Педагогический проект на тему «За здоровьем в детский сад» (Коррекционно-развивающая работа, с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ)
проект по коррекционной педагогике
В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shlepkina.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Одуванчик»
Педагогический проект на тему «За здоровьем в детский сад» (Коррекционно-развивающая работа, с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ)
Шлепкиной Елены Геннадьевны
Волгодонск 2024г.
Пояснительная записка
В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста,
проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья.
Ребенок с нарушением зрения – это ребенок с множественными проблемами в развитии. Дети с ОВЗ, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы с детьми с ОВЗ здоровьесберегающих технологий.
Цель проекта: организация коррекционно-компенсирующей,
коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах деятельности.
Задачи проекта:
1.Сохранить уровень здоровья и подбор пошагового увеличения уровня
здоровья воспитанников;
2.Создать обстановку для комплексного психофизиологического развития
ребенка;
3.Развивать мыслительные процессы, зрительную и слуховую память,
общую, мелкую и артикуляционную моторику, коммуникативные
навыки, познавательную активность;
4.Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;
5.Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях.
Паспорт проекта:
Вид проекта – долгосрочный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – 2020г. – 2024г.
Участники – дети, педагоги, родители.
Форма представления – фильм.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный, было проведено теоретическое изучение проблемы и построена система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ, созданы различные картотеки.
2 этап – практический, реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми в соответствии с перспективным планом работы.
3 этап – заключительный, обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат: Психофизическое развитие дошкольников
и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании здоровьесберегающих технологи в игровой форме.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.
Направления работы по данному проекту:
1.Зрительная гимнастика
2.Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
3.Дыхательная гимнастика
4.Развитие общей и мелкой моторики
5.Массаж и самомассаж. Су-джок терапия
6.Кинезиология
7.Психогимнастика
1.Зрительная гимнастика
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Я обучаю детей различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Гимнастика для глаз проводится под музыкальное сопровождение. Хорошую, большую амплитуду движений глаз удаётся получить, применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от лазерной указки и других мигающих игрушек.
Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками, которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку. Большой интерес вызывает интерактивная гимнастика.
2.Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
У детей с ОВЗ очень часто наблюдаются нарушения всех сторон речи, особенно звукопроизношения, что говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Можно самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Храбрый комар».
3.Дыхательная гимнастика
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Этот раздел включает в себя следующие программные позиции: имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, надувание шариков и др.); дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и размеренные вдохи и выдохи); игровое упражнение «Змейка» (змейка вползает в нос и выползает через рот и наоборот - быстро и медленно); очистительное дыхание (вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз); вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот; произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения голосовых связок; «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур; вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и сидя по-турецки. На каждое занятие включается несколько упражнений, таких как «Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщик», «Шарик». По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
4.Развитие общей и мелкой моторики
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ребенок! У детей с нарушениями зрения, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Особое внимание в работе я уделяю развитию мелкой моторики, задачами которой являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка. Для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.) Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, закручивание и раскручивание крышек банок, нанизывание бус и пуговиц. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
5.Массаж и самомассаж. Су-джок терапия
“Эффект массажа – Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. С массажем Су – джок шариками дети знакомы под названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, карандаши и т.д.). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
6.Кинезиология
Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Используется методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, кинезиология. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
7.Психогимнастика
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры: «Что слышно?», ««Путешествие на облаке», «Дирижер»
Важным направлением является работа с родителями.
Мною проводится активная работа по привлечению родителей к общественной жизни детского сада. Кроме этого проводится просветительская работа путем: проведения консультаций; оформление папок – передвижек; проведение родительских собраний, мастер – классов. С родителями были проведены мастер – классы: «Здоровым быть здорово», «Краски детства – арттерапия, пластилинография, тестопластика, «Мелкая моторика для детей с ОВЗ», «Чудо на песке». Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене педагогическим опытом.
Таким образом, правильно выстроенная системная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс, позволяет нам создавать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья наших воспитанников. В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Список литературы
1. Т. Б. Буденная Логопедическая гимнастика Санкт – Петербург
«Детство – прогресс» 2001 год.
2. М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003год.
3. Е. А. Каралашвили Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
4. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 1998 года
5. Е. Н. Краузе Логопедический массаж и артикуляционная гинмстика.СПб: Корона 2004год.
6. О. В. Узорова Е. А. Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак»2004 год.
7. Т. Е Филичева Н. А. Чевелева Г. В. Чиркина Основы логопедии – Москва Просвещение 1989 год.
8. Е. Л. Набойкина Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
9. Е. А. АлябьеваПсихогимнастика в детском саду. Москва 2003 год.
10. Е. А. Алябьева Развитие воображения и речи детей 4-7 лет Москва 2005 год.
11. М. Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2004 год
12. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И. Ц. Сфера, 2007
13. П. Деннисон., Г. Деннисон Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А. В. Малушиной. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992
14. Е. А. Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004
15. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001
16. Е. Л. Ковалева., Ю. И. Остапенко Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательнойкинесиологии. – Волгоград «Перемена», 1996г.
17. В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001
18. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
19. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1
20. З. А. Репина Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996
21. Н. Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
22. О. В., Узорова, Е. А. Нефедова,. Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
23. Н. А. Фомина В ритме музыки дышать веселее. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика на основе методики Стрельниковой А. Н.:Учебно-методическое пособие. –Волгоград: ВГАФК, 2001
24. М. И. ЧистяковаПсихогимнастика. — М., 1990
25. Кудрявцев В. Т.Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / / Дошкольное воспитание. 1997-1999.
26. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / /Начальная школа: плюс - минус. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»
«Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями» Содержание1. Введение1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;1.2. Формы работы с род...
Педагогический проект на тему: «Азбука здоровья»
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за в...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Сущность инновационного опыта по теме: «Формирование физических качеств дошкольников в процессе физической деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий&ra...
План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"
План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...
Педагогический проект по здоровьесбережению"За здоровьем в детский сад".
Мероприятия, проходившие в рамках проекта по здоровьесбережению....
Педагогический проект на тему "В здоровом теле – здоровый дух"
В средствах массовой информации на сегодняшний день часто показывают и рассказывают о мужестве, выдержке, силе, ловкости, выносливости солдата российской Армии, о тех качествах, которые помогают...
Проект на тему: "Внедрение приемов русского фольклора на коррекционно-развивающих занятиях с логопедом в ДОУ"
Проект на тему: "Внедрение приемов русского фольклора на коррекционно-развивающих занятиях с логопедом в ДОУ"...