Консультация для педагогов «Инновационные формы арт-терапии в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Павлова Гюзял Тахирзяновна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_art.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная образовательная школа №9

имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевска Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Консультация для педагогов

«Инновационные формы арт-терапии

в работе с детьми,

имеющими нарушения в развитии»

Подготовила:

педагог – психолог,

Павлова Гюзял Тахирзяновна

В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры,

новые формы взаимодействия с окружающим пространством; каждый

день они совершают маленькое в глазах взрослого, но великое в своих собственных, открытие. Наибольшей активности познавательная деятельность

детей достигает именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, она становится более упорядоченной, системной. Именно в эту пору

игра как ведущий тип деятельности сменяется обучением, познанием. Дети

не только хотят учиться, они, прежде всего, созревают для этого психологически и физиологически.

Здесь важно отметить, что игра не исчезает, а скорее трансформируется в обучение. И вот тут мы обнаруживаем большое пространство для

арт-терапевтической работы с теми детьми, которые испытывают разного

рода трудности.

Как часто мы, взрослые, думаем: «Вот бы вернуться в детство! Ни забот, ни хлопот, только знай себе играй да уроки в школе делай. Что может

быть приятнее и проще?!» Однако при этом мы давно уже успели позабыть, как на само деле бывает тяжело быть ребенком. Давным-давно мы

научились ловко ходить и бегать, завязывать шнурки бантиком, вырезать

из бумаги ежиков и лисичек безо всякого труда и прекрасно выучили, какие

краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый, и как вести себя на

улице и в общественном транспорте, уяснили, что говорить принято, а о чем

следует молчать. А потом, как только мы все это освоили, мы поспешили забыть, как много времени ушло у нас на то, чтобы запомнить бесчисленное

множество правил поведения хороших мальчиков и девочек. А тем временем наши мальчики и девочки терпеливо и усердно стараются поспевать за

взрослыми, тщась, порой, услышать от них слова одобрения и уважения.

Маленький, значит глупый, опрометчиво бросают иные солидные

дамы и господа. А ведь это совсем не так. Значит, он просто еще не все

узнал.

Вынужденные во всем с нами соглашаться и беспрекословно подчиняться, дети поставлены в зависимое от нас положение. Злоупотребляя своим преимущественным положением, взрослые и не подумают посчитаться

с ребенком, узнать его мнение и тем более принять во внимания – обратиться с ним как с равным себе. А ребят такое поведение очень и очень

ранит. Дети уязвимы и беззащитны перед нами. И там, где взрослый переждет, перетерпит, или вообще не обратит внимание, ребенок столкнется со

всем этим грузом в одиночку. Ну, а дальше мы получаем угрюмого, раздражительного, непослушного забияку.

Арт-терапия (дословно «исцеление искусством») под руководством

специалиста через некоторое время может дать ощутимые результаты –

снижение уровня агрессии, уменьшение склонности к девиациям, физическое и эмоциональное раскрепощение, адекватная самооценка, чувство

уверенности и покоя. Главным здесь станет скорее не частота занятий, а их

регулярность.

Арт-терапевтическим, к примеру, может стать тематическое рисование (изотерапия), которое помогает проработать многие эмоциональные

состояния. Использование данной техники позволяет работать над своими

страхами, а также другими сильными эмоциями. Психолог предлагает ребенку нарисовать свой страх, осознать причину его возникновения через

рисунок. Очень часто на предложение нарисовать что-либо, можно услышать ответ: «Я не умею рисовать». Необходимо понимать, что цель методики не нарисовать красивый рисунок, а выразить на листе свое внутреннее

состояние. Очень часто используется техника рисования пальцами при помощи специальных «пальчиковых» красок. Данную технику можно использовать в работе и со слепыми и слабовидящими детьми, а также с глухими

детьми.

Конечно же, всем детям и взрослым нравятся сказки. И не зря. Ведь

сказки тоже являются очень действенным методом арт-терапии. Этот вид

творчества очень близок детям. В Добрых сказках, которые вы прочтете ребенку или сочините специально для него, маленький человек сможет найти

ответы на многие интересующие его вопросы, понять, как ему поступить в

той или иной ситуации.

Еще одним арт-терапевтическим методом является песочная терапия.

Работая с песком, создавая из него картины, проигрывая беспокоящую ситуацию, ребенок переносит проблему из внутреннего мира наружу, что позволяет найти решение проблемы, справиться с внутренним конфликтом.

Подводя итог, хочется сказать, что арт-терапия обладает множеством

очевидных преимуществ. Ее воздействие происходит мягко, подчас незаметно для самого ребенка. К тому же творчество само по себе запускает

механизмы психики, отвечающие за «исцеление» внутреннего мира человека.

Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…

Если кукла выйдет плохо, назову ее Дуреха,

Если клоун выйдет плохо, назову его Дурак.

Подошли ко мне два брата, подошли и говорят:

- Разве кукла виновата? Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато, ты их лепишь грубовато,

Ты сама же виновата, а никто не виноват…

Н. Матвеева. Девочка и пластилин.

КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИКУ РЕБЕНКА ЗДОРОВОЙ? Вопрос более чем

актуальный в настоящее время. Каждый день ставятся перед детьми проблемы, решение которых зависит от их душевного равновесия. Статистика показывает, что сегодняшний школьник имеет истощающее развитие и

утомление, причинами которого (по В.Ф. Базарному) являются невнимательность, неуравновешенность, агрессия, нарушение познавательных способностей.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ САМОУТВЕРДИТЬСЯ? Известно, что человек

постоянно стремится к самоутверждению – поступками, словами, интеллектом, характером, эмоциями, потребностями, творчеством. Всеми доступными средствами каждый ежедневно доказывает себе и другим – я

существую и я хочу, чтобы меня принимали, уважали, ценили и помогали.

Конечно, педагоги отвечают на поставленные вопросы самостоятельно. Мы предприняли попытку проанализировать, как совместить необходимое – программный урок, с нужным и полезным – арттерапией. Можно ли

превратить уроки рисования не только в интересные и легкие, но и нужные,

отдыхающие, расслабляющие – в общем, арт-терапевтические?

Учитель изобразительного искусства, как никто другой, может помогать ребенку в его самоутверждении, повышении самооценки, возможности справляться с проблемами и возникающими трудностями. Ведь рисование – это творческий акт, который позволяет ребенку ощутить и понять

самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от

конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Ведь рисование – это не только

отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности,

6

это еще и способ постижения своих возможностей, способ моделирования

взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе, и

отрицательных, за которые ребенка никто не осудит. Это один из путей выполнения программы совершенствования организма, развивающий чувственно-двигательную координацию и требующий согласованного участия

многих психических функций.

А еще рисование – это великолепное средство снятия напряжения, что

особенно важно для тех детей, кто не может выговориться. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. Не каждый ребенок может рассказать

о своих фантазиях, их легче выразить в творчестве. Именно творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, способствует

улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Каждый, кто изучал психологию, знает, что

цвет, линии, формы воздействуют на организм. Одно время было очень популярно делать гимнастику для глаз, пробегая взглядом по линии радуги. А,

например, Де Фере в своих работах открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения.

Мы не стремимся навязывать ни одному учителю свою точку зрения.

Каждый учитель в преподавании своего предмета находит свой стиль и

свой путь к ученику. Но, может быть, что-то из данной статьи пригодится

начинающим педагогам.

Слабовидящий ребенок на рисования отличается от обычного

тем, что затрачивает гораздо больше времени на рисунок в силу своего заболевания. И еще тем, что этот ребенок никогда не видел звезд на небе, не

наблюдал полета пчелы, потому что имеет сотые доли зрения. Никогда…

Этих «никогда» у каждого слабовидящего ребенка много, но это не значит,

что дети, имеющие низкую остроту зрения, не хотят или не могут рисовать!

Могут! Хотят! И с огромным желанием идут на урок рисования, если

он им в радость.

Во-первых, на коррекцию представлений слабовидящих детей огромное влияние оказывает:

a) правильно подобранная наглядность;

б) музыкальное сопровождение;

в) предлагаемая техника исполнения;

г) материал.

Поэтому предлагаю готовиться в этом направлении.

Во-вторых, необходимо использовать на уроках как можно больше

7

разных техник и методик. В преподавании изобразительного искусства часто используется тематическое рисование, которое является хорошим средством развития и совершенствования познавательных процессов,

коррекции представлений о предметах окружающего мира, развития творческих способностей, а также совершенствования графических приемов и

навыков. Важно подбирать интересные возрастные темы. Например, для

ребят всегда вызывает интерес рисование по теме: «Веселое и грустное настроение». Ребятам предлагается нарисовать свое настроение в данный

момент цветными кляксами. Затем предложить тем, кто рисовал веселое

настроение, разложить рисунки с одной стороны, а тем, кто рисовал грустное настроение, – с другой. Сравнить краски, которые они использовали

для одного и другого настроения. Предложить ответить на вопросы: «На

какие рисунки приятнее смотреть? Какие чувства вызывают рисунки с изображением веселого настроения?» Предложить детям для поднятия настроения представить, что идет цветочный дождь.

Но, наряду с тематическим рисованием, целесообразно использовать

методику изотерапии – проективный рисунок. Он используется как в индивидуальной форме, так и в групповой. Темы рисунков подбираются таким

образом, чтобы предоставить возможность детям выразить графически

или рисунком свои чувства и мысли («Кем бы ты хотел стать?», «Три желания», «Остров счастья», «Страх» и т.д.).

Можно взять коммуникативное рисование по парам или по группам –

в этом случае используются каждым свой лист, своя тема. Или предложить

ребятам совместное рисование – по одной теме рисуют все молча, каждый

свое (например, «Фантастический город», «Улица Содружества», «Планета

исполненных желаний» и т.д.).

Весьма продуктивным для создания коллективной работы представляется дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу – каждый

ребенок добавляет в него что-то свое.

В результате выполненной работы, у детей появляется чувство удовлетворения, что способствует выявлению скрытых талантов и их развитию.

Мы сами должны ориентироваться и настраивать детей на то, что в

жизни легче человеку веселому и жизнерадостному.

Подводя итог, хотим сказать, что должен и чего не должен делать

учитель?

•         тесно сотрудничать с психологом (например, использование учащимся постоянно или часто черного и других тревожных

цветов в рисунках является признаком повышенной тревожности у

ученика, появления каких- то проблем. Это особенно важно в настоя-

•         оказывать индивидуальную помощь ребенку в ходе выполнения задания;

•         находить такие формулировки оценивания, которые поддержат каждого ученика (у Маши замечательно подобраны цвета! У Коли очень

хорошо чувствуется пространство! У Пети верное композиционное

решение!).

Кроме того, мы считаем, что учитель должен всегда помнить простые

истины:

•         когда ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

•         если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

•         когда ребенка хвалят, он учится быть благородным;

•         когда ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить

любовь в этом мире.

Никогда не должен сравнивать рисунки детей не в пользу кого-то из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ...

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни...

Применение су-джок терапии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Су-Джок терапия – это использование специального металлического массажного кольца, предназначенного для пальцев рук. Данная терапия оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, а также спос...

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».

Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...

Консультация для педагогов "Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Данная консультация посвящена вопросам взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. В консультации подчеркивается, что эффективность коррекционно...