6.

Направления логопедической работы

    I. Создание охранительного речевого режима.                                                                

    II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.        

    III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного  движения.

    IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.                                            

    V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.                                                                            

 VI. Воспитание личности заикающегося ребёнка.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Причины логоневроза".

Заикание  (логоневроз)- сложное речевое нарушение. Родители должны знать, что заикание имеет тенденцию к  повторному возникновению. Знание причин, приводящих к возникновению логоневроза, поз...

Перспективный план работы по обучению оригами детей с логоневрозом

Данный материал разработан в ходе работы над опытом  по теме "Обучение детей с логоневрозом конструированию из бумаги в технике оригами для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики ...

Вытупление на педсовете по теме: " Логоневроз"

Логоневроз(заикание) Причины возникновения заикания...

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

Практический семинар для студентов и молодых специалистов "Профилактика и коррекция невротических нарушений у дошкольников: логоневроз" 19.04.2016

Логоневроз – это вид речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания. Речь ребенка при данном расстройстве замедлена, характеризуется частыми длительными паузами, раст...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Логоневроз (заикание) - что это?

Особую форму нарушения системы общения, в основе которой лежит функциональное расстройство речедвигательного аппарата, представляет логоневроз, или заикание. В этой статье вы узнаете, что такое логоне...