Мозговые механизмы речи
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМ РЕЧИ»
Согласно теории динамической локализации, речевая функция в целом осуществляются за счет совместной работы ряда мозговых зон, однако отдельные стороны речи (понимание слов, произнесение слов и т. д.) получают локализацию в определенных зонах мозга. Следует отметить, что и эта их отнесенность не дается от рождения, а складывается у детей в процессе овладения речью.
Зрелая речевая функция или ее отдельные составляющие осуществляется преимущественно за счет различных отделов доминантного по речи левого полушария мозга. Правое полушарие, также участвующее в мозговом обеспечении речевых актов, играет вспомогательную (субдоминантную), однако также весьма важную роль. Последняя состоит в обеспечении значительной часть просодических процессов (тема, ритм, интонация). У лиц с функциональной гиперактивностью правого полушария соотношение степеней участия полушарий мозга в осуществлении речевой функции особое. Правое полушарие может осуществлять некоторые функции речи, которые у большинства людей обеспечиваются левым полушарием. Считается, что при таком двуполушарном распределении компонентов речи имеет место левшество или амбидекстрия (явные или скрытые). Однако исследований, которые были бы абсолютно доказательными в этом плане, пока не имеется.
Мозговая организация импрессивной речи
Мозговая организация импрессивной речи определяется ее структурой, включающей ряд ступеней, которые соответствуют следующим задачам: различение неречевых шумов; различение звуков речи; дискретное восприятие звукового состава слова; понимание слов с конкретным значением; понимание слов c обобщенным значением; понимание предложений; понимание текстов. Решение этих задач обеспечивается слуховой корой, а точнее, ее механизмами, которые функционально надстраиваются один над другим.
Физический слух (ФзСл) – первичные поля слуховой височной коры обоих полушарий. Недифференцированное улавливание разных звуков окружающей среды.
Слуховой гнозис неречевой (НрСлГн) – вторичные поля слуховой височной коры правого полушария. Опознание звучаний различных предметов и объектов природы.
Слуховой гнозис речевой (РчСлГн) – вторичные поля слуховой височной коры левого полушария. Фонетический анализ акустических признаков звуков речи, способность их отличать друг от друга и, в дальнейшем, акустический анализ звукового состава слов.
Фонематический слух (ФнСл) – третичные поля слуховой височной коры левого полушария.
Аналогичным образом соотносятся зрительные механизмы и зрительные поля — от ядра зоны к периферии.
Для появления первых речевых действий, необходим также определенный когнитивный (познавательный) багаж, приобретаемый при включении коры мозга.
Понимание предложений и текстов является актами языкового мышления, поэтому они не имеют мозгового представительства в определенных областях мозга, а осуществляются за счет их интегративного взаимодействия при активном участии лобных долей.
Мозговая организация экспрессивной речи также включает ряд ступеней, которые соответствуют способностям:
- воспроизводить произвольные действия органами ротовой полости (оральный праксис – ОрПр);
- произносить отдельные звуки речи (афферентный артикуляционный праксис – АрПр аф.);
- повторять слова (эфферентный артикуляционный праксис – АрПр эф.;
- произносить слова «от себя», не по повторению – артикуляционный праксис спонтанной речи.
Анатомически эти механизмы располагаются в разных областях мозга: произнесение звуков речи обеспечивается нижнетеменной (постцентральной) зоной, произнесение слов (как повторное, так и спонтанное) – премоторной областью.
Важно разграничивать способность к повторению и спонтанному произнесению звуков речи и слов: при повторении в артикулемы переводятся звуки речи (фонетический уровень), а при спонтанном произнесении слов в артикулемы переводятся фонемы (языковой уровень).
Таким образом, способности повторять слова и произносить их от себя имеют разные мозговые механизмы.
Письмо и чтение – речевые функции языкового (фонематического) уровня, поскольку в них необходимо оперирование буквами, которые являются графическими эквивалентами фонем. Поэтому данные виды речи не имеют определенной локализации в мозге. Их мозговая организация соответствует той, которая характерна для мозгового представительства символических неречевых и речевых функций.
Итак, освещенные выше особенности мозговой организации речевой функции свидетельствуют о том, что она не имеет представительства в какой-либо определенной области мозга (центре). Осуществление речи как ВПФ – результат функциональной активации практически всего мозга, при том, что разные стороны речевой деятельности имеют непосредственное отношение к разным его участкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи"
Консультация предназначена для родителей и педагогов. В ней отражены физиологические механизмы речи и этапы её развития в норме....
"Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи"
Речь играет важную роль в жизни человека: служит главным средством общения с другими людьми; является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.Основой речи как физиологическо...
"Нейрофизиологические механизмы речи. Центры речи и межполушарная асимметрия"
Строение головного мозга и факторов появления речи у детей дошкольного возраста...
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...
Анатомо-физиологические механизмы речи
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, вед...
Консультация для родителей «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»
Консультация для родителей «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»...
Физиологические механизмы речи. Легко ли говорить?
Консультация для родителей. Материал для папки-передвижки...