Проблемное поле педагогического проекта | В средствах массовой информации на сегодняшний день часто показывают и рассказывают о мужестве, выдержке, силе, ловкости, выносливости солдата российской Армии, о тех качествах, которые помогают ему побеждать в бою и которые необходимо воспитывать и развивать у подрастающего поколения. Поддержание и укрепление физического здоровья воспитанников напрямую связано с их двигательной активностью. Увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения, особенно среди городских детей гиподинамии. Это приводит к задержке роста и физического развития, снижению адаптационных возможностей организма. Для этого необходимо: - формировать у ребенка знания о системах органов и их функциях, внутреннем строении человека, которое осуществляется только на формальном уровне. Максимально возможной степени привлечь личный опыт ребенка и его возможные наблюдения (самонаблюдения).
- создавать необходимые условия для двигательной деятельности ребенка в группе детского сада;
- соблюдать двигательный режим детей младшего дошкольного возраста;
- привлекать внимание младших дошкольников к оздоровительным мероприятиям, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья (упражнения по охране зрения, слуха, органов дыхания, для формирования осанки, для профилактики плоскостопия).
|
Обеспечение проекта | Материально-техническое: ТСО (ноутбук, проектор, экран; звуковые колонки, магнитофон); оборудование для занятий физической культурой (обручи, скамейки, мячи, корзины, дуги и т.д.); краски, карандаши цветные, бумага, пластилин для творчества; дидактические картинки и др. Учебно-методическое: Битютская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222с; Иова Е.П. Утренняя гимнастика под музыку. М.: Просвещение, 1984. 176 с.; Калина М.А. Примерное перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 176 с.; Кириллова Ю.А. «Физкультурные упражнения и подвижные игры для детей логопедической младшей группы» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 192 с.; Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 112 с.; Коротовских Л.Н. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» (3-4 года) – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 176с.; Колчева Н.И. Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. Методическое пособие. – Абакан: издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2016. – 44с.; Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 80с.; Программа «Здоровым быть здорово!» по развитию у детей дошкольного возраста оберегать и сохранять собственное здоровье, 2014г. (авторы-составители Орлова Л.Ф., Соколова Н.В.); Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с. Информационное: Интернет-ресурс https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=http%3A%2F%2Fraskraskino.com%2Fdrawing%2Ftransportation%2Fcoloring-boat-ship-137565.png&text=картинки%20моряк%20военный%20для%20детей%20карандаш ИКТ: Мультимедийная презентация ««Мой папа (дедушка, дядя) – защитник Отечества». |
Этапы проекта, их содержание
|
| Вид деятельности | Содержание | Сроки проведения | Подготовительный этап | Конструирование пилотки из газетной бумаги в технике оригами с гостями группы | Гости группы – воспитанники подготовительной к школе группы «Капитошка» показывают и рассказывают, как смастерить пилотку из газеты. Дети 2 младшей группы совместно со старшими детьми мастерят пилотки, приклеивают звездочки. | Понедельник (первая половина дня) | Беседа по итогам конструктивно-модельной деятельности | Вопросы педагога: - Вам понравилось делать пилотки совместно со старшими детьми?
- Как вы думаете, кто носит пилотки? (солдаты, военные)
- Вам приходилось видеть военных? Где вы их видели?
(в телевизоре показывают, на параде, на улице, в книгах на картинках и т.д.) - А что делают солдаты? (защищают нас от врагов, защищают нашу Родину, служат в Армии)
- А вы знаете, какой праздник мы скоро будем отмечать? Хотите узнать? Называется праздник – День защитника Отечества.
- Как вы думаете, чей это праздник? Да, праздник всех людей, кто служит своему Отечеству. В этот день, конечно, в основном, поздравляют мужчин.
- Кого нужно поздравить в этот день? Правильно, это праздник наших пап, дедушек, всех мужчин, которые служили в Армии. Ваши сильные папы защищают вас, ваших мам, нашу страну. Когда вы подрастете, вы тоже будете защищать свою семью и страну.
- А чтобы защитить наших мам, бабушек, какими мы должны быть, какими должны быть солдаты? Да, сильными, потому что нелегкий труд – быть защитником Родины. Надо много знать и уметь. Важно иметь крепкое здоровье.
- Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым? (делать зарядку, заниматься спортом, закаляться, гулять на свежем воздухе, чаще мыть руки, соблюдать чистоту, трудиться, хорошо питаться).
| Босохождение по дорожкам с пуговицами, ребристым дорожкам после сна (Ежедневно во вторую половину дня) | Профилактика плоскостопия |
| Игра-имитация соревновательного характера после сна «Мы быстро одеваемся» | Педагог рассказывает детям, что в Армии бывает военная тревога и солдатам необходимо быстро надеть военную форму, привести себя в порядок, выглядеть опрятно.
| вторая половина дня | Педагог воспитывает культурно-гигиенические навыки у дошкольников (Ежедневно) | Беседы детей с родителями о том, были в семье солдаты или у кого-то из родственников? | Педагог мотивирует детей узнать у родителей, служил ли кто-то в их семье в Армии. Просит принести фотографии пап, дедушек, дядь, служивших в Армии. Рекомендует родителям скинуть в чат цифровые фотографии служивших родственников для создания мультимедийной презентации «Мой папа (дедушка, дядя) – защитник Отечества» и указать информацию: где, когда, в каких родах войск кто служил, в каком звании. Педагог способствует развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничеству педагогов с родителями и детьми. |
| Основной этап |
| Утренняя гимнастика
Подвижная игра на быстроту «Не опоздай»
Малоподвижная игра на внимание «Воздушный шар» (Ежедневно) | Педагог выполняет с детьми комплекс общеразвивающих упражнений (комплекс № 10, пособие Иова Е.П.).
Педагог способствует реализации потребности детей в двигательной активности, развитию физических качеств.
|
| Просмотр мультимедийной презентации «Мой папа (дедушка, дядя) – защитник Отечества». Беседа | Педагог рассказывает о родных людях детей, которые служили в Армии. Обращает внимание на обмундирование (военную форму) военного (солдата). Педагог пробуждает и поддерживает интерес воспитанников к военным, воспитывает доброе отношение детей к своим родным людям, чувство гордости к тем, кто служил в Армии, защищал нашу Родину, нацеливает воспитанников на здоровый образ жизни. - Почему папы, дедушки на фотографиях в военной форме?
- А вы знаете, что солдаты делают в Армии? (занимаются спортом, учатся стрелять, тренируются бросать гранаты, бегают, подтягиваются на брусьях и т.д.)
- А зачем им нужно тренироваться? (чтобы быть сильными, не подвести в бою)
- Вот дедушка Сони Ж. в Армии служил артиллеристом, ему необходимо было метко стрелять, прицеливаться. А для этого нужно иметь зоркие глаза. А чтобы иметь зоркие глаза для этого необходимо тренировать глаза, чтобы они были здоровыми. И не только артиллеристу нужно тренировать глаза, но и танкисту, и летчику, и пехотинцу, и моряку. Вы хотите, чтобы глаза были здоровыми? Будем их тренировать?
- А вот мой дедушка воевал на войне и был разведчиком. Ему необходимо было иметь не только зоркие глаза, но и чуткие уши, тонкий слух, чтобы все слышать, что происходит вокруг. Уши тоже нужно беречь, чтобы были здоровыми. А слух тренировать. Согласны?
Чтобы быстро бегать, солдату нужно правильно дышать, чтобы не устать на полпути. А чем мы дышим? Носом, конечно. Беречь нужно и нос, и органы дыхания. Солдаты служат в разных войсках, служат пограничниками, танкистами, летчиками, моряками. И всем им необходимо беречь свое здоровье, чтобы не подвести товарищей в бою. - Ребята, а у вас всех папы сильные? Наши мальчики подрастут и тоже станут сильными.
- Какие у вас мускулы сейчас? (маленькие, нежные). Потому что вы еще дети, вы растете. Мы уже говорили, чтобы стать сильными, что нужно делать? (зарядку). Да, в здоровом теле – здоровый дух.
| Вторник (первая половина дня) | Физкультминутка (Ежедневно) | Дети вместе с педагогом выполняют спортивные движения под музыку. |
| Мастер-класс «Заниматься спортом интересно!» | В гости к детям приходит воспитанник подготовительной к школе группы, который активно занимается спортом. Он показывает свои упражнения. Педагог вместе с детьми задает ему вопросы о том, как он тренируется, каким спортом занимается. Мальчики группы проявляют инициативу и тоже отжимаются. | вторая половина дня | Игра-имитация «Мы - футболисты» | Дети вместе с воспитанником подготовительной к школе группы имитируют игру в футбол. | Занятие «Наши глазки»
Упражнения для глаз (В течение реализации проекта и затем в течение учебного года) | Педагог знакомит детей на формальном уровне с внешним строением глаза; добивается правильного произношения терминов: глаз (глаза), веко (веки), ресницы, бровь (брови); знакомит с их значением в охране глаз; правилами охраны их здоровья. Обучает детей элементарным приемам саморасслабления. Развивает двигательную активность. Дети вместе с педагогом выполняют гимнастику для глаз, упражнения «Удивление», «Вертикали-горизонтали», «Косые глаза», «Моргание». | Среда (1 половина дня) | Чтение стихотворения С. Погореловского «Про глаза-глазенки». Рисование «Дорисуй ресницы» | Педагог развивает интерес детей к художественной литературе, предлагает дорисовать ресницы. | Подвижная игра «Меткий солдат (стрелок)» | Дети стараются попасть мячом в обруч, который прикреплен к стене. | Занятие физической культурой «Как стать сильными» | Инструктор по физической культуре рассказывает детям, как стать сильными, что сейчас дети будут тренироваться и готовиться к соревнованиям, посвященным Дню защитника Отечества. | (2 половина дня) | Занятие «Как мы слышим» | Педагог закрепляет умение различать и показывать правое и левое ухо; добивается правильного усвоения и произношения терминов «уши», «ухо», «слух»; знакомит на формальном уровне со строением уха, с назначением и правилами поддержания здорового состояния ушей. Обучает детей приемам саморасслабления; развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. Развивает двигательную активность. | Четверг (1 половина дня) | Рисование «Дорисуй ушки» | Педагог раздает детям листы с нарисованным трафаретом головы человека, дети рисуют пальчиком уши. | Проведение игр на развитие слухового внимания (В течение реализации проекта, в течение учебного года) | Педагог проводит с детьми игры: - «Кто позвал»,
- «Где звенит»,
- «Угадай, на чем играю»;
- «Кто что услышит»,
- «Гриб, дерево, кочка» и др.
| Подвижные игры: «Десант» (бег); «С кочки на кочку» (прыжки»; «Разведчики» (подлезание и лазанье»); «Кто дальше бросит гранату» (бросание и ловля); «Найди свое место» (ориентировка в пространстве). | Инструктор по физической культуре побуждает детей продолжать готовиться к соревнованиям, посвященным 23 февраля, способствует реализации потребности детей в двигательной активности, развивает физические качества детей; творчество в отображении образа сильного, умелого солдата. | (2 половина дня)
| Занятие «Как мы дышим» | Педагог закрепляет умение детей различать и показывать нос; добивается усвоения и правильного произношения терминов «нос», «ноздри»; «переносица», познакомит со значением носа для жизни и здоровья человека; с правилами его здоровьесбережения. Обучает детей приемам саморасслабления; развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. Развивает двигательную активность. | Пятница (1 половина дня) | Дыхательная гимнастика (В течение реализации проекта, в течение учебного года) | Педагог показывает детям несложные упражнения на дыхание: «Часики», «Трубач», «Паровозик», «Солдаты», «Насос», «Подуем на снежинку», «Сильный ветер, слабый ветер». |
| Занятие физкультурой на улице Подвижная игра «Береги свой снежок» Малоподвижная игра «Хоровод» | Педагог выполняет с детьми комплекс общеразвивающих упражнений «Мы - сильные». Педагог способствует реализации потребности детей в двигательной активности, развитию физических качеств.
| Гимнастика для носа (В течение реализации проекта, в течение учебного года) | Педагог показывает детям гимнастику для носа: поглаживание крыльев носа, потирание, постукивание и т.д. | 2 половина дня
| Лепка «Нос для Колобка» | Педагог рассказывает сказку «Колобок» и обращает внимание детей, что у Колобка нет носа. Предлагает сделать ему нос. | Игра «Надуй шарик» | Дети соревнуются, у кого получится надуть шар побольше. |
|
| Заключительный этап |
| Спортивное развлечение «День защитника Отечества» | Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем проводит спортивное развлечение «День защитника Отечества». | Понедельник (первая половина дня) |
|
Итоги проекта | Результат реализации проекта: - Отношение 100% детей к защитникам Отечества, к Армии, к занятиям физкультурой положительное (наблюдение и анализ детской деятельности, бесед с детьми);
- 80% воспитанников проявляют познавательные способности, интерес и стремление к творческой деятельности (наблюдение и анализ детской деятельности, продуктов детской деятельности;
- 70% детей охотно выполняют упражнения по охране зрения, слуха, органов дыхания, для формирования осанки, для профилактики плоскостопия;
- Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, желание и стремление к эмоциональному общению с отцом, дедушкой, дядей (наблюдение и анализ детской деятельности, бесед с родителями);
- 25% детей высказывают свои предположения, активно участвуют в беседе.
- 50% детей способны договариваться, оказывать друг другу поддержку.
- 75% родителей активно участвовали в подготовке условий деятельности детей.
Продукты реализации проекта: - пилотки из газетной бумаги;
- мультимедийная презентация «Мой папа (дедушка, дядя) – защитник Отечества»;
- мультимедийная презентация «Глаза, здоровьесбережение»; «Уши, здоровьесбережение», «Нос, здоровьесбережение»;
- выставки детского творчества «Глазки-глазоньки», «Ушки на макушке», «Нос для Колобка»;
- конспекты занятий «Наши глазки»; «Как мы слышим», «Как мы дышим»;
- сценарий спортивного развлечения «День защитника Отечества».
Презентация проекта на ближайшем родительском собрании. |