Коррекция речевых нарушений
консультация по коррекционной педагогике

коррекция различных видов нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_razlichnyh_vidov_rechevyh_narusheniy.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы. Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности. В новом федеральном государственном стандарте развивающая предметно-пространственная среда понимается как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2]. ФГОС определяет требования к предметно-развивающей среде, в число которых включает такие ее признаки, как: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность. При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять: − эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста; − благополучие и комфортное пребывание детей в кабинете учителя-логопеда; − создание эффективной коммуникации с детьми; − оптимальную организацию коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда; − возможность проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

Библиографическое описание: Браузман, Т. В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста / Т. В. Браузман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40194/ (дата обращения: 15.05.2023). РЕКЛАМА  Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы. Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности. В новом федеральном государственном стандарте развивающая предметно-пространственная среда понимается как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2]. ФГОС определяет требования к предметно-развивающей среде, в число которых включает такие ее признаки, как: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность. При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять: − эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста; − благополучие и комфортное пребывание детей в кабинете учителя-логопеда; − создание эффективной коммуникации с детьми; − оптимальную организацию коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда; − возможность проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями. Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Рассматривая вопрос влияния организации предметно-развивающей среды на построение коррекционно-воспитательного процесса, следует обратить внимание на следующие ее составляющие. Первым социальным условием становления речи и организации предметного окружения ребенка является интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда, которая будет выступать мощным стимулом для развития речи и примером правильного, образцового использования трудных для ребенка словоформ. Второе условие, необходимое для успешного протекания речевой практики во взаимосвязи с окружающим предметным миром — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи. Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, которая предполагает реализацию специальной коррекционной программы, комплекса методов и приемов, использование дидактических материалов и пособий, игр и развивающих игрушек, иллюстративного материала и литературных текстов, а также технических средств, в том числе информационных технологий. Специфика коррекционного процесса задает определенные направления работы и определяет требования к набору дидактического материала, ставя их в зависимость от характера патологии в развитии детей. При этом необходимо учитывать и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды. Зонирование предметно-развивающей среды кабинета логопункта должно охватывать, по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией. Исходя из анализа методической литературы, следует наработать основной материал по следующим разделам: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, для обеспечения беспрепятственного речевого общения. Для обогащения словаря детей в предметно-развивающую среду кабинета включают разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные картинки. Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует включать в оснащение кабинета предметы и игрушки для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка на основе сенсорного опыта сформировалось представление о них, и далее использовать картины, модели и схемы. В практике коррекционно-логопедической работы активно используется в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т. д. Для умений детей творчески интерпретировать речевой образец логопеда «применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений». Поэтому в кабинете логопункта необходимо иметь библиотеку, фонотеку, видеотеку. На занятиях логопед уделяет внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого в пространственной среде кабинета выделяется зона развития мелкой моторики, в которой дети выполняют различные упражнения: на штриховку контуров или направлений, на работу с пуговицами и застёжками, а также применяются различные пособия по развития навыка завязывания и развязывания шнурков, выкладывание фигур счётными палочками и так далее. Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопункта необходимо организовать зонирование пространства, это создаёт все условия для организации деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Браузман, Т. В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста / Т. В. Браузман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40194/ (дата обращения: 15.05.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Коррекция речевых нарушений в процессе сенсомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение приобретает развивающая предметно – пространственная  среда, которая влияет на формирование речи ребенка и его интеллектуальное разв...

Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...